С неожиданными последствиями столкнулся завод "Казаньоргсинтез", подавший в Арбитражный суд Татарстана иск о защите деловой репутации к казанской активистке Диляре Гайсиной. В попытке "зачистить" интернет от сведений, "порочащих" его деловую репутацию, предприятие спровоцировало "эффект Стрейзанд". Теперь тошнотворный химический запах, который многие казанцы, включая Гайсину, приписывают деятельности завода, обсуждают в соцсетях с удвоенной силой. Более того, конфликт вышел далеко за пределы Казани. Активисты из других мегаполисов России, имеющих проблемы с загрязнением воздуха, постят новости об иске химического гиганта к активистке и открыто ей симпатизируют.
Диляра Гайсина рассказывает, что ньюсмейкером, от которого общественность узнала об иске "Оргсинтез против Гайсиной", совершенно неожиданно для всех выступила администрация Авиастроительного района Казани. 6 декабря в 7:11 утра в паблике райадминистрации во "ВКонтакте" появилось сообщение, что ПАО "Казаньоргсинтез" подало к Гайсиной иск о защите деловой репутации.
К заметке прикреплена ссылка на новость в издании "Бизнес онлайн" — но при этом на сайте СМИ, как убедился корреспондент "Idel.Реалии", эта публикация появилась только в 7:30 утра. По мнению активистки, администрация, распространяя новость об иске, почти наверняка согласовывала свои действия с предприятием.
— Такое ощущение, что у них всё было расписано по минутам. Это — спланированная пиар-кампания, чтобы заглушить протест. Показательная порка, чтобы другим неповадно было. Чтобы люди боялись писать комментарии, — уверена Гайсина.
По её словам, она узнала об иске лишь вечером того дня, когда новость уже разошлась по пабликам и чатам. Активистка уверяет, что ни копии иска, ни предложений от предприятия обсудить проблему за столом переговоров до суда она не получала. Единственным документом по делу, который пришёл ей на почту, оказалось определение Арбитражного суда РТ, в котором судья отклонил заявление ПАО "Казаньоргсинтез" о принятии обеспечительных мер (копия есть в распоряжении редакции).
Предприятие просило ограничить доступ "третьих лиц к спорным публикациям" на странице Гайсиной, а при невозможности убрать из поля зрения конкретные посты — ограничить доступ к странице активистки целиком.
Необходимость этого КОС обосновывал тем, что "продолжающееся размещение оспариваемой информации подрывает авторитет общества, негативно влияет на его облик в глазах потребителей и работников, а также может повлечь многомиллионные убытки".
Судья пришёл к выводу, что заявитель не предоставил "доказательств наличия конкретных обстоятельств, способных повлечь причинение значительного ущерба", а, кроме того, обеспечительная мера, на которой настаивает предприятие, приведёт к досрочному удовлетворению искового требования без рассмотрения дела по существу.
"ЭКСПРЕССИВНЫЙ" ПОДХОД
Подсчитать общее количество комментариев, написанных, как признаёт сама Гайсина, "экспрессивно", довольно сложно. Счёт идёт на десятки, а, возможно, и сотни комментариев, которые активистка писала как у себя на странице, так и на страницах чиновников и ведомств.
Вот, например, комментарий со страницы Диляры Гайсиной от 26 октября, в котором она отметила главу Росприроднадзора Светлану Радионову:
"В Казани в 5 районах живут более миллиона людей и всех их травит еще сильнее завод Оргсинтез, который использует старые дешевые фильтры, а также Оргсинтез накапливает ядовитые газы в хранилищах и по-тихонечку их стравливает в атмосферу Казани вечером, по ночам, под утро, когда все проверяющие инстанции и казанцы спят, фенол, формальдегид, меркаптан, аммиак, сероводород и другие яды медленно убивают все живое в Казани, уровень заболеваемости и смертности от онкологии, астмы, аллергий в Казани бьет все рекорды по РФ. Казанцы задыхаются от ядовитых газов, многие мои знакомые лечатся от онкологии, чиновники РТ строчат отписки, что все в Казани с воздухом прекрасно... Примите, пожалуйста меры!!! Дайте казанцам Чистый воздух!!!" (авторские орфография и пунктуация сохранены — "Idel.Реалии").
На загрязнение воздуха казанцы жалуются постоянно. Жители Северо-Запада Казани (Авиастроительный район, Жилплощадка, ЖК "Салават Купере") уже давно объединились в чаты, в которых обсуждают исключительно загазованный воздух этих микрорайонов. И в качестве главного "отравителя" большинство обычно называет "Казаньоргсинтез". Но в целом люди из этих микрорайонов ведут себя недостаточно активно, сетует Гайсина. Отчасти потому, что в тот же "Салават Купере" заселялись по республиканской программе соципотеки главным образом бюджетники, рабочие крупных предприятий, на которых легко может надавить начальство.
— Они запуганы, зашуганы своими ипотеками… И я понимаю, что у них мозг уже не работает нормально. Возможно, их пассивность связана с тем, что у них уже нервная система парализована химией, — делится своими догадками активистка.
Диляра живёт в относительно благополучном в плане промышленных выбросов районе — на Кварталах, однако и туда, по её словам, запах периодически добирается:
— У моего дома на Адорадского пахнет на улице. Когда я гуляю на улице, то прямо чувствую этот тошнотворный запах. А у людей это — в квартире круглосуточно, представляете?!
Минувшей осенью активистка выходила на пикет, организованный Антиядерным обществом РТ (в повестке были и претензии к "Казаньоргсинтезу", который, по мнению протестовавших, использует старые, неэффективные фильтры), позже выступала на круглом столе, посвященном загрязненному воздуху. Всё это, уверена Гайсина, очень не нравилось "Казаньоргсинтезу", но наибольшее раздражение, скорее всего, вызвали её "массовые" комментарии.
— Осенью и летом у меня было много свободного времени. И я просто писала экспрессивные комментарии и потом их дублировала. Написала я на странице Светланы Радионовой свой комментарий — и такой же комментарий копипастила под [постом] Бастрыкина. И под новостью от Олега Морозова. И под постом Рустама Минниханова. И так несколько месяцев. "Оргсинтез" очень раздражал мой метод.
— Откуда вы знаете, что их это раздражало?
— У них нанята целая система ботов. С этими ботами мы несколько месяцев переписывались. Через комменты ботов уже понятно, что думает "Оргсинтез". Нас называли полоумными, копипастили одно и то же… И боты постоянно переключали внимание на запахи — типа это всё с полигона, — рассказывает Гайсина.
Полигон твердых коммунальных отходов, который упоминает активистка, расположен неподалёку от химического гиганта. По данным чиновников и компании, эксплуатирующей свалку — УК "ПЖКХ", там уже скопилось "сверхнормативное" количество отходов. Залежи мусора продолжают расти, а Минэкологии РТ и Росприроднадзор фиксируют на свалке нарушения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дым отечества. Как Ильсур Метшин и Рустам Минниханов провалили мусорную реформу в Казани— Почему вы уверены, что воздух загрязняет именно "Казаньоргсинтез", а не полигон? Или не Казанская птицефабрика, расположенная ближе к посёлку Осиново?
— Я не спорю, все эти вонючки вносят свою нотку в общий аккорд. Когда я ещё училась в Казанском медуниверситете, читала, что 70% выбросов в Казани даёт "Оргсинтез". А потом моя собственная семья стала умирать от рака. Отец, бабушка... Внутри меня малышка в 2019 году умерла от опухоли на восьмом месяце... Мама — от болезни Альцгеймера. А химические выбросы с "Оргсинтеза" как раз вызывают изменения в центральной нервной системе… У нас дедушка получил в пятидесятых участок на Тэцевской. А это — санитарно-защитная зона "Оргсинтеза". Семья в восьмидесятые-девяностые очень нуждалась, и мама усиленно всех заставляла питаться именно с огорода. А химические вещества, которые мы получали вместе с овощами, имеют кумулятивный эффект...
Представители КОС утверждают, что активистке "были предоставлены сведения о мероприятиях по снижению воздействия на окружающую среду; до подачи искового заявления предприятие направило в ее адрес официальное сообщение с просьбой об удалении порочащих сведений, однако ответа на него не последовало, а порочащие деловую репутацию сведения не были удалены" (сама Гайсина, ещё раз повторим, отрицает, что на неё выходили с предложением урегулировать дело миром; при этом активистка рассказывает, что один раз "напросилась" с выездной лабораторией КОС на отбор проб воздуха — но к тому, как эти пробы отбираются, у неё возник ряд претензий; более подробнее об этом рассказано в последней главе текста).
В КОС уверяют, что завод терпим даже к самой агрессивной критике, но решил судиться с казанской активисткой из-за "многомесячной клеветнической кампании".
"Мы одинаково лояльно относимся как к корректно сформулированным комментариям, так и высказанным в агрессивной или претензионной форме. Однако в данном случае мы фиксируем многомесячную клеветническую кампанию", — цитирует неназванного представителя завода издание "Бизнес онлайн".
УДУШАЮЩАЯ АТМОСФЕРА
Лучше всего атмосферу на Северо-Западе Казани передаёт аудиозапись разговора жительницы Авиастроительного района города с диспетчером службы "112"(аудиофайл был передан в распоряжение редакции, личные данные женщины мы по её просьбе не разглашаем).
— Служба "112".
— Это Авиастроительный район беспокоит вас. У нас что-то случилось что ли в районе? Прямо домой заходит химический запах газа.
— На улице запах газа? — удивляется диспетчер "112".
— И на улице, и домой даже заходит. При закрытых окнах домой даже…
— Давайте я вас соединю с "Горгазом", — предлагает диспетчер. Спустя примерно полминуты к разговору подключается диспетчер газовой службы, и местная жительница излагает ей:
— Авиастроительный район беспокоит. Что такое у нас? Прям невозможно дышать. И на улице, и даже домой химический запах доходит. Там у нас нет никакой аварии?
— Не может запах газа быть химическим. Запах химии, наверное? — уточняет диспетчер газовой службы.
— Ну, газ, но не бытовой…
— Это химический запах, девочки. Я вешаю трубку, — прощается диспетчер газовой службы.
— Ага, хорошо... — вновь вступает в разговор диспетчер "112". — Значит, это не запах газа, понимаете? Это химический запах, правильно? Это может быть "Оргсинтез", наверное.
— Может, это сероводород, я же не химик, может, фенол… Но дышать просто невозможно, голова кружится. Вот выходить надо из дома — и выйти невозможно…
— Так. Какая улица у вас, скажите.
Женщина называет адрес. Это район улицы Беломорской, тянущейся от Соцгорода в сторону "Казаньоргсинтеза".
— А "Оргсинтез" от вас далеко? — спрашивает диспетчер.
— В десяти минутах езды на машине.
— Ну, может, оттуда. Просто ветер оттуда идёт… Фамилию вашу скажите, пожалуйста.
Женщина сообщает фамилию.
— Сейчас мы передадим в службу, проверят.
Этот разговор был записан в первой декаде декабря — спустя несколько дней после того, как стало известно об иске "Казаньоргсинтеза" к активистке. В это самое время, заверяют жители микрорайонов, прилегающих к химическому гиганту, вонь вокруг него стала просто невыносимой. О результатах проверки местной жительнице никто не сообщил. Но это обычная практика.
СЕВЕРНАЯ ЗОНА
Казанцы привыкли, что про "потенциальных загрязнителей" и воздуха, и воды контролирующие органы в ответ на жалобы предоставляют лишь максимально общие сведения.
Вот, например, в одном из созданных в интернете чатов — "За чистый воздух" — казанская активистка делится ответом Росприроднадзора:
Все "потенциальные загрязнители", фигурирующие в ответе, расположены на Северо-Западной окраине Казани. Понять, кто внёс главную лепту и какую ответственность за это понёс, из ответа невозможно.
Чуть более откровенным оказался онлайн-эфир с министром экологии и природных ресурсов РТ Александром Шадриковым, который состоялся 20 декабря. Запись размещена в "Официальном сообществе Республики Татарстан" в соцсети "ВКонтакте".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Награждённый "за открытость" шеф Минэкологии Татарстана попал под огонь критикиОтветы чиновника подкреплены данными инфографики, которую регулярно выводили на экран в ходе беседы Шадрикова и ведущего.
Наибольший интерес представляет "Анализ выбросов предприятий Северной зоны Казани по сводным расчётам". Анализ, судя по всему, проводился на основании данных станций автоматического контроля качества атмосферного воздуха. В северной зоне, по словам министра экологии, их на сегодня три.
— Мы научились на основании сводных расчётов вычислять направление ветра, скорость ветра, какие источники — высокий источник, низкий источник… Исходя из рассеивания, мы это всё тоже высчитываем — и уже пишем, какой предполагаемый источник, какие превышения… — заверил Шадриков.
Предприятия, загрязняющие воздух, поделены на объекты федерального и регионального надзора. По словам Шадрикова, Минэкологии РТ борется только с региональными нарушителями, а данные по федеральным — передаёт коллегам в Росприроднадзор.
— Соответственно, они уже должны принять меры. Мы до суда называть… Суд только определяет непосредственного виновника. Надеюсь, они до суда доведут, и мы услышим от коллег, кто непосредственно являлся нарушителем по залповому выбросу или по негативному воздействию на качество атмосферного воздуха, — аккуратно прокомментировал ситуацию Шадриков.
При этом из самой инфографики следует, что суммарный выброс в атмосферу всех региональных объектов Северной зоны — 1733 тонны в год, а одного только КОС — 1530 тонн в год (из инфографики и объяснений непонятно, имелся ли в виду 2022 год или речь о неполном 2023-м). При этом доля КОС в суммарном объёме выбросов по Северной зоне составляет 42%.
"ВСЁ СТРАВЛИВАЮТ НОЧЬЮ"
Хотя ряд косвенных признаков указывает на "Казаньоргсинтез", с прямыми доказательствами у активистов дело обстоит хуже. Диляра Гайсина жалуется, что с одной стороны ПАО "Казаньоргсинтез" после его приобретения холдингом "СИБУР" пытается играть в открытость, но с другой — когда дело доходит до конкретики, действует по старинке.
Например, минувшей осенью Гайсина и другие активисты "напросились" с выездной лабораторией КОС на отбор проб воздуха.
— Это единственный раз, когда я попала на замеры воздуха. Автобус КОСа привёз нас в лес на озере Лебяжье, где мы все заявили, что пробы будут не показательны, потому что воздух фильтрует лес. После этого мы всё-таки доехали до посёлка Залесный [который чуть ближе к КОС], а второй замер сделали на границе санитарно-защитных зон "Оргсинтеза" и мусорного полигона на Химической. Но в дневное время обычно нет выбросов, всё стравливают ночью. Хотя в первой декаде декабря люди жаловались на запахи и днём — это, скорее, исключение, чем правило. Мы напрашивалась именно на ночные, но нам не дают их делать, — рассказывает Гайсина.
Зато симпатии публики в арбитражном процессе, первое заседание которого назначено на конец января 2024 года, уже на стороне активистки. 12 декабря об иске "Казаньоргсинтеза" к Гайсиной рассказал паблик "Дыши! Омск". Комментарии под постом наглядно демонстрируют, на чьей стороне симпатии читателей. Кстати, преобладают комментарии именно казанцев.
- "Последние 2 года невыносимо стало жить в Авиастроительном районе Казани. Этот тошнотворный запах химического газа проникает даже в дома! Доходит до маразма: прежде чем открыть окно, мы принюхиваемся, нет ли этой вони, только потом проветриваем свое жилье. Забыли уже, когда гуляли вечерами с детьми! Это разве жизнь?! А здоровье? Постоянно Головные боли, учащенное сердцебиение, давление", — перечисляет Резеда Фасхутдинова.
- "Выбросы наиболее часто происходят именно в ночное время и больше в выходные дни. Причём, когда невозможно вызвать на забор воздуха контролёров. Вызывая уже утром или днём, как правило, или по причине изменения метеоусловий, либо по иным причинам, запах химозы (до рези в глазах) загадочным способом исчезает. В течение последнего года в поселке, что в 3-х километрах от ПАО "Казаньоргсинтез", ушли из жизни молодые до 65 лет мужчины. В том числе и с онкологией. Вот и думайте, преследовала ли цель Гайсина Д. очернить репутацию предприятия, либо это был справедливый, с её точки зрения, крик души в связи с потерей по состоянию здоровья близких людей? — дополняет картину Раиф Миннехайров.
- "8, 9,10 декабря в Казани было морозно, ясно и безветренно. Ужасный смог от выхлопов химических заводов и "Оргсинтеза" (Сибура) висел над городом эти дни и не рассеивался. Дышать было невозможно. Першение в горле, насморк, кашель не прекращались", — жалуется Светлана Дёмина, приложившая к комментарию наглядные фотографии.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.