"Россия утратила свой шанс стать великой страной"

Александр Болькин с женой

Уроженец Мордовии Александр Болькин называет себя патриотом двух народов — эрзянского и украинского. Вместе с земляками-единомышленниками создал общество "Эрзянь вал", которое активно участвует в украинских общественных процессах и помогает эрзя в России сохранить национальную идентичность. О том, что можно сделать для своей культуры вдалеке от дома, отставной полковник украинской армии Болькин рассказал "Idel.Реалии".

— Как и когда вы осознали себя эрзя?

Черновол меня подкупил тем, что знал о моем народе всё, он знал больше меня, потому что сидел в лагерях в наших краях

— Моя мама русская по национальности, её девичья фамилия Сырова. Отец — эрзя. Очень много для моей "эрзянизации" сделала бабушка по отцу Матрёна Алексеевна Бутяйкина. Она много рассказывала о себе, о жизни во время и после войны, рассказывала сказки. Запомнилась о змее, Инегуе, о врагах, печказах (тот, кто режет, отрезает), которые пришли из южной степи. Фактически она пела об орде. Много со мной говорил отец, больше, чем с братьями. Я позже, уже взрослым, спросил его — почему? Он сказал: ты ведь уедешь, а они останутся, им нельзя. Боялись люди, прятались. Не могу сказать, что я всегда был сознательным патриотом эрзя. Был как все — пионером, комсомольцем, на первом курсе военного училища вступил в партию, стать офицером без этого нельзя было. Искренне верил в ту идеологию. Первым толчком к изменению сознания стал разговор с Вячеславом Черноволом (лидер Народного Руха — первого антикоммунистического движения в Украине). Мне потом уже сказали, что это он был. Я тогда по просьбе преподавателя истории, вместе с товарищами, "охранял от националистов" плакат около памятника Ленину, в центре Киева, это был 1992 год, кажется. На плакате было написано "Володимире Іллічу, прости нас!" Черновол меня подкупил тем, что знал о моем народе всё, он знал больше меня, потому что сидел в лагерях в наших краях. Я понимал, что мне об этом рассказывает "бандеровец" (смеётся).

Когда-то я писал рапорт с просьбой отправить меня в Афганистан воевать. А теперь, когда слышу песни "афганские", спрашиваю — а вы понимаете, кем мы были тогда для жителей этой страны? Потом было несколько важных встреч, в частности, со старейшиной. Потом был первый Майдан, где мы были с женой, она тоже эрзя. А на втором были все: и жена, и дочка, и внучка. Сын был рядом со мной и в те дни, когда в нас стреляли. Вот такая метаморфоза.

Майдан

— Ваша фамилия среди авторов газеты "Эрзянь мастор", которая была создана в Мордовии для спасения национального языка. Кроме вас, с газетой сотрудничали еще три человека с Украины. Это означает, что здесь очень активная община?

Сын был рядом со мной и в те дни, когда в нас стреляли

— По данным ещё советского времени в Украине 10 тысяч эрзян и мокшан вместе. Считали, как один народ. В основном живут в Крыму и на Востоке Украины. Сколько нас сейчас точно — никто не скажет. Есть часть общины, которая ведет себя достаточно активно. Есть примеры патриотов двух народов — украинского и эрзянского. Вот только что у меня была встреча с одним из соучредителей нашего общества "Эрзянь Вал" ("Эрзянское Слово") Алексеем Павловичем Андриенко. По маме он эрзя, по отцу — украинец. У его родителей удивительная судьба, оба из "врагов народа", встретились в небольшом уральском городке. Отец воспитал его украинским националистом, но он — патриот двух народов. Сегодня немногие, даже из украинцев, осознают роль Украины в развитии человечества. Её победа в нынешней войне является необходимым условием освобождения народов Московии, эрзя в частности. Пока жива империя, у нас никакой жизни не будет. Россия, я считаю, утратила свой шанс стать великой страной. Для этого она должна была стать страной великих народов. Но тогда это была бы уже не империя.

— Практически все языки народов России, за исключением русского, внесены в международную Красную книгу языков, они под угрозой исчезновения. В каком положении сейчас язык эрзя в сравнении с языками соседних народов?

Россия, я считаю, утратила свой шанс стать великой страной

— Я могу делать выводы из собственного опыта. Положение эрзянского значительно хуже, чем удмуртского, чувашского, марийского, коми языков, не говоря уже о татарском. Коми и марийцы несколько в стороне живут, а этнические земли эрзя — в самом центре, именно они и составляют в значительной степени центр России. Послушайте: Рязань — Эрзянь, Арзамас — Эрзямас... Слышал от нашего старейшины, что в России живет около 5 миллионов этничных эрзян. И лишь около шестисот тысяч эрзян и мокшан признают себя таковыми. А сто лет назад нас было полтора миллиона.

Часто приходится слышать — кто вам мешает говорить на родном языке, или, процитирую слова Петра Тултаева (на то время министра культуры Мордовии) — кто вам мешает размножаться? Типичный пример российского чиновничьего хамства!

Есть несколько факторов, определяющих сокращение численности. Нас рассеяли по всему Советскому Союзу, это и репрессии советского периода, и поиски лучшей жизни. Затем русификация. Я помню, как мне в детстве указывали — говори по-человечески. Приезжает выпускник сельской школы в город — над ним насмехаются, поступает в вуз, то же самое, мол, село приехало. То же, что было здесь, у украинцев. Родители стремились облегчить жизнь своим детям, переходили на русский. В 1928 году эрзяно-мокшанский округ создавался якобы для сохранения этих народов. Но сегодня в этом "национальном лепрозории" язык сохранился хуже, чем, например, в Пензенской или Самарской, Оренбургской областях. В Мордовии есть издательства, есть музеи, изучают в университете, но парадоксально — в Самаре чище говорят. В этом процессе ползучей русификации значительную роль играет национальная интеллигенция, воспитанная колонизаторами.

— Что можно сделать для родной культуры, для родного языка, находясь далеко от родины?

В этом процессе ползучей русификации значительную роль играет национальная интеллигенция, воспитанная колонизаторами

— Общество "Эрзянь Вал" отказалось от намерения выпускать газету, думаю, что это вчерашний день, потому что мало людей выписывает и даже читает сейчас. Работаем в Интернете. Создали электронный эрзяно-русский словарь, можно в сети заходить и пользоваться. До войны мы регулярно проводили Дни эрзянского языка, рассказывали о своем народе, издавали книги. Есть такой замечательный поэт в Бугуруслане Оренбургской области Дмитрий Таганов, очень красивые стихи у него. Рассказал мне о своей книге, которая два года лежала в издательстве в Саранске. Я спросил — могу ли я издать её. Получил согласие, а через две недели позвонил автору и сказал, что книга готова. Мы хотели её продать, чтобы на полученные деньги издать следующую. Но пошли разговоры — Болькин пытается нажиться на национальных чувствах. И мы отказались от этого, следующий сборник эрзянских поэтов вышел с надписью о том, что продавать запрещено, распространяется только бесплатно. Книгу стихов Таганова "Седейсэ тарка" ("Место в сердце") мы частями перевезли на родину и там распространили. Так же и со второй книгой. Когда начался Майдан, уже было не до издания книг.

— Быть эрзя в Украине — что это значит?

— Быть эрзя здесь — это вполне достойно. Я в Украине с 1978 года и долгое время не осознавал своего счастья жить здесь. В нулевых годах у меня состоялась встреча с одним из старейшин нашего народа. Он советовал мне присмотреться к тому, как украинцам удалось сохраниться, выучить их язык, обжиться, стать украинцем. Я удивился — как стать украинцем? Он сказал: "Когда заплачешь от украинской песни — значит, стал украинцем". И он был прав. Украинцам удалось сберечь, не дать оборваться цепочке преемственности национальной элиты. Украина соседствовала на западе с европейскими странами, мы были окружены со всех сторон. Ну, и время. Если украинцев пытаются уничтожить триста -четыреста лет, то у нас это почти восемьсот лет. Особенно активно нас начали христианизировать (русскими московиты тогда себя ещё не называли) после уничтожения в 1629 году нашего очередного народного моления "Раськень Озкс". В России нет истории народов России, есть только История государства Российского. И в истории этой в коренные народы показаны дикими, некультурными, а то и идиотами, как в случае с Кузьмой Алексеевым (лидер эрзянского восстания в 1806-1810 годах).

Когда заплачешь от украинской песни — значит, стал украинцем

Я считаю, что мне повезло оказаться в Украине именно в это время. Бытие таки определяет сознание, как говорил классик марксизма. Сейчас в Украине формируется украинская политическая нация. После Второй Мировой была подписана Декларация прав человека, логично, что следующий шаг — это принятие Декларации обязанностей человека. В то время, как в мире только думают об этом, в Украине уже явилось множество примеров, когда человек сам берет на себя определенные обязанности без принуждения. Это Майдан, волонтерское и добровольческое движение... Когда обычные в жизни люди сами берут на себя нелёгкую ношу, принимают решения и реализуют их без расчёта на материальное поощрение. Думаю, что именно люди определяют системный потенциал Украины как один из самых высоких в мире. Хотя, к сожалению, эти процессы не такие быстрые, как хочется.

— Вы рассказываете украинцам о своем происхождении, о своем народе?

— Да, при каждом удобном случае. Иногда, может быть, излишне навязчиво. Как-то мне случилось поехать в зону АТО, в качестве волонтера, вместе с группой из партии "Свобода" (правая партия украинских националистов). За три дня мы побывали всюду от Мариуполя до Станицы Луганской. Это был очень удобный случай рассказать о своём народе.

Александр Болькин с гуманитарной помощью АТО

И вот на одном из телеэфиров, когда начали огульно обвинять всех россиян в поддержке нынешнего политического курса Кремля, дескать: все они там одинаковы, вмешался депутат от "Свободы" Игорь Мирошниченко и сказал: стоп, не все! Вот есть там народ эрзя!!! Это результат всего лишь нашей беседы во время поездки.

Сейчас в Украине формируется украинская политическая нация

Сейчас мы, здешние эрзяне и живущие за пределами Украины, обсуждаем проект нашей будущей национальной конституции. Обсуждаем по пунктам, например, о праве владеть огнестрельным оружием для тех, кто прошел соответствующую подготовку. Разумеется, с оговоркой, что это будет, когда у эрзян будет свое государство. Кто-то скептически смотрит на нашу работу, говорят, что в процессе глобализации и формирования мегаполисов эрзя потеряются. Но нам необходимо сохранить сейчас наш народ, и украинский опыт самоорганизации здесь очень пригодится.

— Вопрос в связи с войной, с нынешними отношениями Украины и России: как Вы общаетесь с соплеменниками, проживающими на земле предков?

— Вынужден констатировать, что большинство эрзя смотрят российские телеканалы и взгляд на войну у них соответствующий. Но, слава Богу, есть люди, понимающие природу и причины нынешней ситуации. Общаемся при помощи интернета. Есть обращения Исполкома Эрзянского Национального Конгресса к эрзянам, в котором говорится, что это не наша война и нам нельзя принимать в ней участия на стороне Кремля и отдавать на смерть своих детей. Я не слышал, чтобы еще кто-то из народов России выступал с подобным обращением.

Это не наша война и нам нельзя принимать в ней участия на стороне Кремля и отдавать на смерть своих детей

Есть определенные изменения к лучшему. Раньше, когда я в соцсетях пытался рассказывать о традициях, об истории эрзя, меня из многих групп исключали и блокировали. Сейчас слушают, читают, "лайкают". Для многих и это поступок в тех условиях. Но есть и другие примеры. Я как-то написал стихотворение от имени одного из репрессированных земляков, там речь идет о высохшей речке, протекавшей когда-то по селу. Высохшей от тоски... Сделали с сыном видео, я читаю там это стихотворение, разместили в сети. Первый комментарий был в мой адрес: фашист, вы хотите нас поссорить. С кем? Думаю, что психологически многие остаются потомками тех, кто писал доносы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.