Вместо сквера на улице Академика Губкина в Казани вырастет девятиэтажка

В густо застроенном микрорайоне, где на узком проезде частенько не могут разъехаться две машины и состояние с парковочными местами критическое, должна появиться новая девятиэтажка. Возвести её собираются на единственном месте, где можно и когда-то власти планировали разбить сквер. Точечная застройка в Казани, о запрете которой не раз говорил президент Татарстана Рустам Минниханов, продолжается.

Несколько недель назад на улице Академика Губкина между домами 28А, с одной стороны, и 30А, 30Г (где расположен "Энергосбыт"), с другой, вырос забор. Он оградил будущую стройплощадку. Два старых одноэтажных домика — №23 и 22, которые ранее относились к военному городку-108, были снесены. А вместе с ними расстались с жизнью три десятка берез.

Андрей Сульдин, председатель ТСЖ "Уют Плюс" (управляет домом 30А на улице Губкина) узнал о предстоящей стройке еще до появления забора. Как он говорит, к нему пришел представитель застройщика — ООО "Ак таш - Инвест" и объявил о намерениях занять кусочек придомовой территории дома 30А. Мол, взамен товариществу предложат несколько парковочных мест у будущего дома.

Ошарашенный таким предложением председатель, созвал собрание собствеников жилья. Те поразились не меньше. В результате по инстанциям разошлись письма.

Во всем Советском районе — вот здесь — нет ни одного парка

— У нас три вопроса было. Первый — законность-незаконность того, что оградили [территорию], снесли деревья. Второе — почему не было по этой стройке слушаний? Что здесь планируется? Почему в проекте планировки пустое место (в утвержденном проекте планировки по улице Академика Губкина территория, ограниченная улицей Губкина, проспектом Победы, домами №30Б на улице Губкина, 1А и 2А на улице Зур Урам, и 2А на 3-й Азинской улице — это белое пятно — "Idel.Реалии")? И почему пустое место уже огорожено и снесены деревья?

Жители-то полагали, что со временем на месте аварийных одноэтажных домиков появится сквер. И не без оснований.

Дело в том, что когда проводились публичные слушания по упомянутому проекту планировки, а было это 16 ноября 2012 года, участникам представили вполне определенную картину — схему без белых пятен. На ней на месте четырех домов — 20, 21, 22, 23 военного городка-108 был обозначен сквер. Но из утвержденного спустя год документа исчез и сквер, и целые квартала. А теперь на месте несостоявшегося сквера "Ак таш - Инвест" собирается возвести многоэтажный дом.

СЛУЧИСЬ ТЕХНОГЕННАЯ КАТАСТРОФА — ВЫХОДА НЕТ

ТСЖ "Уют Плюс", по словам Сульдина, готово согласиться на строительство, но лишь при выполнении трех условий:

Здесь утром и вечером очередь из машин. Дорожка такая узенькая, одна фактически. Пара КАМАЗиков встанет здесь, и всё — тут вообще наглухо всё закупорится

— Первое, самое главное наше пожелание — чтобы нас не трогали. Во-вторых, строительство — современными методами, а не дедовскими. Когда тут сваи будут колотить — мы все прыгать будем, все дома полопаются. И несоздание здесь дорожного коллапса.

Правда, есть один нюанс — добиться выполнения последнего требования, по мнению председателя товарищества, невозможно.

— Здесь утром и вечером очередь из машин. Дорожка такая узенькая, одна фактически. Пара КАМАЗиков встанет здесь, и всё — тут вообще наглухо всё закупорится.

Столько домов — наш, [30]Б, [30]В, [30]Г — на этой тонюсенькой дорожке висим с узким горлом. Это же немыслимо! И еще один дом со стройкой...

Еще более мрачную перспективу — уже после появления нового дома — описывает жительница этого же дома Альбина Хамитова:

— Какая-либо техногенная, природная катастрофа случится — мы здесь, как в замкнутом мешке. Выезда (кроме того, что мимо "Энергосбыта" — "Idel.Реалии") больше нет. Сколько [людей живет] с детьми... Не то что в машине — мы пешком не выбежим! Никто об этом не задумывается.

Не многоэтажный дом здесь надо строить, убеждена женщина, а разбить сквер.

— Во всем Советском районе — вот здесь — нет ни одного парка. Пусть даже не для взрослых [сделать] — для детей-подростков. Раз коммуникации подведены, сделали ли бы теплый дом с пеленальными столами. Пусть будет платный вход. Он окупит себя, вы понимаете?

Мы же ограничены в возможности отдыха. А был бы парк, с детками мамаши все бы побежали. Пусть за 10 рублей час. Теплый дом для обогрева — зима же, чайную комнату. Это же тоже будет бизнес — что-то там продавать. Нет, опять надо дом воткнуть!

"НИ ПАРКОВ, НИ СКВЕРОВ, НИ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК"

По поводу предстоящей стройки шлет письма в госораны и ТСЖ "Монолит" из дома 40А на улице Губкина. Дом, говорится в письмах, был построен с нарушением технологии, что привело к отклонению фундамента. Застройщик (ООО "Грань") произвел его усиление. Но гарантийный срок вышел, и случись что — восстанавливать фундамент придется за счет средств жильцов.

Авторы писем утверждают, что в отношении микрорайона не соблюдаются нормативы по количеству "мест временного и постоянного хранения авомобилей". Взять хотя бы их дом: на 52 собственника — всего 10 машино-мест. А должно быть исходя из жилплощади — 80.

"У нашего дома нет двора, нет парковки и нет своей детской площадки. В нашем микрорайоне нет официальных автостоянок. В вечернее и ночное время к нам не могут подъехать автомобили экстренных спецслужб. Новый строящийся дом накалит обстановку с местными и внутриквартальными проездами и парковочными местами до предела", — предрекают авторы и тоже предлагают на месте планируемого строительства жилого дома организовать сквер.

Василя Гиматдинова, председатель ТСЖ "Монолит", говорит: когда въехала в этот дом, вокруг была зелень, заливались соловьи. По истечении чуть более десятка лет от деревьев и соловьев не осталось и следа.

— У нас здесь ни парков, ни скверов, ни детских площадок. У нашего дома вообще ничего нет! — возмущается она. — Я сама — заслуженный учитель Республики Татарстан, отличник просвещения России, мать троих сыновей прекрасных, которые состоялись, внуков. Где моим внуках ходить? Где мне на старости лет на скамейке посидеть?

Гиматдинова говорит, что на родном татарском языке написала письмо президенту республики, а в нем предложила на территории, где запланировано строительство, создать сквер... его же имени. Обещает сама ухаживать.

АВАРИЙНО-ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ СХЕМА

Согласно постановлению исполкома Казани №11567 от 30.12.2009 многоквартирные дома № 20, 21, 22, 23 по улице Академика Губкина (Военный городок-108) были признаны аварийными и подлежащими сносу. Такие заключения в отношении них, а также еще 147 многоквартирных домов, проведя обследование, выдали районные межведомственные комиссии.

Состояние домов, видимо, не допускало промедления — управлению жилищной политики горисполкома было поручено переселить жителей за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ уже в 2010-2011 годах (на сайте этого же Фонда указано, что степень физического износа 21-го дома на дату признания его аварийным составляла 71%). Это, правда, не произошло. Постепенно сдвигаясь, сроки планируемого окончания переселения, обозначенные в муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилого фонда Казани, достигли третьего квартала 2017 года для 22 дома и четвертого квартала 2016-го — для всех остальных.

Все дома, о которых идет речь — одноэтажные, четырехквартирные. Согласно данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ о 21-м доме, год постройки — 1957. При этом лишь одна квартира — в 22-м доме на момент признания домов аварийными находилась в частной собственности. Все остальные — в муниципальной. Приватизировать аварийное жилье законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" запрещается.

Для того чтобы получить финансовую поддержку для расселения жильцов аварийных домов со стороны Фонда содействия реформированию ЖКХ, было необходимо сформировать и провести кадастровый учет земельных участков под зданиями. В 2014-2015 годах это было сделано. Правда, площадь образованных земельных участков оказалась сопоставимой с таковой у расположенных поблизости многоэтажек.

В границы участка с кадастровым номером 16:50:000000:18539 площадью в 32 сотки, где раньше стоял 23-й дом, попала, например, единственная стихийная парковка, где оставляют машины посетители "Энергосбыта". Еще больше площадь участка 16:50:000000:19324 под 20-м домом военного городка — почти 35 соток.

В феврале этого года состояние трех аварийных домиков военного городка, которые уже семь лет как должны были снести, кардинальным образом улучшилось.

В постановлении №383 от 15.02.2017 исполкома Казани говорится: "Рассмотрев заявления собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов №20, 22 и 23 по ул. Академика Губкина (Военный городок-108), <...>, согласно заключениям городской межведомственной комиссии от 24.01.2017 №1, 2 и 3 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции <...>, постановляю: признать жилые помещения домов № 20, 22 и 23 по ул.Академика Губкина (Военный городок-108) подлежащими капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с техническими заключениями ООО "ПРИС Меткон"".

Дом №20 по улице Академика Губкина был признан неаварийным

В том же постановлении администрации Советского района Казани поручается включить указанные дома в краткосрочный план региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.Казани.

Дальнейшая судьба уже неаварийного и подлежащего капитальному ремонту жилья прослеживается по данным ФГИС ЕГРН на примере 22-го дома. Муниципальные квартиры в спешном порядке были приватизированы, а затем проданы "Ак таш - Инвесту" (земля под домом как общедолевая собственность автоматически досталась компании). Взамен компания предоставила бывшим "аварийщикам" квартиры в своих домах.

Аналогичная схема, вероятно, была реализована в отношении 20 и 23 домов военного городка — земельные участки под ними с октября 2017 года — в собственности строительной компании.

Начальник отдела капитального строительства "Ак таш - Инвеста" Алексей Шиханов подтвердил "Idel.Реалии", что три из четырех домов выкупила компания. А один расселяет Госжилфонд РТ.

Последний — это судя по всему 21-й дом. Он по-прежнему находится в перечне аварийных и подлежащих сносу домов. Плановая дата окончания расселения и сноса, по данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ — 31 декабря 2016 года. Но две семьи там живут и по сей день.

Дом №21 по улице Академика Губкина

ПРОЕКТА НЕТ

Проекта строительства на месте старых домиков, по словам Шиханова, пока нет. В предварительных планах — возведение девятиэтажного дома.

Информация, дошедшая, до председателей ТСЖ разнится.

Рашида Сафовна собиралась "добить" исполком, чтобы тот утвердил новый проект межевания ее дома, и от общественных дел отойти — ей уже 80 лет, она очень устала, и пора наконец заняться собственным здоровьем. Но вот опять...

— Планировалось, что будет десятиэтажный, семиподъездный [дом], — говорит Андрей Сульдин. Но затем планы застройщика якобы изменились: дом займет лишь территорию, огороженную забором, а на других двух участках появятся детская площадка и многоуровневая парковка.

По сведениям председателя ТСЖ "Монолит", новый дом соединится с другим домом "Ак таш - Инвеста" — многоэтажкой в форме буквы "г" по Зур Урам, 7А.

Рашида Гизатуллина, проживающая в пятиэтажном доме №28А на улице Губкина, под окнами которого должно развернуться строительство, с вопросами о планах на территорию за забором дошла до главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой. А та на личном приеме ничего конкретного пенсионерке ответить не смогла. Мол, не то что проекта — даже эскиза еще не видела.

ОСАЖДЕННАЯ ПЯТИЭТАЖКА

Четыре года жизни заняла у Рашиды Гизатуллиной борьба с компаниями "Ак таш", "Ак таш - Инвест" и исполкомом Казани за доступ к солнцу и двору, которые должен был закрыть новый дом № 7А на улице Зур Урам. В результате хождения по инстанциям, переписки с госорганами и жалоб на коррупцию при формировании земельного участка под двумя одноэтажными домиками, на месте которых затем вырос дом, жители пятиэтажки добились почти немыслимого: проект новостройки был изменен. Комиссия Татарстанского УФАС России обязала исполком Казани увеличить придомовую территорию дома 28А, доведя ее до нормативной, а участок под будущим домом 7А соответственно уменьшить. Строящийся дом принял г-образную форму (у пятиэтажки в результате появился двор), а со стороны, откуда в окна дома 28А попадают лучи утреннего солнца, количество этажей было снижено до пяти.

Рашида Гизатуллина

Рашида Сафовна собиралась "добить" исполком, чтобы тот утвердил новый проект межевания ее дома, и от общественных дел отойти — ей уже 80 лет, она очень устала, и пора наконец заняться собственным здоровьем. Но вот опять... Новые планы "Ак таш - Инвеста" грозят лишить ее квартиру света послеполуденного солнца. И так комплекс 30-х домов оставляет от него лишь маленькую часть. Опасения вызывает и то, как скажется строительство на состоянии ее дома. Во время предыдущей стройки на Зур Урам, говорит она, в оконном откосе на ее кухне появилась трещина.

Жители домов 28А, 30А и 40А ждут ответов на свои письма и, хотя не очень верят в то, что стройку удастся остановить, всё еще питают надежду. Ведь президент Татарстана Рустам Минниханов, напоминают мне они, сам говорил, что точечной застройки быть не должно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.