История Дима Давлеткильдина — отца двоих детей, которого обвиняют по "Баймакскому делу"

Дим Давлеткильдин

Жителя Баймакского района Дима Давлеткильдина, участвовавшего в протестах в поддержку Фаиля Алсынова, по словам его близких, избили ради признательных показаний, а затем скрывали от родных и адвокатов. Мужчину обвиняют по статье об участии в массовых беспорядках из-за событий 17 января. "Idel.Реалии" изучили то немногое, что известно о биографии Давлеткильдина и событиях последних месяцев.

Дим Давлеткильдин вырос в селе Ишберда Баймакского района, закончил девять классов школы и устроился работать в местное лесничество, рассказывает сестра его матери в видеообращении, опубликованном в Telegram-канале по координации поддержки находящегося под стражей башкортостанца.

— Он не тот тип человека, который ждет, когда помогут сверху. Жизнь научила его преодолевать трудности самостоятельно. Ни у кого в деревне нет причин хоть одним словом его очернить. С детства он был воспитанным и уважительным по отношению к другим, никогда не оскорблял, [не] вступал в конфликты. Трудолюбив, воздержан от вредных привычек, в сомнительные дела не вляпывался. Собственное счастье он строил собственными усилиями. Хороший семьянин, уже 15 лет в счастливом союзе воспитывает двоих дочерей. Построил семейный дом. Более 13 лет он работает на вахте, обеспечивает семью, не ожидая милостей судьбы. Мы отвергаем возможность того, что кто-то может настолько безосновательно изменить жизнь молодого человека, который, несмотря на все трудности, стремится жить с честью и верит в справедливость. Это является неоправданным произволом, — говорится в видеоролике.

О социальной и политической деятельности Давлеткильдина до событий в Баймаке неизвестно — в отличие от рэпера Алтыная Валитова и блогера Ильяса Байгускарова, о которых "Idel.Реалии" писали ранее, он не был ни активистом, ни вообще публичным человеком. Очевидно, в протестах в Баймаке он участвовал наравне с тысячами других местных жителей, которых возмутил приговор активисту Фаилю Алсынову.

17 января 2024 года судья Баймакского районного суда Башкортостана Элина Тагирова признала Фаиля Алсынова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды") и приговорила его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Гособвинение запрашивало для активиста те же четыре года, но в колонии-поселении.

На оглашение приговора приехало несколько тысяч сторонников Алсынова, которые встретили решение суда с возмущением. На площади перед зданием суда произошли столкновения с силовиками, которые забрасывали протестующих гранатами со слезоточивым газом и избивали их дубинками. Протестующие в ответ закидывали полицию снегом. В итоге силовикам удалось вывезти Алсынова из здания суда только после того, как к ним прибыло значительное подкрепление.

19 января в Уфе, на площади у памятника Салавату Юлаеву, прошла еще одна стихийная акция протеста. Силовики вновь разогнали протестующих, задержав более десятка человек.

После протестов в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Фигурантами этих дел стали более 75 человек.

Международная правозащитная организация Amnesty International призвала расследовать применение силы полицией во время протестов в Башкортостане.


Подробной информации о действиях Давлеткильдина во время протестов в открытом доступе нет, но о деталях задержания рассказала его жена Юлия Давлеткильдина — администратор упомянутого выше канала для координации поддержки.

По ее словам, днем 19 января, то есть в последний день протестов, в дом семьи Давлеткильдиных пришли сотрудники ОМОНа и следователи. Муж Юлии в это время был на работе, поэтому силовики задали несколько вопросов о нем и оставили для него повестку.

На следующее утро Дим Давлеткильдин с женой пошли в баймакское отделении полиции. Следователь объяснил Юлии, что уводит ее мужа "лишь на несколько минут", но после этого он так и не вернулся. Вскоре ей сообщили, что против мужа возбуждено административное дело, его направляют в Белорецк, поскольку в Баймаке на тот момент уже не было свободных мест. 20 января силовики вновь вернулись в дом семьи и провели обыск, по словам Юлии — без понятых.

— Допрашивали маленьких детей и моих родителей, которые в это время находились у нас. В руках у них был телефон Дима. На вопрос: "Почему у вас в руках телефон мужа", они с ухмылкой сказали: "Нужен". На телефоне стоял пароль, они просили разблокировать. Я сказала, что не знаю пароля, и чужой телефон никогда не трогаю. Один из сотрудников ОМОНа знал пароль мужа и разблокировал его телефон перед следователями, — рассказывает жена участника протестов.

Дим с женой

Вскоре Давлеткильдина доставили в Уфу, откуда его жене позвонили и сообщили, что он обвиняется в участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ). Советский районный суд Уфы 22 января удовлетворил ходатайство следствия об аресте Давлеткильдина до 17 марта.

На следующий день адвокат Давлеткильдина Гарифулла Япаров рассказал в соцсетях, что его незаконно отказались впускать в СИЗО для встречи с подзащитным. Он добавил, что на входе в изолятор его задержали на два часа, ложно обвинив в попытке пронести внутрь телефон с целью фото- и видеосъемки.

26 января родные Дима Давлеткильдина сообщили о вероятной причине недопуска адвоката в СИЗО — по их данным, сотрудники ОМОНа избили Давлеткильдина, добиваясь признательных показаний, после чего его доставили в одну из больниц Уфы в тяжелом состоянии.

Как сообщало "Настоящее время", в тот же день республиканское агентство "Башинформ" опубликовало комментарий управления ФСИН по республике, в котором говорилось, что при поступлении в СИЗО-1 Уфы на теле Давлеткильдина были выявлены телесные повреждения: гематомы, ссадины и ушибы. На следующий день активист, по данным ФСИН, пожаловался на боли в пояснице при ходьбе, и его доставили в одну из городских больниц, где провели обследование, поставили диагноз.

"В настоящее время Давлеткильдин проходит лечение в республиканской больнице УФСИН России по республике Башкортостан, где он получает все необходимое лечение. Подозреваемый находится под постоянным контролем врачей, состояние здоровья удовлетворительное, передвигается без посторонней помощи", — говорилось в сообщении пресс-службы ведомства. Затем эту информацию с сайта "Башинформ" удалили, но она осталась на странице агентства на сайте "Дзен".

Затем адвокат Япаров опубликовал на своей страницы во "ВКонтакте" справку из больницы, подтверждающую диагноз — закрытый перелом пояснично-крестцового отдела позвоночника. Родственники арестованного приложили этот документ к заявлению о преступлении со стороны силовиков, которое они направили в СК РФ и Генпрокуратуру.

Дим с семьей

31 января прошла первая встреча Давлеткильдина с адвокатом, а затем — еще одно судебное заседание, во время которого он впервые смог увидеть родных по видеосвязи. В "Канале поддержки Дима" опубликовано видео, в котором родственники на башкирском языке передают привет арестованному. По итогам заседания Давлеткильдина оставили под стражей.

— Данное решение мы считаем незаконным и будем его обжаловать. Мы сейчас убедились в том, что Диму действительно нанесены телесные повреждения — у него отнимается нога. Мы представили суду доказательства этой выписки из КТ — у него поврежден позвоночник, он нуждается в лечении в больнице с квалифицированными врачами, а не там, где он сейчас находится — в УФСИН России, где он никак не может получить качественное лечение. Я считаю, что он должен быть на свободе. В год семьи отец двоих малолетних детей должен находиться дома и заниматься воспитанием детей. Нет никаких доказательств, что он виновен, — сказал журналистам адвокат после заседания.

На следующей день видео с призывом поддержать Давлеткильдина выпустил Ильгиз Байгускаров — брат другого активиста, преследуемого по "Баймакскому делу". Он также распространил реквизиты сбора пожертвований для Давлеткильдина и его семьи.

— Представьте, что человек может остаться на всю жизнь инвалидом — только потому, что какие-то люди, которые отвечают за тех, кого они приняли, то есть начальники, которые управляют всеми этими инстанциями, которые должны лечить людей, попавших в СИЗО... У людей, которые попали в СИЗО, конечно же, должны быть права, и я хочу, чтобы вы сказали свои слова поддержки семье Дима и самому Диму, потому что сейчас очень важно, чтобы был резонанс и Дима наконец перевели бы в нормальную больницу, где ему окажут профессиональную помощь. Ведь он может остаться инвалидом на всю жизнь, просто потому что он пришел поддержать экоактивиста к зданию суда в Баймаке 17-го числа, — сказал Байгускаров в своем обращении.

2 февраля Баймакский районный суд Башкортостана признал Давлеткильдина виновным в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ) и оштрафовал его на 3 000 рублей. В постановлении суда говорится, что Давлеткильдин 17 января отказался выполнять требования полицейских, а именно покинуть территорию у здания Баймакского райсуда и не препятствовать выезду спецавтотранспорта конвойного подразделения. Суд в своем решении уточнил, что Давлеткильдин на момент рассмотрения дела находился в СИЗО; было принято решение рассмотреть административный протокол без его участия.

7 февраля адвокат Япаров рассказал, что получил постановление о своем отводе от защиты Давлеткильдина в суде. Он назвал это решение примером "методов взаимоотношения органов предварительного расследования с "неудобными" адвокатами" и отметил, что не согласен с ним, но обжаловать не планирует.

Защиту Давлеткильдина продолжают другой адвокат, нанятый его родственниками, а также адвокат от неназванной правозащитной организации.

Как сообщают родные арестованного, 4 марта суд продлил арест Давлеткильдину до 17 июня.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.