Два часа по горло в зловонных стоках. Как жизнь с ароматом канализации преследует многие дома в Энгельсе

В Энгельсе Саратовской области женщина провалилась в затопленный стоками подвал, когда пошла в туалет. Жильцы дома 39А по улице Вокзальной, где всё произошло, били тревогу по меньшей мере пару лет. Власти не реагировали. В городе огромное количество домов с такими проблемами: как признанных аварийными, так и нет. Их реестр ведут сами жители в паблике "Это наши дома! (Энгельс)" в социальной сети "ВКонтакте". "Idel.Реалии" рассказывают подробности.

В прошлый понедельник около 16:00 съемщица квартиры на первом этаже, 51-летняя Оксана, пошла в туалет.

— Только уселась, как всё затрещало, и я оказалась в подвале, — рассказала пострадавшая изданию "Говорит НеМосква". — Ударилась головой, ушибла руку. Я плавать не умею, а там воды мне по шею. И вода-то холодная. Я нащупала ногами кирпич, встала на него и простояла так часа два.

Из зловонного плена женщину спас сын, который пришёл пару часов спустя — и сразу вызвал МЧС. Парадокс, но пока Оксана ждала помощи, стоя по шею в канализационных стоках, активные жильцы дома были на приеме в областном управлении Следственного комитета. Они просили правоохранителей выяснить причины затопления подвала, который находится в таком состоянии почти три года.

Самый молодой дом

Двухэтажный дом на улице Вокзальной, 39А построили в 1968 году для сотрудников энгельсского машиностроительного завода (сейчас — АО "Трансмаш") как временное жильё. В квартале, зажатом между улицами Гоголя, Вокзальной и Новобазарной, таких времянок было с полтора десятка. Большую часть из них расселили и снесли несколько лет назад. Сейчас в этом квартале остались три двухэтажки, поросший бурьяном пустырь, перекопанный строителями.

По словам жильцов, три года назад строительная компания "Новый век" сдала новый жилой комплекс "Локомотив" на 600 квартир — буквально в соседнем квартале. А канализацию из нового ЖК протянули прямо к старенькой канализационно-насосной станции, которая когда-то обслуживала "трансмашевские" времянки.

На пустыре стоит синий трактор, с "кишкой", спущенной в ближайшую траншею. Тракторист задрал ноги на руль и самозабвенно тонет в смартфоне.

У подъезда стоят жильцы — они принимают за сегодня не первую делегацию. С утра у дома побывали все: от сотрудников городского водоканала, до съемочной группы местного телеканала. Трактор, по их словам, прислали то ли из управляющей компании, то ли из комитета по ЖКХ. Он, по идее, должен откачивать зловонную жижу. Но за те три часа, что он стоит на пустыре, подвал ни на йоту не обмелел.

В подъезде двухэтажки зловоние. Из сине-черной жижи под лестницей одиноко торчит какой-то прибор учёта. Квартира, в которой все произошло, на первом этаже. Хозяйка и квартирантка — та самая пострадавшая Оксана — приглашают каждого приходящего осмотреть санузел. Но просят подходить по одному — иначе полы в коридоре запросто провалятся вслед за полами в туалете.

В крохотной однушке, которую Оксана снимает у местной же жительницы, санузел совмещенный. Старая советская плитка на стенах. Держатель для туалетной бумаги со свежим рулоном. На стене — кран и душ. Но ни полов, ни ванны, ни унитаза. Только торчащая из стены гофрированная труба напоминает о былых удобствах. В провале — всё та же зловонная жижа, затопившая подвал на полтора метра. Оксана и сама ростом полтора метра. Говорит, что ей повезло нащупать под ногами кирпич.

Из всех "времянок" дом 39А был самый молодой. И, по ощущениям жильцов, построен он был из тех стройматериалов, что остались от предыдущих построек. Но худо-бедно стоял до тех пор, пока в подвал не потекли чужие фекалии. Одна из жительниц, которая живёт в доме десять лет, три последних года не видела подвал сухим. Из-за влажности и испарений стены пропитались влагой — и кирпич крошится от простых прикосновений.

Но чужих канализационных стоков этому дому как будто бы было мало. Два года назад рядом началась очередная стройка. Многоквартирный дом на 11 этажей по улице Новобазарной возводит всё тот же "Новый век", чей жилой комплекс уже поставляет в подвал свою канализацию. Когда застройщик стал забивать сваи, из-за постоянной вибрации посыпалась крыша, с которой и раньше были проблемы.

— В доме долго текла крыша, — рассказал один из жильцов дома Владимир изданию "Свободные новости". — В 2019 году сделали капремонт, но криво. Работали, как это модно выражаться, иностранные специалисты. Заливали битумное покрытие в дождь. Весь подоконник нам испачкали. Теща пошла жаловаться, а их старший начал в ответ угрожать. Крыша так и продолжает течь.

В одной из квартир на втором этаже пришлось снять натяжной потолок — он начал провисать из-за осыпающейся плиты. Строители даже обещали натянуть новый потолок, когда закончат забивать сваи. И даже пришли с материалом. Но, увидев, что плита выкрошилась больше чем на половину, оказались не готовы закрывать обрушения, чтобы не брать на себя ответственность за случайный обвал крыши.

В комнате с обвалившимся потолком стоят веник и совок. Рядом кучка осыпавшейся плиты. Такие кучи хозяйка квартиры наметает ежедневно. Куски бетона крошатся в руках вместе с металлической арматурой, которая вся изъедена ржавчиной и грибком.

В УК "Покровск", под управлением которой находится дом, пенсионерке велели ремонтировать потолок самостоятельно. Только это не только потолок — у дома нет чердачного помещения. Рассыпающаяся плита — это крыша дома.

Следственный комитет давно занимается проблемой жильцов. Еще до обрушения туалета, по словам жителей, в следственном управлении местного СК возбудили два уголовных дела — по ситуации с подвалом и крышей. Следователи даже привезли своего эксперта, но он заявил, что до признания дома аварийным ему не хватает, по крайней мере, пяти процентов износа. Сквозных трещин он не нашел, две аварийные квартиры из 20 на статус дома повлиять не могли. На вопрос жильцов — а как же испарения и вибрации от стройки? — ответил, что эти обстоятельства не по его части. Эксперт уверен, что дом в отсутствии внешних воздействий вполне ещё постоит.

Комментируя обрушение, в администрации Энгельса журналистам местных изданий сказали: "Всего в доме 16 квартир, принадлежащих собственникам. Квартира, о которой идет речь, также не является муниципальной, но, несмотря на это, в марте текущего года, после неоднократных обращений от жителей, а также выездов специалистов администрации на место, по решению межведомственной комиссии была признана непригодной для жилья. Аналогичный статус получила и квартира №16 в данном доме".

Энциклопедия энгельсских "авариек"

В социальной сети "ВКонтакте" местная жительница ведёт группу "Это наши дома! (Энгельс)". В этом паблике она объединяет жильцов подобных домов в городе. А их немало. Среди адресов, по которым можно виртуально пройтись вместе с владелицей группы, есть как признанные аварийными дома, так и не признанные. При этом на вид они друг от друга не отличаются.

В посёлке Приволжский (район Энгельса), в шестом квартале есть дом №1. Эта пятиэтажка давно признана аварийной. Расселить жильцов власти должны были до 2021 года. Но дату отложили на конец 2024 года. Кусок обрушившейся стены тут укрепили деревянными балками, заложили кирпичом. Строение пронизывают огромные сквозные трещины. Одну из них видно невооруженным взглядом — она змеёй сползает из-под крыши к подвалу, деля дом на неравные части. Зимой в трещине нарастает наледь, которая удерживает стены. В общих туалетах отопления нет вообще. Многие комнаты зимой тоже топятся исключительно обогревателями. Хотя за отопление платят полный ценник.

Когда-то в этом доме был пожар, и жильцы выносили детей на руках сквозь разбитое окно первого этажа. Пожарная лестница сейчас отрезана в районе третьего этажа. Случись что — могут и не выйти.

Дом 21 во втором микрорайоне Урицкого жильцы называют "песочным" — он весь сыпется. На видео, опубликованном в группе, женский голос за кадром произносит: "Сегодня пятое ноября, у нас опять откололся кусок с потолка и упал ровно моей дочери на голову". Дом аварийным не признан. По свидетельству администратора группы, его собираются "капиталить".

— "Капиталить" этот дом нет никакого смысла, ибо стены — труха! — замечает администратор в описании.

В доме 43 по улице Молодёжной — пятиэтажное бывшее общежитие. В нем нет душевых. Туалет — на цокольном этаже. Но попасть в него невозможно — этаж затоплен канализационными стоками.

— В ведерко ходим, потом в баки выкидываем, — объясняет за кадром жительница дома.

Дом аварийным не признан.

Проспект Строителей

Целое скопление "времянок" — на проспекте Строителей. Это промышленный район Энгельса. Дома строились как временное жилье для рабочих заводов металлоконструкций (ЗМК) и монтажных изделий (ЗМИ). Жильцы этих домов — точно так же, как жители пострадавшего дома 39А — постоянно общаются с администрацией района, следственными и надзорными органами, снимают видео и публикуют фотографии в группе во "ВКонтакте". Эффекта пока нет.

Уже на подходе к дому 41 (пятиэтажка) по проспекту Строителей в запах шибает знакомый запах канализации. Вонючий ручеёк вытекает из-за мусорных баков, проедая себе дорожку во льду. Из подвального окна этого дома идёт смрадный пар — подвал затоплен канализацией и горячей водой. По словам здешних жильцов, полы в квартирах первых этажей — горячие. А в доме все время стоит запах сырости.

В соседнем доме — 41А, таком же бывшем общежитии, как и 41-й — нет фундамента. На видео женщина свободно просовывает под дом ветку, которая уходит туда на метр. Раньше у пятиэтажки был ленточный фундамент, но теперь, видимо, не осталось. А угол дома держится исключительно за пристройку, в которой сейчас располагается станция технического обслуживания автомобилей, а раньше была заводская столовая.

В крайнем подъезде нет подвала. На первом этаже в левом крыле общежития полы вскрыты и застелены какими-то досками, фанерой. Под фанерой — разводка коммуникаций — доступ к трубам тут можно обеспечить только так. Если внизу кое-как переплетены трубы, то сверху пыльными кишками свисает проводка. В общем коридоре висит электрощиток, больше напоминающий декоративную коробку для отвода глаз: из-под щитка вываливаются провода. Щиток здесь повесили после крупного пожара, который случился 12 лет назад. МЧС потребовало от управляющей компании исполнить меры противопожарной безопасности.

— "Управляйке" помогли газовики, — бросает кто-то из толпы жильцов. — Газ отрезали в тот же год.

Общей кухней никто не пользовался. Газа нет, слива тоже — канализация тут постоянно забивается, поскольку трубы вмонтированы в метровый слой бетона. Все, кому не лень, складывали в кухню мусор. Жильцы, стремящиеся к уюту даже в таком доме, в итоге вычистили кухню и привели ее в порядок. На подоконнике — настоящий зимний сад, в углу потрёпанный мягкий уголок. Окно занавешено тюлем.

При этом стена между кухней и коридором выглядит так, как будто со дня на день рухнет. Полы в квартирах проваливаются. И жильцы всю мебель ставят на кирпичи и брусочки.

— Боюсь, что у меня из холодильника рано или поздно фреон потечет, — говорит одна из жительниц.

Она живёт в этом доме с тех пор, как родителям дали здесь малосемейку. Родителей давно нет, а она никак не может выбраться из этого места. Работает в местном колбасном цеху. Дохода не хватает даже на самую скромную ипотеку.

По всему дому тут и там стоят строительные маячки. Они должны показать, как быстро расползаются трещины. Такие трещины есть и в квартирах жильцов, и на лестничных площадках, прямо в несущих стенах.

— То, что стены ползут, я замечаю по своим потолочным плинтусам, — рассказывает одна из местных. — Только я приклею их на место, как они снова отрываются. Значит, снова стена пошла.

За домом №41 разлилось целое зловонное озеро: его питают чужие канализационные стоки. Местные жители считают, что канализация течёт с новостроек, недавно сданных все той же строительной компанией "Новый век". Глава строительной компании — депутат энгельсского районного собрания Романи Саджая.

Издание "Бизнес-Вектор" в 2022 году отмечало, что "Новый век" стал в регионе первым застройщиком, чьи дома обещали обеспечить коммуникациями за бюджетный счет. Сейчас Саджая попал в опалу у нового главы района. Но канализация жилых комплексов, так удачно встроенная в старые коммуникации, продолжает течь.

Выгнали без объяснения причин

— Мы с марта 2023 года бьемся за признание дома на Вокзальной аварийным, — рассказала корреспонденту "Свободных новостей" администратор группы "Это наши дома!" Яна. — Обращались в районную администрацию, Водоканал, Госжилинспекцию, в прокуратуру, Следственный комитет, к губернатору, писали в приемную президента. Все инстанции знали о состоянии здания.

Яна сама с 2021 года борется с чиновниками из-за затопленного подвала дома, в котором живёт. Она везде писала, снимала и выкладывала видео. Постепенно к ней с похожими проблемами стали обращаться другие горожане. Сейчас в сообществе, созданном около года назад, чуть больше 700 подписчиков.

После того, как на Вокзальной обвалился туалет, активистка поехала на прием в районную администрацию со списком домов в таком же состоянии:

— Я записалась на приём 4 марта, а вчера меня пригласили посетить приём, который состоялся сегодня [20 марта] в 9 утра, — написала активистка в группе во "ВКонтакте". — Со мной приехала девушка с 21-го дома 2-го микрорайона Урицкого. Дом в похожем состоянии. В одной из квартир проваливаются полы! Но нас не пустили и даже слушать не стали! А меня сняли с записи без объяснений! Это уже не просто бардак — это переход всех допустимых границ".

25 марта Яна написала, что "по-прежнему не получила внятного ответа" на вопрос, почему ее "сняли с приёма 20 марта".

Аварийный регион

В октябре прошлого года телеканал "Настоящее время" опубликовал четырехсерийный документальный фильм "Пентагон" документалиста Андрея Лошака. В сериале показали жизнь пятиэтажного бывшего общежития в городе Новоузенске Саратовской области, которое местные жители прозвали "пентагоном". Дом уже пару десятилетий живёт без отопления и воды, а канализация стекает в подвал. Но аварийным, несмотря на громадные трещины в стенах, осыпающуюся кладку, выбитые окна, до сих пор не признан.

После выхода фильма местные чиновники зашевелились, организовали косметический ремонт и освещение в подъездах. Даже подключили бывшее общежитие к канализационно-насосной станции. Но радость жильцов длилась недолго. Уже к концу января из новой пластиковой канализационной трубы, которую в морозы представители местной УК отогревали паяльными лампами, вырос целый "сталактит" из фекалий.

Судя по группе "Это наши дома!", подобных "пентагонов" только в одном Энгельсе (город на 200 тысяч жителей) больше, чем кажется на первый взгляд. В списке аварийных, подлежащих сносу домов, который приводит на сайте районная администрация, значится 127 домов. И это по всему Энгельсскому району. Агрегатор "ДомРеестр" даёт другую цифру: всего в Энгельсе насчитывается 224 аварийных дома. Общая площадь жилого фонда аварийных домов Энгельса составляет 308 735 м2. Из них первый дом в Энгельсе был построен в 1900 году.

При этом в 2024 году в Энгельсе планируется расселение 21 аварийного дома.

Сводной информации о количестве аварийных домов в Саратовской области найти не удалось.

Уже после того, как материал был сдан, стало известно, что в Энгельсе затопило фекалиями подъезд еще одного дома — №32 в микрорайоне Энгельс-1 (Лётный Городок). Фото нечистот опубликовали жильцы аварийной четырёхэтажки. При этом, согласно официальным данным, этот дом, как и другие "аварийники" в Лётном городке, расселили в прошлом году — об этом 29 декабря 2023 года отчитался губернатор Саратовской области Роман Бусаргин.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.