Приказано забыть. Руслан Айсин — о запрете татарских поминальных мероприятий по случаю Дня памяти

Татарский поэт Фанил Гилязов вышел на пикет 12 октября, после того, как казанские власти не согласовали митинг.

В прошлом участник и организатор поминальных мероприятий по случаю годовщины взятия Казани войсками Ивана Грозного Руслан Айсин рассуждает о том, чем для татарского народа является День памяти.

15 октября День памяти татарского народа — Хәтер көне. Закреплённая дата падения Казанского ханства в 1552 году. Но уже второй год власти не дают своего разрешения на проведение мероприятий по случаю годовщины исторического события.

Начиная с 1989 года, татарская общественность отмечала этот день в Казани митингами, шествиями, поминала героев, падших в бою, защищавших свое отечество, веру, национальное и историческое достоинство.

Дата стала точкой сборки для татарской нации, выходившей на подмостки общественного дискурса и истории в период заката Советской империи в конце 80-х годов прошлого столетия.

В первые годы мероприятие собирало, я хорошо помню, десятки тысяч человек. Съезжались делегаты не только с разных уголков Татарстана, но и с соседних регионов. Активно участвовали представители чувашского, марийского, удмуртского, башкирского национальных движений. Шествие, начинавшиеся с площади Свободы, потоком устремлялось к Кремлю, к башне Сююмбеки. Где оно завершало свой ход, там же возносились молитвы (дога — по татарски) за павших защитников стен Казани. Это была сильная эмоциональная и политическая акция.

Хәтер көне, 1990-е годы

Затем шествие было запрещено. Я со своими единомышленниками пару лет был в числе организаторов Дня памяти. Каждый раз все труднее и труднее было проводить мероприятие. Накладывались все новые и новые ограничения. Фактически был запрет на освещение ораторами современных проблема татар и Татарстана. Особенно после 2017 года. Тогда даже упоминание спикерами темы изъятия татарского языка из системы образования накладывало на них административное взыскание.

Год назад российский суд ликвидировал старейшую татарскую общественно-политическую организацию — Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Тут стоит отметить, что ВТОЦ публично отстаивал интересы республики и татарского народа, проводил пикеты и ежегодный Хәтер көне, писал петиции в органы власти и делал много чего еще, что в современных условиях почти тотальной цензуры считается "экстремизмом" и "сепаратизмом".

ВТОЦ был создан еще в конце 1980-х годов. Он был трансграничной структурой с представительствами во многих регионах РСФСР и республиках Советского союза. Организация имела серьезное влияние на большую политику. Собирала десятки тысяч людей на площадях Казани. Она стала тем организующим началом, что смог выстроить чаяния и устремления татарской интеллигенции в политический проект и стать соучредителем нового постсоветского Татарстана.

Можно сказать, что ВТОЦ был больше, чем партия, он выступал в качестве представительного органа татарского народа, раскинутого по ширине Северной Евразии. Выражал его политическую волю, подкрепленную необходимостью восстановления исторической справедливости.

Закрыли ВТОЦ и одновременно запретили проведение Дня памяти, который вытеснили с главной площади Казани, подальше от политически концетрированного места.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Татары выживут только в демократической России". Глава ликвидированного ВТОЦ — о будущем организации

Но чего же так боятся власти, почему они не могут дать добро на поминальный сбор по случаю исторического события — падение Казанского ханства, даже без акцентирования внимания на текущих внутри и- внешнеполитических событий?

У страха, как говорится, глаза велики. Чем тоталитарнее власть, тем более она не уверена в себе. Не уверена в силовом ресурсе, лояльности населения, официозных идеологических скрепах, которые воспринимаются людьми как малозначащий белый шум. Боятся, что кто-то увидит и озвучит, что король-то голый! Режим, стремяшийся к банкроту. Как это случилось с Российской империей и Советской. Кстати, просуществовавшей меньше всех крупный империй — чуть более 70 лет.

Поэтому запреты становятся самостоятельной сущностью, которая словно раковые клетки безудержно клонирует себя, поглощая все вокруг.

Ведь День памяти татарского народа — это важнейший склеивающий элемент национального самосознания из прошлого в настоящее и дальше мостиком в будущее. Слишком очевидны параллели, слишком выпукло высится тема колониального гнета и имперской войны Москвы против не только татар, но и народов Евразии. Без истории, языка, культуры, государственности ни одна нация не может существовать.

В довесок хочу привести один факт.

В Татарстане до сих пор нет даже увековеченного символа эпохе Казанского ханства. Хотя имеется памятник погибшим русским воинам при осаде Казани в 1552 году в виде часовни. Более тридцати пяти лет татарская общественность требует от властей уравновесить историческую память и открыть монумент павшим воинам-защитникам стен Казани. Безрезультатно.

Историческую память татар хотят стереть, убрать. Саму тему истории народов России правящие круги табуировали, изъяли из сферы образования и общественного дискурса. В школьных учебниках сегодня вы не найдете позитивного упоминания роли татар или других народов, если они сопротивлялись политике русификации.

Все это осмысленная и целенаправленная политика Москвы. Надолго ли?

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции, публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его иноагентом, с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь