Главный редактор российского государственного телеканала RT Маргарита Симоньян 3 октября предположила, что если над Сибирью произвести термоядерный взрыв, то в мире перестанет работать электроника. При этом она добавила, что ничего страшного не произойдет, и мир окажется в условиях 1993 года. Эксперт по российским регионам Харун Сидоров считает, что подобные заявления — это демонстрация неуважения руководителей российской государственной пропаганды к регионам этой страны. Позднее Симоньян оправдалась, написав, что "подобной ереси <...> не предлагала и предлагать не могла". Она подала иск о "клевете" против помощника депутата Мосгордумы Евгения Ступина Николая Королева. За то, что Королев подал заявления против нее в СК и полицию за реплику взорвать ядерную бомбу над Сибирью. Позже заявление на Симоньян подал и Евгений Ступин.
Маргарита Симоньян заявила о том, что собирается подать в суд на бывшего помощника Мосгордумы, обвинившего ее в призыве нанести ядерный удар по части территории России. Кроме того, она пообещала судебное преследование за "клевету" всем, кто будет обвинять ее в подобном.
Если пересказывать мысль Симоньян точно, то по территории Сибири наносить ядерный удар она не призывала. Симоньян рассуждала о том, что если взорвать над ней термоядерную бомбу, ничего страшного не произойдет, потому что в результате этого, по ее мнению, все останутся живы и здоровы, а выведена из строя будет только радиоэлектроника. И тогда все вернутся в "старые-добрые времена" без мобильных телефонов и интернета.
Однако из контекста и этого, и других высказываний Симоньян лично я делаю вывод о том, что она фактически предлагает либо взорвать над территорией Сибири термоядерную бомбу, либо угрожать этим Западу как реальным сценарием. Ведь это было сказано вскоре после записи в ее блоге от 1 октября: "Сегодня ночью ударный беспилотник упал прямо напротив нашего родового дома в Адлере, где выросла и я сама, и моя мама, и до сих пор живет моя родня с маленькими детьми. Цели все дальше, ставки все выше, ядерный ультиматум все безальтернативнее". Поэтому неудивительно, что западные журналисты тоже восприняли ее призыв именно так, как его воспринял бывший помощник депутата, на которого она собралась подавать в суд.
Впрочем, неудивительно и то, что не в первый раз размахивающая воображаемой ядерной дубинкой Симоньян решила возмутиться тем, что ее "неправильно поняли". Ведь отмежевываться от ее высказываний пришлось самому пресс-секретарю Кремля Дмитрию Пескову, заявившему, что "ее слова не отражают официальную позицию РФ". А депутат Госдумы от Алтайского края Мария Прусакова потребовала от нее извиниться "перед всеми жителями Сибири, а тем более перед теми, кто по сей день страдает от последствий испытаний на Семипалатинском полигоне".
Такая реакция депутата от Сибири демонстрирует, что помимо гуманитарных, этических сторон, у этой проблемы есть еще один — региональный аспект, он же и колониальный. Потому что Симоньян не пришло в голову предложить взорвать термоядерную бомбу ни над Рублевкой или Кремлем, ни над ее родовым домом в Адлере, угроза которому спровоцировала ее на запись о безальтернативности ядерного ультиматума. Зато Сибирь, видимо, не жалко. И понятно, почему — хоть в ней и живет порядка 30 миллионов человек, это не Рублевка и не Адлер с родовым домом, а что-то далекое, там, где тайга, холод и медведи.
По такой же логике когда-то проводили испытания в упомянутом депутатом Семипалатинске (ныне город Семей — "Idel.Реалии"). Для кремлевских экспериментаторов это была "целина", почти непригодная для жизни территория на отшибе страны. Только вот, уже не говоря об экологических последствиях этих экспериментов для всех местных жителей (одной из крупных экологических проблем в Казахстане вступало функционирование Семипалатинского ядерного полигона. Общественность республики не раз ставила вопрос о ликвидации этого объекта. 29 августа 1991 года Указом президента РК Семипалатинский полигон был закрыт — "Idel.Реалии"), для казахского народа это отнюдь не "целина", а культурно-политический центр Алаш (На ІІ Всеказахском съезде в Оренбурге в декабре 1917 года было образовано Правительство Казахской автономии "Алаш-Орда" — Национальный Совет". Столицей стал город "Алаш қала", ныне город Семей Абайской области — "Idel.Реалии"). Но кому до этого было дело в Москве, когда в этом месте решили создать ядерный полигон?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Василина Орлова: посылы в духе "мы принесли вам образование, культуру, цивилизацию" — имперскостьТа же Симоньян не только утверждала, что взрыв термоядерной бомбы над Сибирью не повлечет за собой ничего страшного, но и уверяла в свое время, что российская армия победила Украину "за два-три дня". Симоньян тогда добавляла, что после поражения ВСУ в дело вступила НАТО. Именно поэтому, по ее версии, российская армия ведет бои с войсками альянса.
Помнить об этом нужно, чтобы понимать — "эксперт" то ли не отдает себе отчет, какими могут быть реальные последствия "ядерных ультиматумов", то ли намеренно создает впечатление о собственной неадекватности. При этом едва ли кому-то интересны последствия таких авантюр для конкретных регионов, по факту — колоний. Так, как сообщают СМИ, на территории Межгорья Белорецкого района Башкортостана находятся один из "ядерных бункеров", а по неподтвержденным данным, и шахты с ядерными боеголовками российских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). И очевидно, что в случае негативных последствий "ядерного ультиматума", как это произошло с ультиматумом России НАТО в 2021 году, массированный ядерный удар будет нанесен и по этому месту.
Для таких как Симоньян, вероятно, рассчитывающих при таком сценарии укрыться в элитных бункерах, какой-нибудь Башкортостан, половина которого может быть уничтожена ядерным ударом, это не более, чем пятно на карте, равно как и Сибирь. В то время как для народов этих земель — это и есть их Родина, которую некоторые обитатели Рублевки готовы принести в жертву своим геополитическим амбициям.
Что ж, для жителей не только Сибири, но и других регионов, включая Волго-Уральский, этот скандал должен стать поучительным. Ведь он показал, что в метрополии, которую называют "федеральным центром", есть не последние по положению люди, готовые провести над ними ядерный эксперимент, как это уже делалось в казахском Алаше, известном как Семипалатинск или Семей. Но если вдуматься, разве само втягивание народов и регионов "федерации" в войну, чреватую подобными последствиями, не было таким же экспериментом? И разве все это было бы возможно, если бы она действительно была федерацией, в которой народы и регионы имеют решающее слово при принятии таких решений?
Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь