Назначение Бадранова: усиление команды Хабирова или затыкание дыр?

Азат Бадранов. Архивное фото

На этой неделе глава Башкортостана Радий Хабиров назначил вице-премьера республики Азата Бадранова на должность первого заместителя руководителя администрации главы региона по внутренней политике. В конце сентября 2022 года Бадранов записался добровольцем и заявил, что уезжает на войну с Украиной. В начале апреля "по приказу" он вернулся домой. Эксперт по федеративным отношениям Харун (Вадим) Сидоров рассуждает, с какой целью Радий Хабиров вернул своего соратника в республику.

Новость о назначении Азата Бадранова первым руководителем администрации главы Башкортостана последовала почти сразу за новостью о поддержке Кремлем выдвижения Радия Хабирова на второй срок. И, видимо, такая синхронность неслучайна.

— Основная причина возвращения Бадранова на "гражданку" — предстоящие выборы главы Башкирии. Внутреннему блоку для ключевого регионального события необходимо мощное усиление, — пишут в связи с этим системные политические аналитики.

При этом подчеркивается, что задачей Бадранова будет "купировать возможные межэлитные и межнациональные провокации", так как Башкортостан — это тот регион, в котором "периодически "качается" "национальный вопрос", причем "это происходит усилиями как внешних, так и внутренних акторов, заинтересованных в смене власти в регионе".

Косвенно такую версию подтвердили и сам назначенный, и его непосредственный руководитель Радий Хабиров. "Здесь есть очень важная задача, которую я вам поставил. У нас непростые события были в начале года, поэтому есть, чем заниматься", — сказал Хабиров Бадранову на предыдущем совещании правительства Башкортостана, еще до назначения на новую должность. Сам же Бадранов, комментируя свое возвращение в Башкортостан из "зоны СВО", сказал, что "триггером для такого решения" стал "ряд событий в башкирском обществе".

17 января Баймакский районный суд республики приговорил Фаиля Алсынова к четырем годам колонии общего режима за речь на народном сходе, в которой следствие и суд усмотрели признаки ненависти по отношению к армянам, жителям Кавказа и Центральной Азии (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Гособвинение запрашивало ему более мягкое наказание: тот же срок, но с отбытием в колонии-поселении. Сам осужденный вину не признал — он назвал свое дело политически мотивированным. 18 апреля Верховный суд Башкортостанаутвердил приговор.

Сразу после оглашения приговора в Баймаке начались массовые протесты, которые переросли в столкновения с полицией. Среди протестующих были раненые. Силовики применяли слезоточивый газ и, предположительно, шумовые гранаты. Следующая акция в поддержку Алсынова прошла 19 января в Уфе, на площади у памятника Салавату Юлаеву.

По итогам протестов Следственный комитет в Башкортостане возбудил уголовные дела об организации и участии в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также по статье о применении насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ).


"Непростыми событиями", на которые указали Хабиров с Бадрановым, очевидно, стали баймакские протесты и последовавшие за ними репрессии. Они позволили ряду комментаторов говорить о серьезном подрыве позиций Радия Хабирова именно в башкирской среде. Что, на мой взгляд, в текущем формате уже непринципиально, поскольку руководители регионов, включая так называемые "национальные республики" (давно превратившиеся в губернии с этническим колоритом), в своем большинстве играют роль генерал-губернаторов. А им нужна поддержка конкретного Кремля, а не эфемерных избирателей, от которых в условиях полного контроля власти над так называемыми "выборами" почти ничего не зависит.

И все же в Белом доме Уфы, видимо, решили, что полностью оголять "башкирский фланг" накануне предстоящих событий — чревато. Ведь, во-первых, башкиры опять могут "проголосовать" не избирательными бюллетенями, а "ногами и руками", как уже делали это на Куштау и в Баймаке. Во-вторых, в администрации президента России хоть и не любят выборы, но любят разного рода рейтинги, по которым оценивается "эффективность" глав регионов. Ухудшение их показателей может быть использовано против них внутрисистемными конкурентами.

В таком контексте вполне логично, что "купировать межнациональные провокации" поручат Азату Бадранову. Как никак когда-то — хоть и в другой исторической реальности — он был участником башкирского национального движения и даже осмеливался критиковать за наступление на федерализм Кремль, которому сегодня безоговорочно служит — уже после того, как тот растоптал остатки того, что в свое время защищал Бадранов.

Как ни странно, такая логика может оправдаться. По крайней мере, системный оппозиционер Рамиль Рахматов, который, как и Бадранов, в свое время был участником башкирского молодежного национального движения, уже отозвался о нем с нотками благосклонности, заявив, что по отзывам их общих знакомых Бадранов после "СВО" стал "более отзывчивым и менее агрессивным". В целом же после сентябрьских "выборов" Рахматов сулит Бадранову должность руководителя администрации Радия Хабирова.

Подобный комплимент Рахматова в адрес Бадранова вызвал негодование у представителя бескомпромиссно-оппозиционного крыла башкирского национального движения Руслана Габбасова.

— Рамиль Рахматов начал раздавать комплименты Бадранову. С чего бы это? Как может человек, который вернулся с захватнической войны, где убивают мирных жителей, женщин, детей, стариков, обстреливают и разрушают города, специально в зимнее время бьют по электростанциям и ТЭЦам, стать добрее и человечнее? — возмутился он.

И такая реакция вдвойне логична, если учесть, что на системно-оппозиционном сайте "Пруфы", обозревателем которого является Рахматов, еще недавно транслировалось совсем другое отношение к Хабирову и его команде.

Впрочем, такую благосклонность к Хабирову и Бадранову готовы демонстрировать не все. Так, активист Альберт Рахматуллин считает, что назначение Бадранова для Хабирова является не усилением команды, а фактически затыканием дыр в условиях ухода от него профессионалов (в своей сфере) вроде Сидякина, Прочаковской и Мурзагулова. При этом Рахматуллин считает, что положительного эффекта подобное назначение Хабирову не даст: "С Бадрановым Хабиров свой нулевой рейтинг превратит в отрицательный".

Меж тем назначение на должность Бадранова, предположительно призванного восстанавливать отношения Белого дома Уфы с башкирской национальной общественностью, пришлось на утверждение приговора Фаилю Алсынову Верховным судом Башкортостана. Что наглядно иллюстрирует, каким подобный "диалог" видит власть.

Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.