"Не для того Фаиля сажали, чтобы потом отпустить". В суде начинается рассмотрение жалобы на приговор Фаилю Алсынову

Фаиль Алсынов. Архивное фото

Сегодня, 18 апреля, Верховный суд Башкортостана должен рассмотреть апелляционные жалобы на приговор башкирскому активисту Фаилю Алсынову, а также апелляционное представление республиканской прокуратуры, которая требует назначить ему дополнительное наказание. Сам активист, не желая повторения баймакских событий, обратился к сторонникам с просьбой не приходить в суд, поскольку заседание, вероятно, пройдет в закрытом режиме, а сам Алсынов будет участвовать в процессе по видеосвязи из СИЗО в Магнитогорске. Тем временем источники "Idel.Реалии" сообщают, что количество фигурантов "Баймакского дела" достигло 85 человек, а дела первой партии признавших свою вину направлены для рассмотрения в суд города Орска Оренбургской области.

ПРОКУРАТУРА ТРЕБУЕТ НАЗНАЧИТЬ АКТИВИСТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ

"Idel.Реалии" выяснили, что прокуратура Башкортостана в своем апелляционном представлении потребовала назначить Фаилю Алсынову дополнительное наказание в виде лишения его прав заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов, а также с организацией, проведением массовых мероприятий, с участием в них и посещением мест их проведения сроком на три года. Срок лишения свободы гособвинение просит оставить прежним — четыре года лишения свободы в колонии общего режима.

Представление 31 января 2024 года подписал прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Башкортостана Руслан Сарсембеков.

17 января Баймакский районный суд республики приговорил Фаиля Алсынова к четырем годам колонии общего режима за речь на народном сходе, в которой следствие и суд усмотрели признаки ненависти по отношению к армянам, жителям Кавказа и Центральной Азии (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Гособвинение запрашивало ему более мягкое наказание: тот же срок, но с отбытием в колонии-поселении. Сам осужденный вину не признал — он назвал свое дело политически мотивированным.

Сразу после оглашения приговора в Баймаке начались массовые протесты, которые переросли в столкновения с полицией. Среди протестующих были раненые. Силовики применяли слезоточивый газ и, предположительно, шумовые гранаты. Следующая акция в поддержку Алсынова прошла 19 января в Уфе, на площади у памятника Салавату Юлаеву.

По итогам протестов Следственный комитет в Башкортостане возбудил уголовные дела об организации и участии в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также по статье о применении насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ).


Фаиль Алсынов и его адвокат Ильнур Суюндуков в апелляционных жалобах просят суд отменить обвинительный приговор и вынести оправдательный вердикт в связи с отсутствием события преступления: "В случае с Алсыновым что-то прогнозировать сложно. Конечно, мы ожидаем, что приговор будет изменен, — прокомментировал изданию "НеМосква" Суюндуков. — Хотя бы в части наказания. Если же мы говорим о правовой стороне, то есть масса процессуальных нарушений, которые с точки зрения законодательства должны привести к отмене приговора и пересмотру дела".

— К сожалению, если реально смотреть на вещи, то, думаю, в апелляции ничего не изменится, — сказал башкирский политэмигрант Руслан Габбасов. — Не для того Фаиля сажали, не для того увеличивали прямо в суде наказание, чтобы потом отпустить. Не для того [глава РБ Радий] Хабиров лично писал на него заявление. И не для того столько народу посадили после баймакских событий.

ФАИЛЬ АЛСЫНОВ: "ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ МОЛИТЬСЯ ЗА МЕНЯ, ЭТО БУДЕТ БОЛЬШИМ ПОДСПОРЬЕМ"

Накануне судебного заседания в Верховном суде Башкортостана Фаиль Алсынов обратился к своим сторонникам с просьбой не приходить на процесс. Письмо активиста на башкирском языке опубликовала в соцсетях его жена — Галия Алсынова.

Алсынов указал, что заседание суда пройдет в закрытом режиме, он будет участвовать в нем по видеоконференцсвязи из СИЗО в Магнитогорске.

— Если вы будете молиться за меня, это будет большим подспорьем, — написал Алсынов.

Активист сообщил, что у него "хорошее самочувствие", он сидит "один в темной камере". По словам Алсынова, у него "нет разрешения на такие вещи, как телевизор, радио", но он получает много писем и открыток, в том числе от своих детей.

— Все свои дни я провожу за книгами, в молитвах, занимаюсь спортом, — написал активист.

В письме Фаиль Алсынов также напомнил о произошедших возле Баймакского райсуда 17 января событиях. Он заявил, что если бы он знал, чем все обернется, то "сделал бы все возможное, чтобы не было такой ситуации".

— 15 января [2024 года], накануне дня вынесения постановления [суда], в народе царила неразбериха, — напомнил Алсынов. — Я не ожидал, что соберется такое большое количество людей. Вы видели, как народ слился воедино, как были переполнены мои чувства. Увидев толпу на улицах, судья перенесла заседание на 17 января. После суда [15 января] я также просил не приезжать, потому что многие приехали из других районов... Но 17 января людей пришло еще больше. Я это увидел и сказал нескольким знакомым, чтобы они смотрели, чтобы не было провокаций, потому что моих близких друзей в этот день уже арестовали и посадили на сутки.

Алсынов также отметил, что, увидев "критическую ситуацию" [столкновения на площади с полицией], он "обратился к полицейским с просьбой вывести его на пять минут на улицу", но те, сперва согласившись, все-таки отказались это делать: "Видимо, кому-то нужно было, чтобы так все сложилось".

— Чем закончится финал, заранее неизвестно, — отметил Алсынов. Он пояснил, что "если бы суд 17 января [меня] оправдал, тоже нашли бы обратную сторону", и напомнил, что некоторые говорили: "Вот, ведь это спектакль, понятно, что не посадят".

Далее в письме активист привел примеры из истории Башкортостана XVII-XX веков. Говоря, по всей видимости, о потерях башкирского народа в восстаниях и других катаклизмах, происходивших в Российской империи, Алсынов предположил, что сейчас "башкирский народ насчитывал бы не 2 млн, а 5 млн [человек]". "Но если бы тогда не поднялись богатыри, мы бы давно уже были бы безземельными", — заявил активист.

В конце обращения Фаиль Алсынов поблагодарил сторонников за помощь его семье и семьям арестованных по "Баймакскому делу".

Адвокат Алсынова Ильнур Суюндуков объяснил изданию "НеМосква" позицию своего доверителя: "Мы думаем, что призывы собраться около здания Верховного суда Республики Башкортостан, которые сейчас распространяют в соцсетях, исходят не от искренних сторонников Фаиля, а от провокаторов. И чтобы не подвергать риску тех, кто хотел бы поддержать Фаиля, мы просим не приходить к зданию суда".

Жена активиста Галия Алсынова в одном из своих постов в соцсетях рассказала, как прошло первое свидание активиста с семьей, которое состоялось в конце марта.

"…В три часа ночи мы выехали из деревни, по дороге шел дождь, в десять [утра] приехали. Очередь длинная. Прием документов на встречу состоялся только после обеда. Увидев его [Алсынова] фамилию, они закрыли окно и попросили подождать до трех [часов], чтобы на последнем сеансе встретиться отдельно. Когда мы спросили, почему, ответили, что он не должен пересекаться с другими. Разговаривали по телефону, через стекло, просили говорить только по-русски. Спецназ дежурит [в СИЗО] до сих пор", — написала Галия Алсынова.

Она также отметила, что условия содержания мужа "не очень хорошие: подвал, высокая влажность, нет окон, не проветривается, на улицу не пускают, нет горячей воды, часто готовят из свинины…"

АДВОКАТ: "ЛЮДИ КАК СИДЕЛИ В СИЗО, ТАК И СИДЯТ"

В Telegram-чатах сообщают, что задержания по "Баймакскому делу" продолжаются до сих пор. Так, один из пользователей с ником "Бродяга" сообщил, что в начале этой недели в Абзелиловском районе его отца, который, по его словам, был на сходе возле Баймакского райсуда в январе, "вызвали в отдел полиции без повестки". "Он был там случайным образом, вместе с мамой и тетей; отцу 68 лет, а матери 70 лет", — написал пользователь.

Далее он сообщил, что пришедшие к отцу сотрудники полиции "представились, что они с Белорецка, а не местные абзелиловские".

"В Абзелиловском районе в последнее время очень активно работают товарищи полицейские — моих знакомых вызвали на той неделе, говорят, что очень много людей в отделении по баймакским делам, прямо очередь", — написали ему в ответ.

Источник "Idel.Реалии", знакомый с ходом следствия, подтвердил, что "оперативно-розыскные мероприятия по делу, в том числе отсмотр видео, опросы, задержания, всё ещё идут". Он затруднился назвать точное количество фигурантов "Баймакского дела", но заявил, что "в СИЗО по этому делу сейчас сидит не менее 85 человек".

Собеседник редакции также сообщил, что, по его данным, к апрелю следствие закончило расследование дел первых десяти фигурантов, которые дали признательные показания; некоторые из них, по словам источника, "заключили со следствием досудебные соглашения".

— В начале нынешнего месяца дела этих обвиняемых были направлены в один из судов города Орск Оренбургской области, — рассказал один из источников. — Думаю, сейчас за одно-два заседания их дела быстро прогонят, дождутся вступления приговоров в законную силу и начнут уже работать по остальным — по тем, кто не признал вину, кто "сидит" на 51-й статье [Конституции РФ].

На вопрос, почему дела направили в соседний регион, ни один из собеседников ответить не смог.

Ранее источники "Idel.Реалии", а также некоторые адвокаты сообщали, что, по их данным, дела первой партии обвиняемых будут направлены в Басманный суд Москвы.

Один из собеседников редакции предположил, что первая партия обвиняемых может получить обвинительные приговоры "от условного срока до одного-двух лет реального лишения свободы".

— Конкретный приговор будет зависеть от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств, от того, подписал ли фигурант досудебное соглашение; и, разумеется, от того, что конкретно инкриминируется ему в рамках предъявленного обвинения. У них у всех есть 212-я статья УК, у большинства также — 318-я статья.

Один из адвокатов, знакомых с материалами "Баймакского дела", подтвердил, что дела первого эшелона фигурантов направили в Орск, но уточнил, что, по некоторым данным, Генпрокуратура РФ "пока что распорядилась вернуть эти дела следствию".

— Что-то надзорному ведомству там не понравилось в квалификации обвинения, но это еще нужно проверять, — добавил адвокат.

Он также сообщил, что, по его информации, с теми, кто не признал вину, по-прежнему не проводится никаких следственных действий.

— Никаких экспертиз, никаких очных ставок, никакого ознакомления с материалами дел нет, — отметил собеседник редакции. — Люди как сидели в СИЗО, — кто с конца января, кто с февраля, кто с марта — так и сидят.

Из письма обвиняемого по "Баймакскому делу" Ильяса Байгускарова, 8 апреля 2024 года:

"Многие, наверное, ошибочно полагают, что мы все сидим в СИЗО, но на самом деле мы все уже сидим в тюрьме, в том самом классическом понимании тюрьмы. Думаю, СИЗО не передает весь смысл того учреждения, в котором мы обитаем уже три месяца.

Тюрьма — это "крышка", а крышка — это три квадратных метра на одного человека и 24 часа в этом помещении с еще восемью ребятами. Многие здесь сидят уже в таком положении 2-3 года, только и делают, что мечтают доехать до зоны, так как на зоне режим и положение проще. Во всяком случае, ты можешь заниматься физической деятельностью, свободно гулять по территории исправительной колонии, посещать, допустим, мечеть или спортзал…

Тюремные стены ассоциируются с творчеством Ремарка, именно его я читаю уже третий месяц. <…> Единственное, чего не хватает, — это, конечно же, походов в мечеть, времени с женой, прогулок по Уфе или по окрестностям родной деревни. Так уж сильно наш народ привязан к земле, я в том числе…"


9 апреля родственницы фигурантов "Баймакского дела" записали видеообращение, в котором поблагодарили многих людей за помощь их арестованным близким.

— Нежданно-негаданно на народ Башкортостана обрушилась беда. За "Баймакское дело" задержали наших мужей, отцов, матерей братьев, сыновей, товарищей, друзей. В это тяжёлое для нас время вы протянули нам руку помощи, не оставили нас в одиночестве с нашей бедой, помогли оплатить услуги адвокатов, передачи в СИЗО, передали нашим детям гостинцы, подарки… Поистине золото собирается крупицами! Всем, кто не остался в стороне от горя родственников, помог им душевной теплотой и взял на себя частичку забот в эти тяжелые времена — всем неравнодушным жителям Республики Башкортостан и Российской Федерации выражаем огромную благодарность! — сказали женщины.

ОБНОВЛЕНО В 11:30 (МСК):

Верховный суд Башкортостана оставил без изменений приговор в 4 года колонии. Суд также назначил Алсынову дополнительное наказание — запрет сроком на 2 года 6 месяцев администрировать сайты и учавствовать в массовых мероприятиях.

  • Фаиля Алсынова обвинили по ч.1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") за выступление на сходе граждан в селе Ишмурзино в Баймакском районе РБ, прошедшем 28 апреля 2023 года. По версии следствия, активист "выступил с речью на башкирском языке, содержащей высказывания, в которых негативно оцениваются группы лиц… — "жители Кавказа", "Средней Азии", "армяне", а также унижение их человеческого достоинства".
  • В частности, говоря о карьерах, образовавшихся в Зауралье в результате золотодобычи, заброшенных деревнях, Алсынов, согласно заказанному следствием переводу, заявил: "Какая нам выгода от этого?... Наши парни уезжают — головы кладут, погибают. Ведь тут даже мужчин не остается, могущих наши земли защитить. Женщины, старушки ведь только остались. Пьющие умирают от пьянок, живые погибают на войне [с Украиной]…"
  • Говоря о том, что башкирам некуда переселиться из своего дома, активист, согласно переводу, заявил, что, к примеру, "армяне уедут на свою родину, "кара халык" — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан". "Мы не сможем переселиться, у нас нет другого дома, наш дом тут!" — сказал Алсынов. Он также добавил: "Армяне отбирают наши земли; говорю, конечно, в кавычках — там не только армяне, остальные тоже".
  • Уголовное дело против активиста управление СКР по Башкортостану возбудило по просьбе главы РБ Радия Хабирова. Он потребовал привлечь Алсынова к уголовной и административной ответственности по обвинению в "разжигании межнациональной розни", в "призывах к антигосударственным выступлениям" и "к осуществлению экстремистской деятельности", а также за "дискредитацию Вооруженных сил РФ".
  • Активист назвал обращение Радия Хабирова в СКР "доносом" и в "открытом письме" главе республики отверг все обвинения.
  • Процесс над Фаилем Алсыновым проходил в Баймакском райсуде с декабря 2023 года в закрытом режиме.
  • Защита активиста выражала недоверие "всей судебной системе" Башкортостана и требовала перенести рассмотрение дела в другой регион. В прениях Алсынов и его адвокат просили суд вынести оправдательный приговор. Вину Фаиль Алсынов не признал.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.