Башкирский рэпер Алтынай Валитов: от сотрудничества с властями до вынужденной эмиграции

Алтынай Валитов

5 марта рэпер Алтынай Валитов, поддержавший протесты в Баймаке, опубликовал видеообращение на башкирском языке, в котором рассказал о событиях последних недель и своем вынужденном отъезде из страны. За несколько дней ролик посмотрели около 60 тысяч человек. "Idel.Реалии" ознакомились с обращением Валитова и другими публикациями музыканта, чтобы больше узнать о его биографии и взглядах.

Алтынай Валитов родился в 1992 году в семье плотника из деревни Байназарово Бурзянского района Башкортостана. В детстве он увлекался брейк-дансом, профессионально занимался танцами и ездил на гастроли. В этот же период он заинтересовался двумя, казалось бы, разными жанрами — рэп-музыкой и башкирской поэзией. Второе увлечение пришло благодаря школьному соревнованию чтецов, на котором Валитов выступал со стихотворением башкирского поэта XIX века Мифтахетдина Акмуллы.

— Когда я изучал биографию Акмуллы, его история оставила в моей душе какую-то тревогу. Он сэсэн (народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива"Idel.Реалии"), а сэсэн — это человек, который выступает с проблемами народа, мастер слова. Я думаю, что сэсэнство дается от Всевышнего, ему нельзя научиться. Когда меня просят научить писать стихотворения, я не могу — мне это дано с рождения. Рэп — это то же самое, что сэсэнство. Если раньше сэсэны пели под думбыру (традиционный струнный инструмент"Idel.Реалии"), то рэперы сегодня — под современную музыку. Из-за того, что я с детства впитывал культуру сэсэнства и рэпа, в трудные времена я не могу сидеть тихо, — объясняет Валитов в своем недавнем видео.

В то же время проблемы национальной культуры, языка и региональной автономии не сразу оказались в центре внимания Валитова. По словам музыканта, он впервые заговорил о них в 2017 году, когда "начали ущемлять башкирский язык" — сокращать его преподавание в школах региона. Тогда Валитов узнал и о национальном активисте Фаиле Алсынове, который организовал в Уфе митинг в защиту башкирского языка.

Валитов был на этом митинге и рассказал, что Алсынова задержали на его глазах. После этого рэпер записал видео с собственным стихотворением о родном языке. Позднее он также участвовал в акциях по популяризации башкирского языка, записал клип с несколькими другими артистами о его диалектном разнообразии.

Спустя три года Алсынов и Валитов вновь участвовали в общем протесте — оба выступали против разработки месторождения известняка на шихане Куштау в Ишимбайском районе республики, который занимает важное место в башкирской культуре и мифологии. Валитов записал живое выступление в поддержку движения со словами "Богатые снова богатеют, грабят простой народ". Он также публиковал обращения с призывами присоединяться к протесту. Массовые акции в защиту Куштау продлились почти две недели и увенчались успехом — шихан получил статус охраняемой территории.

Вскоре после событий на Куштау власти республики стали отменять концерты Алтыная Валитова, отметил музыкант. Затем его пригласил на беседу один из региональных чиновников: "Он сказал: "Мы тебе откроем дорогу, но ты больше так не говори". Вот здесь ты нас поддержишь, а мы тебе откроем все дороги. И мне пришлось их поддержать. Это было время, когда проходили митинги Алексея Навального. Власти устроили концерт как отвлекающий маневр, и я принял в нем участие. После этого всё было хорошо, моя карьера росла, но я не оставлял детской мечты о миссии сэсэна, поэтому продолжал высказываться — аккуратно, завуалированно".

В марте 2022 года Валитов записал клип, приуроченный к началу российского вторжения в Украину. В нем музыкант поднимал тост за Россию и говорил: "Народу не нужен "МакДональдс", можно наесться и гречкой". В конце видео звучала цитата Владимира Путина: "Мы как мученики попадем в рай".

По признанию самого Валитова, его готовность сотрудничать с властями в какой-либо форме закончилась в январе 2024 года — "терпение лопнуло, когда начались протесты в Баймаке". В этом районном центре на юго-востоке Башкортостана тысячи человек вышли на улицы, чтобы поддержать Фаиля Алсынова, которого суд признал виновным в разжигании межнациональной розни и приговорил к четырем годам колонии.

17 января 2024 года судья Баймакского районного суда Башкортостана Элина Тагирова признала Фаиля Алсынова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти, либо вражды") и приговорила его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Гособвинение запрашивало для активиста те же четыре года, но в колонии-поселении.

На оглашение приговора приехало несколько тысяч сторонников Алсынова, которые встретили решение суда с возмущением. На площади перед зданием суда произошли столкновения с силовиками, которые забрасывали протестующих гранатами со слезоточивым газом и избивали их дубинками. Протестующие в ответ закидывали полицию снегом. В итоге силовикам удалось вывезти Алсынова из здания суда только после того, как к ним прибыло значительное подкрепление.

19 января в Уфе, на площади у памятника Салавату Юлаеву, прошла массовая стихийная акция протеста. Силовики вновь разогнали протестующих, задержав более десятка человек.

После протестов в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Фигурантами этих дел стали более 70 человек.

Международная правозащитная организация Amnesty International призвала расследовать применение силы полицией во время протестов в Башкортостане.


Дело против Фаиля Алсынова возбудили по личному обращению главы Башкортостана Радия Хабирова. Позднее назначенные властями эксперты усмотрели оскорбительные высказывания в адрес кавказских и центральноазиатских мигрантов в речи Алсынова, произнесенной на сходе граждан по экологическим вопросам в селе Ишмурзино. Разжиганием вражды специалисты посчитали выражение "кара халык", в буквальном переводе "черный народ". По словам сторонников Алсынова, речь шла не об этнической принадлежности, а о социальном положении — более корректным переводом было бы "простые люди".

Вскоре после оглашения приговора Алсынову рэпер Валитов выступил в поддержку национального активиста и опубликовал видео на русском языке, в котором призвал "людей всех национальностей, кто так же думает, выйти к зданию администрации своего города 19 января в 10:00".

В том же ролике Валитов отметил, что проблема не ограничивается преследованием отдельно взятого активиста. По его словам, "Фаиль был лишь триггером, суд над ним был последней точкой кипения. Ведь в наших сердцах кипело давно. А что кипело, почему кипело? Русский национализм. Именно в этом причина. Каждый башкир чувствовал это — ущемление. Мы живем на своей родной земле, но нас, башкир, на каждом шагу ущемляют. Именно по национальному признаку: "башкиренок", "черный", "приехавший с аула" и так далее. Задевают наши сердца, когда на нашей земле заставляют говорить на русском".

— Я знал о последствиях, но верил, что народ победит. Думал, что главное — собрать побольше людей, обратиться также и к другим народам. Народ-то вышел, но того, чего хотели, добиться не смогли, — объясняет Валитов в видео, опубликованном 5 марта.

В связи с неудачей протестов в Баймаке и продолжающимся по сей день массовым преследованием их участников Валитов решил покинуть страну: "Мне позвонил один надежный человек из администрации и сказал: "Алтынай, с тобой один раз уже пытались договориться, но не получилось, ты всё равно делаешь по-своему. Народ тебя слушает, выходит, поэтому тебя закроют надолго". Конечно, можно было по-героически сдаться и сесть в тюрьму. В голове крутились разные мысли. Но вот если взять Навального — приехал, сдался властям и что? Сидя в тюрьме, он не смог помочь народу, и в итоге его самого убили".

По словам Валитова, уже через час после его отъезда из дома туда приехали полицейские, которые провели обыск и опросили соседей. На следующий день он пересек границу.

В середине февраля стало известно, что песни Валитова исчезли из репертуара Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Ранее в одном из спектаклей использовалось пять композиций музыканта. Валитов объяснял их запрет приказом министра культуры.

Уже находясь в эмиграции, рэпер записал песню о протестах в Баймаке и своем отъезде под названием "Намыс" ("Честь" или "Совесть"). В описании к видео он добавил: "Хотел написать про светлое будущее. Но не будет у страны светлого будущего, если среди народа есть предатели, которые заботятся только о себе и о своих карманах…"

Где именно сейчас находится Валитов, музыкант не раскрывает, но уточняет, что это "дружественная России страна, в которой трудно получить ВНЖ". В эмиграции к Валитову присоединились жена Алсу и маленькая дочь. В ближайшем будущем они планируют запросить убежище в одной из "недружественных" стран. Чтобы оплатить работу адвокатов по этому кейсу, семья через интернет выставила свой дом в Башкортостане на продажу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.