"В Крыму, даже здесь, в тюрьме, с огромной надеждой смотрят на то, что происходит в Украине", — написал крымскотатарский политик и активист, первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял (российский суд приговорил его к 17 годам строгого режима). Джелял считает, что "неимоверные усилия ВСУ сегодня способны вернуть все территории Украины в состав Украины". Отвечая на вопросы о реинтеграции Крыма и возвращении крымчан, Нариман Джелял отметил, что "этим нужно было начинать заниматься еще вчера, сделано мало". А вопрос статуса Крыма обсуждался, но логически завершен не был. Какие слова он передает президенту Украины Владимиру Зеленскому и верит ли, что президент Турции может помочь в освобождении политузников?
Редакция Крым.Реалии через адвокатов передала вопросы, на которые Нариман Джелял (по паспорту – Джелялов) ответил письменно, на семи страницах. Ему запретили иметь телевизор в камере, но он в курсе всех главных новостей. Мы публикуем эксклюзивное интервью Наримана Джеляла полностью.
"Та же ложь, помещенная в разные декорации"
— Как вы оценивает приговор, который вынес вам россиский суд?
Данный приговор – пример того, что представляет собой политический режим в России
— Как можно относиться к откровенной лжи? Данный приговор — пример того, что представляет собой политический режим в России. Любой человек, знакомый с азами юриспруденции, прочитав его, увидит, что суд отнюдь не добивался торжества законности и справедливости, а позорным и незаконным образом обслуживал интересы власти, которой вздумалось преследовать несогласных с ней, в том числе в назидание другим. Иного результата мы и не ожидали. Это было бы наивно.
— Вы — активист крымскотатарского национального движения, делегат Курултая и первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа. В своем последнем слове вы напомнили, что вы еще и "журналист-фрилансер, и что вы получили задание. От самого себя". Что бы вы сказали журналистам Крым.Реалии, если бы мы имели возможность общаться с вами в Крыму?
Пробивать всеми способами стены российской пропаганды
— Во-первых, я очень надеюсь, что такая возможность — общаться с вами в Крыму, нам скоро предоставится. Во-вторых, я поблагодарил бы коллег за важную и нужную работу на протяжении этих лет. И, в-третьих, просил бы делать еще больше: пробивать всеми способами стены российской пропаганды и максимально доносить объективную информацию до жителей Крыма, и о Крыме всему миру. Это крайне важно.
— Расскажите о других политузниках, которых вы видели в СИЗО за это время. Вы писали, что Ирина Данилович каждое утро поет... Слышно ли еще кого-то в СИЗО, удается ли кого-то увидеть? Как держатся? Помогает ли вам всем то, что чувствуете, слышите их?
Ира поет, и кто понимает – о чем и для чего, тот чувствует ее поддержку
— В СИЗО мне довелось познакомиться непосредственно или дистанционно со многими политузниками. Это и мой сокамерник, свидетель Иеговы Сергей Люлин, журналист Влад Есипенко, Раиф Февзи, Ансар Османов, Марлен Мустафаев и другие ребята, которых обвиняют в терроризме; Максим Лисюк и Бекир Муртазаев, которым, как Ирине Данилович, эфэсбэшники подбросили взрывчатку; так называемые "поджигатели": Богдан Зиза, Игорь и Азиз (фамилии не вспомнил), (Игорь Купич и Азиз Фейзуллаев — ред.); и "добровольцы" из Херсонской области Арсен Ибраимов, Насрулла Сейдалиев, Алексей Кисилев и другие.
У всех нас похожие, по сути, дела, отличающиеся лишь деталями. Та же ложь, помещенная в разные декорации. Разница может быть только в том, что многие не ожидали оказаться в таком положении, и только некоторые, как и я, предполагали эту угрозу. Мы стараемся знакомиться, поддерживать друг друга. Ира, например, поет — и кто понимает, о чем и для чего, тот чувствует ее поддержку.
Естественно, осознание того, что ты не один в такой беде, укрепляет тебя и помогает поддерживать других.
— В каких условиях вас содержат в СИЗО, оказывают ли давление, применяют ли пытки? Как к вам относится персонал СИЗО?
Одного знакомого заключенного не первый год одного держат в камере. Что это, как не пытка?
— Если говорить о бытовых условиях, то они далеко не самые лучшие, но и в них сотни заключенных выживают. Очень помогает помощь родных. Прямого давления на меня не оказывали, но само нахождение в тюрьме, отсутствие многих вещей, которые должны быть доступны заключенному, требует серьезного психологического напряжения и терпения. Ко мне пытки не применялись, но моего друга Асана почти два месяца держали в "карантине" в ужасных условиях, без предоставления медицинской помощи. Что это, как не пытка?
Одного знакомого заключенного не первый год одного держат в камере. Что это, как не пытка? Сотрудники относятся нормально. Даже если изначально была настороженность, то со временем они имели возможность убедиться, что имеют дело с разумным и адекватным человеком.
— Ваша жена Левиза — ваш общественный защитник. Как часто есть возможность вам видеться, есть ли свидания с детьми?
— Как общественный защитник моя супруга имеет право посещать меня в приемные дни. Эта возможность появилась у нас только 18 февраля 2022 года, то есть почти через полгода после ареста. До этого у нас было два свидания, через стекло. Детям посещать СИЗО нельзя, да и я считаю, не нужно.
Детям посещать СИЗО нельзя, да и я считаю, не нужно
Однако из-за нехватки кабинетов адвокат или защитник не всегда могут попасть в СИЗО. Приходится с ночи занимать очередь и искать, кто бы приглядел за младшей дочерью. Но Левиза старается раз в две недели минимум приходить. Пока шли суды, мы могли коротко поговорить там. На самом деле она как общественный защитник проделала огромную и важную работу.
— Вы пишете стихи, письма семье, письма воинам ВСУ. Пишете, что ваш путь – бороться. Откуда берете силы?
Поддерживает воля и стремление наших воинов к победе и их успехи
— Много что придает мне силы. И моя убежденность в правоте, которая подтверждается моими друзьями, соотечественниками, согражданами и людьми доброй воли по всему миру. И поддержка семьи и самых настоящих друзей. Моего народа. Моей страны. Поддерживает воля и стремление наших воинов к победе и их успехи. И та несправедливость, с которой столкнулась наша страна и желание, необходимость с ней бороться. И, конечно, вера, что все происходящее — это испытание от Всевышнего, и нам должно достойно его выдержать.
"Даже здесь, в тюрьме, с огромной надеждой, с ожиданием смотрят на то, что происходит в Украине"
— Крым вернулся в повестку дня, говорят многие политики и эксперты. Есть ли у вас возможность получать новости о Крыме? Знаете ли вы, что происходит сейчас, какие у вас источники информации?
Мне специально отказали в возможности иметь телевизор в камере
— К сожалению, невозможность получения оперативной информации о происходящих событиях стало для меня одним из серьезных испытаний. Мне специально отказали в возможности иметь телевизор в камере, чтобы смотреть даже пропаганду. Но адвокаты и защитник старались информировать меня, хотя это было не часто. Я при встречах спрашивал у других заключенных, Асана и Азиза.
На данный момент у нас на спецблоке сформировалась традиция: один из заключенных, у которого есть телевизор, следит за новостями и рассказывает вечером о них. Мы обсуждаем их. Конечно, это российские новости. Каждый, кто узнает что-то новое, делится с остальными. Мои защитники стараются держать меня в курсе основных событий, но это бывает не часто.
— Знаете ли вы, что в этом году президент Украины Владимир Зеленский открыл саммит "Крымская платформа", цитируя ваше письмо и ваши слова? Президент Украины сказал: "Эта российская война против Украины и против всей свободной Европы началась с Крыма, и должна закончиться Крымом — его освобождением. Мы вернемся в Крым".
— Да, знаю, и уже благодарил Владимира Александровича за внимание к судьбе политзаключенных и к моей судьбе в частности. Видел ролик. Я хочу поблагодарить всех людей, которые проявляют подобное внимание. Среди них много моих друзей, коллег. Много лично мне не знакомых людей. И я стремлюсь выразить им благодарность, в том числе, продолжая отстаивать общие для нас ценности и цели. Я уверен, что нас ждет успех.
— Возможно, вы бы хотели передать свои слова президенту и украинцам?
Все мы в полной мере начинаем осознавать цену нашей свободы и независимости
— Я прошу продолжать в том же духе, еще больше, еще лучше. Украинцы сегодня совершают подвиг. Все мы в полной мере начинаем осознавать цену нашей свободы и независимости, которая уже оплачена тысячами жизней, тысячами судеб — и в прошлом, и сегодня. Для всех нас это шанс для самоочищения, признаки которого мы, наконец-то, начали наблюдать.
Мы обязаны исторгнуть враждебные нашему государству элементы, как это еще в конце 80-х годов прошлого столетия сделали наши ближайшие европейские соседи по соцлагерю: Польша, Прибалтика, Чехия и другие. Мы должны продолжать консолидироваться.
И я прошу президента продолжать расширять фундамент такой национальной консолидации. Поверьте, и я говорю с полным основанием, в Крыму, даже здесь в тюрьме, с огромной надеждой, с ожиданием смотрят на то, что происходит в Украине. И верят, что слова Владимира Зеленского, которые вы процитировали, будут исполнены.
— Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный написал, что операция по деоккупации Крыма могут начаться в 2023-м, но для этого нужно дополнительное вооружение от стран-партнеров и создание дополнительных от 10 до 20 бригад ВСУ. Как вам кажется, Крым можно освободить военным путем?
Другого подобного шанса может не быть
— Можно и если, к сожалению, не останется иного выхода, нужно. Или это будет комбинация различных вариантов. Я осознаю, что ВСУ осуществляют неимоверное, прилагают огромные усилия. Но именно это "чудо" способно сегодня сделать максимально возможным возвращение всех территорий в состав Украины. Вопрос времени очень важен. Каждый год добавляет Украине проблем по "деоккупации" уже не только территорий, но и людей, наших граждан. Сегодня Украина добилась колоссальной международной поддержки, и это также необходимо использовать. Как и высокий моральный подъем внутри страны. Другого подобного шанса может не быть.
"Я пока дипломатично промолчу о будущем статусе Крыма"
— Остался ли политически-дипломатический путь для возвращения Крыма? Ведь деоккупация Крыма — это не только политически-юридическая задача для всего мира — как возвращать сознание крымчан, как реинтегрировать людей?
В Крыму должны быть слышны четкие сигналы из Киева, понятны перспективы
— Конечно. И я очень надеюсь, что он в значительной мере и сработает. Успехи ВСУ, точечные военные операции в Крыму на военных объектах. А также сохранение нынешней позиции мирового сообщества в отношении неприятия российской агрессии в Украине делают политико-дипломатический путь деоккупации Крыма весьма вероятным и оптимальным.
— Что касается реинтеграции населения Крыма, то необходимо было начинать вчера. И хотя многие шаги делаются, я считаю, можно было сделать больше. В Крыму должны быть слышны четкие сигналы из Киева, понятны перспективы. Так как Кремль продолжает пугать "нацистским режимом" и другими страшилками.
— Нужны законодательные решения. Нынешняя законодательная база не предусматривает ответственности многих, кто содействовал оккупации, а мы, в отличие от Кремля, не должны допускать своеволия, и действовать четко на основании закона. Иначе чем мы лучше, даже если и будем правы по сути?
Кто-то занимается подготовкой кадров для возвращения Крыма?
Кто-то занимается подготовкой кадров для возвращения Крыма? Или опять направят "киевских", "львовских", "днепровских" и тому подобное? А ведь на свободной территории полно жителей Крыма, особенно студентов, у которых больше шансов быть правильно принятыми в Крыму после освобождения.
Обсуждается ли серьезно вопрос собственности, которая за годы оккупации появилась, изменилась, сменила владельцев? И много других вопросов практического и психологического характера. Я пока дипломатично промолчу о будущем статусе Крыма. Вопрос, который было начал обсуждаться, но логического завершения не нашел.
— 27 членов ПАСЕ поддержали декларацию о политических преследованиях крымских татар на оккупированных Россией территориях. Как вам кажется, насколько международное сообщество может помогать и влиять в этих вопросах? Они признают, но сделать с Россией ничего не могут?
— Международное сообщество имеет все возможности поступить правильно, а именно — в соответствии с провозглашенными и принятыми им же принципами и нормами. Против них, собственно, и направлена агрессия России. Это ведь легко читается в посланиях ее руководства. Поэтому ситуация в Украине важна не только для нас, но и для Европы, и в целом мира.
Поведение России уже породило кризис международного порядка
Поведение России уже породило кризис международного порядка. Я не сторонник его неприкосновенности и неизменности. Но Кремль явно не стремится изменить его в лучшую сторону. По большому счету, как и для Украины, для Европы нынешний кризис — это возможность избавиться от пагубных зависимостей, которыми с целью принуждения и шантажа пользуется Россия.
Призвать, и если надо — принудить ее действовать по правилам. Естественно, для этого придется, и уже пришлось покинуть "зону комфорта". Это всегда болезненно, но результат, я уверен, того стоит. Кроме того, это проверка на приверженность собственному "я" Европы и свободного мира.
— Мустафа Джемилев говорил, что планирует обсудить с Реджепом Эрдоганом вопрос о возможности вашего освобождения. Как вы относитесь к этому, как оцениваете шансы?
— Как может относиться человек, которого незаконно осудили на 17 лет тюрьмы, к возможности оказаться на свободе, быть вместе с родными и друзьями? Бороться вместе с соратниками и единомышленниками за общие цели? Я знаю, что подобные разговоры были. Я знаю, что президент Турции готов содействовать в освобождении политузников. И вы знаете, что ему уже это удавалось. Но, учитывая непредсказуемость и психологическое состояние Кремля сегодня, мне сложно говорить о шансах.
Могу лишь сказать, что всегда считал, что мы должны любыми доступными, не роняющими наше достоинство способами, добиваться освобождения наших граждан из российских тюрем.
Оригинал материала: Крым.Реалии
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.