Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что русскими себя могут называть только верующие православные, которые ходят в храм. Об этом он сказал на проповеди после литургии в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Москве. По словам патриарха, говоря "русский", он подразумевает "и украинцев, и белорусов". По мнению эксперта по этноконфессиональным отношениям в России Харуна (Вадима) Сидорова, если руководствоваться критериями патриарха, русские в России станут меньшинством.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Патриарх Кирилл заявил, что только ходящие в церковь православные могут считать себя русскимиПатриарх Кирилл, который недавно обвинил уехавших из страны соотечественников в "обезьянничестве", предрек им несчастье в эмиграции и заявил, что они приходят в православные храмы за рубежом, чтобы "поплакаться", видимо, решил развить свои "миссионерские успехи". На этот раз он дал понять: те, кто называют себя русскими, но не посещают православные храмы, не могут таковыми считаться.
— А те, кто говорят, что "мы русские", а в храм не ходят, — задайте себе вопрос: а вы являетесь наследниками тех самых ваших отцов, дедов, бабушек, ваших прадедов и пращуров, которые с верой своей связывали жизнь? И, если вы не являетесь их наследниками, в каком смысле вы можете говорить о себе как о русских людях? — спросил он.
Между тем, по данным ВЦИОМ по состоянию на лето 2023 года, только 15% опрошенных россиян ходят в храмы раз в месяц, 51% — время от времени, а 31% не ходят вообще. И вряд ли у кого-то возникнет мысль, что чеченцев или дагестанцев среди них окажется больше, чем тех, кто считает себя русскими. При этом количество тех, кто даже просто считают себя русскими, неуклонно снижалось в России и до начала так называемой "СВО". А каковы будут демографические последствия последней, предстоит оценить лишь после ее завершения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Если через десять лет в России установится демократический строй, мы увидим реальную численность татар"Впрочем, как известно, идеологи "русского мира" планируют компенсировать сокращение количества тех, кто считают себя русскими в России, превращением в таковых украинцев на захваченных территориях. Вот и настоятель РПЦ МП в своем заявлении повторил, что украинцев и белорусов он считает русскими. И в этом контексте то, что украинцы в своей массе религиознее россиян, теоретически должно его радовать. Однако и тут — даже если предположить, что они останутся под российской властью — РПЦ могут ждать неприятные сюрпризы. Ведь эта религиозность вовсе необязательно такая, какую хочет видеть от "настоящих русских" патриарх Кирилл. Уже не говоря о крайне запутанной ситуации с юрисдикциями православных церквей на этой территории, Украина — это эпицентр развития протестантизма на постсоветском пространстве, представители которого, по логике Кирилла, русскими себя считать не могут, ибо не являются духовными наследниками своих православных пращуров.
Вообще, стоит отметить, что своим заявлением глава РПЦ существенно ужесточил ее же позицию, озвученную в 2014 году. Так, в Декларации русской идентичности, принятой тогда общественным крылом РПЦ — Всемирным русским народным собором, говорилось следующее: "В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты".
Иначе говоря, тогда, чтобы быть русским, достаточно было "признавать православное христианство основой своей национальной культуры", даже будучи атеистом. Но сейчас выясняется, что и этого уже недостаточно: чтобы быть русским, непременно нужно ходить в храм.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Перепись-2021 в Оренбуржье: отток населения и ассимиляция народов ПоволжьяС одной стороны, надо признать, что таким образом господствующие в РПЦ круги просто продолжают линию дореволюционной русской мысли, чье кредо наиболее емко выразил один из персонажей Достоевского, устами которого, как принято считать, говорил он сам: "Неправославный не может быть русским". С другой стороны, даже среди идеологов консервативного — но не клерикального, а этатистского русского национализма — уже в то время были те, кто с этим не соглашался. Например, редактор "Московских новостей" Михаил Катков, считающийся одним из ведущих "идеологов реакции", полагал: кроме православных русских, возможны и "русские лютеранского закона", "русские католического закона" и даже "русские Моисеева закона".
Подход Каткова соответствовал букве "Основных государственных законов Российской империи", принятых 23 апреля 1906 года. В них ничего не говорилось о русском народе, отдельном от других народов России, но сообщалось о русском языке как государственном (ст. 1 п. 3) и о русских как о подданных империи. Причем из статей 70 и 71 этих законов видно, что понятие "русские подданные" и "российские подданные" использовались как синонимы. А такой юридически закрепленной категории, как "национальность", в Российской империи не было — были только "вероисповедание" (в паспортах) и "родной язык" (в переписях).
Понимание русских как отдельной от других этнических групп страны народа было официально установлено лишь в СССР, где была юридически зафиксирована категория "национальности", а название "русские" закреплено за теми, кого в Российской империи полуофициально называли "великороссами". Излишне говорить, что от них никто не требовал ходить в храмы — чтобы иметь в графе "национальность" паспорта запись "русский" (равно как и наименование любой иной "национальности"), было достаточно (и необходимо) иметь обоих или хотя бы одного родителя соответствующей "национальности".
В принятой в 1993 году Конституции России было закреплено, что каждый "вправе определять и указывать свою национальную принадлежность", никто "не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности" (ст. 26 п. 1). А в скором времени — в 1996 году — такая графа и вовсе была изъята из паспортов гражданина России нового образца. И тогда выяснилось, что уже непонятно, как определять, кто русский, а кто — нет. Чисто формально из приведенной выше формулировки Конституции, равно как и из формулировок вопросов Всероссийской переписи населения, следует, что русский в России — это "национальная принадлежность", которая определяется и указывается добровольно. Однако начиная с эпохи зрелого путинизма светские и духовные власти России (а мало кто будет спорить с тем, что РПЦ — это фактически государственная церковь) стали наполнять понятие "русского" собственным содержанием.
Так, в 2012 году в своей программной статье "Россия: национальный вопрос" Путин заявил, что "миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию... скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар". Фактически это стало возвращением к реалиям Российской империи, в которой русскими официально считались все ее подданые. Причем с учетом того, что в государственных школах даже "национальных республик" всех учеников заставляют петь песню "Я — русский", ставшую неофициальным гимном страны, ни о какой добровольности русской самоидентификации речи уже не идет. При этом представители де-факто государственной церкви заявляют, что русским может считаться только тот, кто не просто признает "православное христианство основой своей национальной культуры", но и непременно ходит в православные храмы.
Таким образом, спустя столетие, в течение которого понятие "русские" успело побыть юридически определенной категорией "национальности", Россия снова вернулась к реалиям поздней Российской империи, в которой светские власти хотели видеть русскими всех ее подданных, религиозные идеологи — только православных, а несогласные ни с первым, ни со вторым стремились к своему национальному самоопределению.
Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь