Президент Академии наук и раис, который не Раис. Руслан Айсин подводит татарстанские политические итоги года

Татарстан за год потерял содержание, считает Руслан Айсин

Политолог Руслан Айсин подводит итоги 2023 года. Он считает, что Татарстан, который существовал 30 лет назад и сегодня — это разные по политическому наполнению образования. Эксперт показывает разницу на примере многочисленных поправок в Конституцию республику, которые спешно были внесены в уходящем году местными депутатами по указанию из Москвы.

"Камо грядеши", Татарстан? (от лат. Quo vadis, Domine? ("Куда ты идёшь, Господи?") — фраза, сказанная, по преданию, апостолом Петром Иисусу Христу, когда апостол во время гонений императора Нерона на христиан покидал Рим. По другой версии апостол Пётр сказал эту фразу Иисусу Христу на Тайной вечере (Иоан.13:33—36). В Риме существует церковь Домине-Кво-Вадис, расположенная на месте, где по легенде, апостол Пётр встретил Христа, к которому обратился вопросом: "Куда ты идёшь, Господи?" — "Idel.Реалии"). Всякий раз так в пустоту бросаем риторически один и тот же вопрос. Куда движемся, понимаем ли мы, что дорога, которой мы следуем, определена не нами? Как говорил Ницше, велик тот, кто дал направление. Но мы не в состоянии сами себе определить вектор пути. За нас это решает Москва. И в этом наша главная ошибка. Мы отказались от политической борьбы, отдаем все, что было завоевано, приобретено в 90-е годы.

Вот ведь извечный вопрос, который поднимали еще стоики: можно ли говорить, что человек, проживающий каждый новый день, это все тот же человек? Ведь он меняется, его посещают разные мысли, он встречается с различными людьми, которые психологически и ментально меняют его хоть на толику, попадает в новые ситуации, стареет или взрослеет, гневается или радуется, то есть он не имеет константного состояния. Эту тему развили уже постмодернисты. Если из условной машины марки "А" поменять все внутренности, останется ли она той же в сущности машиной или же это уже иной объект? Что здесь первично: первое определение или новое состояние явления?

Эту философскую линию я здесь привел для того, чтобы задать нам всем этот схожий вопрос: Татарстан тот же, что был 25–30 лет назад? Сохранил ли он свою подлинность или мы имеем дело с совершенно новой институцией, формой, содержанием?

Мы, на мой взгляд, разучились ставить важные — хоть и абстрактные — вопросы, а без них нельзя получить правильного ответа. Все остальное будет поверхностным, скользящим, не проникающим в корень проблемы.

По договорённости с редакцией, я обязался написать итоги уходящего 2023 года для Татарстана, выделить главные, как я их вижу, события. Но пессимизм перекрывает все мои аналитические потуги в этом вопросе. Он заворачивает меня в ту самую философски-рассудительную степь, с которой я начал этот текст…

И все же жанр статьи от меня требует хоть что-то выдать на-гора.

Поэтому остановлюсь на двух печальных событиях политической жизни Татарстана.

Первое. Фактически концептуальный демонтаж Академии наук Татарстана как центра татарской гуманитарной мысли. Президентом АН РТ был избран единогласно брат раиса Татарстана Рустама Минниханова Рифкат, экс-начальник республиканского ГИБДД, отставной генерал. Теперь у академика Рамзана Кадырова есть достойный визави — Рифкат Минниханов.

Даже Лаврентий Берия, курировавший советскую науку, не был академиком. А жил бы в Казани — получил бы этот высокий статус наверняка.

Кстати, Минниханов тем самым восстановил баланс. Он "переиграл" всех в Москве и восстановил должность президента, правда, Академии наук Татарстана и не для себя, а для брата Рифката.

Но и это еще не всё. Если продолжать эту печально-комичную аналогию, то получается вот что: Рустам Минниханов по федеральному закону (об этом ниже) уже не президент Татарстана, а "раис", то есть "председатель", если в переводе с татарского.

Но и здесь есть перекрестие символического.

Младшего брата в семейной троице Миннихановых, главу одного из районов Татарстана, зовут Раис. Так что в случае преемственности династической он вполне может заступить на место своего брата. Тогда он будет звучать как "Раис Республики Татарстан Раис Минниханов".

То есть три былинных брата, а это чисто мифический сюжет с претензией на знаковость и историческую аналоговость, собрали необходимый политико-административный пазл. Они сформировали тотальность политического, три поста по факту заключили в одном.

Однако такой политический анекдот может завлекать формой, но не содержательной частью. Академия наук республики была по факту последним крупным актором политической суверенной мысли в татарском мире. С недавнего времени над учеными утвердили надзор. Помимо федерального, силового, добавился и внутренний. Здесь тоже три в одном.

А в январе уходящего года парламент Татарстана искромсал собственную конституцию. Элементы государственности и самостоятельности были убраны. Хотя за них проголосовал народ. Теперь в главном документе Татарстана нет упоминания о суверенитете и гражданстве, институте президентства с обязательным знанием татарского языка, договоре о разграничении полномочий между республикой и Российской Федерацией, то есть соглашения двух равнозначных государственных субъектов.

И многонациональный народ отныне не "носитель суверенитета". А кто же тогда? И это не только философский вопрос, но и юридический! Кто подлинный хозяин и учредитель суверенности? Не чиновники же, в самом деле!

В такт путинской СВО (так в России называют войну России против Украины"Idel.Реалии") под раздачу попала и конституционная норма, в которой говорилось, что "Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами", а "пропаганда войны запрещается".

Ну и Конституционный суд республики также пустили под нож. Удивительно вообще, что оставили саму конституцию, зачищенную и зацензурированную. Но и этот итог нас еще может ожидать впереди.

Формально вроде бы все на месте: конституция, раис-глава, академия наук, республика, татарский язык на бумаге и в отчетах, концерты, сабантуи, флаг, герб… Но вот содержания нет. Оно выхолощено, безжизненно.

И поэтому вопрос остаётся открытым: что важнее форма или содержание? Мы готовы биться за Татарстан, который еще есть или будем создавать новый? В уже новом, 2024, году?

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь