В Кирове выпускники Военной академии ракетных войск жалуются на невозможность прекратить службу по контракту. Егор Гламбоцкий и Виктор Дей пытались отчислиться, еще будучи курсантами, но получили отказ. Они рассказывают об уговорах и угрозах, которыми их пытались заставить закончить вуз. После распределения на службу в военные части оба подали рапорты на увольнение, но подписать их не могут с ноября.
Your browser doesn’t support HTML5
Лейтенант Виктор Дей четвертый месяц ведет переписку с Министерством обороны и военной прокуратурой, чтобы уволиться из армии. Закончить службу по контракту в восьмой ракетной дивизии в Кировской области он решил сразу, как только сюда приехал. Но приказ об увольнении ему не выдают.
"Как мне объясняет причину один из командиров: "Ты назначен приказом министра обороны на должность, поэтому уволить тебя может только он. А ему до тебя вообще нет дела, так что мы тебя раньше года отсюда не уволим точно", – пересказывает военнослужащий.
Завязать с военной службой Дей решил, еще когда был курсантом Военной академии ракетных войск имени Петра Великого в Москве. На стажировках он столкнулся с бытом военнослужащих и понял, что такая жизнь не для него. В декабре 2018 года, за полгода до выпуска, Виктор попытался отчислиться. Но руководство вуза было резко против. Дей вспоминает, что в ход пошли угрозы и тотальный контроль.
"Говорили, что отправят мою плохую характеристику как личности с моей фотографией в место, где я родился, в мою станицу, в мою школу, – рассказывает военнослужащий. – Давление оказывалось и на меня, и через моих родственников. Ко мне и охранника приставляли, который за мной целый день ходил – и в туалет, и поесть, и даже спать он тоже пришел со мной".
К увольнению лейтенант Дей подготовился: юрист посоветовал ему стать индивидуальным предпринимателем, а военным это запрещено законом. Но военная прокуратура на рапорт Виктора о собственных нарушениях ответила, что его "доводы не содержат безальтернативных оснований для увольнения с военной службы". Вопрос об увольнении спустили в дивизию, где служит Виктор. Там приказ не подписывают.
В такой же ситуации оказался Егор Гламбоцкий – еще один выпускник академии Петра Великого. Он проходит службу в военной части в Свердловской области. Чтобы уйти со службы, он тоже зарегистрировал ИП.
"После того, как я в генеральную прокуратуру написал, мне приходит письмо, что да, "ваша вина доказана: вы совершаете умышленные действия с целью обогащения" и так далее. Типа, предоставляем документы вашему командованию на представление к увольнению, – рассказывает о развитии событий Егор Гламбоцкий. – А через неделю мне приходят документы из кадров РВСН [отдела кадров ракетных войск стратегического назначения], где начальник отдела кадров пишет, что "ваша вина не доказана, будет проводиться разбирательство, в увольнении отказать".
Егор обязан появляться на службе раз в 10 дней, иначе ему грозит уголовная ответственность. Несмотря на прогулы, зарплату он получает. В остальное время удаленно работает в сфере веб-дизайна в одной из столичных компаний и планирует переехать в столицу. Но на службе ему также угрожают. "Мне один из офицеров дивизии сказал, что меня переведут в места отдаленные настолько, что там интернета нет, вот у тебя бизнес, говорит, попрет", – рассказывает военнослужащий.
Глава общественного движения "Гражданин. Армия. Право" Сергей Кривенко подтверждает, что такие проблемы с увольнением из армии – не единичные. Точная статистика неизвестна, так как армия – закрытая структура. Тянуть время с решением об увольнении военнослужащего позволяет формулировка закона, согласно которой в большинстве ситуаций его руководство может увольнять, но не обязано.
"Личное желание по увольнению военнослужащего – не определяющее для разрыва контракта. [Разрыв контракта возможен] только по согласованию с командованием", – поясняет Сергей Кривенко.
Скорее всего, в увольнении военным отказывают из-за нежелания терять кадры, считает Кривенко. Сейчас в армии дефицит контрактников, и за потерю действующих военнослужащих руководителям на местах "спасибо" не скажут.
"Ну и второе – из-за такого бардака, другого слова не подберу, по делопроизводству. Бардака по отношению к военнослужащим, по внутренним служебным отношениям, которые происходят в армии и с которыми очень много обращается военнослужащих”.
Пока Виктор Дей и Егор Гламбоцкий продолжают числиться в армии. Виктор на днях прошел аттестационную комиссию, которая постановила уволить его, но коллеги по службе говорят, что это решение в ближайшее время жизнь Виктора не изменит. Даже если руководство не передумает, то оформление увольнения может занять до года.
Оригинал материала: Настоящее время
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.