Сатанизм на Западе, братья-украинцы и традиционные ценности: чем известен митрополит Саратовский и Вольский

Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий. Фото: eparhia-saratov.ru

Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий не имеет медали "Участника СВО", как, например, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Он, в отличие от муфтия и главы Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, не призывал россиян "исполнить свой воинский долг". Митрополит Игнатий в своих проповедях не раз называл войну "бедой" и даже взывал к миру. В то же время он часто затрагивает тему абортов и внешнюю политику США. По мнению экспертов, это один из главных нарративов российской пропаганды. О "карьерном" пути и возникших на нём скандалов — в материале "Idel.Реалии".

Данный материал — пятый из цикла статей, в которых "Idel.Реалии" рассказывают о представителях духовенства, которые словом и делом поддерживают войну, обосновывая ее религией.


БИОГРАФИЯ

Алексей Депутатов, ныне известный как митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, родился в семье священника в селе Туголес Московской области. По словам самого Депутатова, все его братья также стали священниками.

— С одной стороны, это влияние отца. Но и предки моей матери, они с Дона, из города Новочеркасска, тоже были священнослужителями. Прадеда расстреляли в 1937 году в Ростовской области. Его арестовали прямо во время молебна, — признавался он сам.

С 1994 по 1996 год Депутатов учился в Рязанском духовном училище, а спустя два года окончил Самарскую духовную семинарию. В 1998 году он был поставлен во чтеца (степень низшего клирика, основная задача которого громко читать для всех присутствующих в храме во время общественного богослужения некоторые тексты Священного Писания, молитвы и возгласы"Idel.Реалии").

Педагогическая карьера Депутатова началась в 2002 году. Тогда его назначили преподавателем предмета "Библейская история" в Рязанском духовном училище. В том же году он был пострижен в мантию с именем Игнатий. О том, почему он решил принять монашеский постриг, Депутатов рассказывал в интервью.

— Во время учебы в академии я понял, что мне будет комфортнее служить, оставшись одному. Я человек темпераментный, мамины предки — донские казаки, мама отца — с Кубани, папин отец — из Саратова. Во мне много горячей крови. Я понял, что если не принять постриг, я буду суетиться, мне будет сложно, — делился он.

Спустя год Игнатия назначили проректором по воспитательной работе Рязанского духовного училища, тогда же он стал преподавателем нескольких предметов — "Пастырское богословие", "Гомилетика" и "Основы социальной концепции Русской православной церкви".

В 2005 году Игнатия назначили наместником вновь открывшегося Спасо-Преображенского мужского монастыря в Рязани, а спустя два года возвели в сан игумена. В 2008 году Игнатий окончил Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина по специальности "юриспруденция". Годом позже его назначили первым проректором Рязанской духовной семинарии.

В 2010 году Игнатий проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления. По окончании ему присудили квалификацию на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, управления организациями, предприятиями различных форм собственности и управления персоналом. В 2010 году он стал соискателем степени кандидата экономических наук в том же образовательном учреждении.

В 2011 году Игнатия назначили первым заместителем директора Рязанского филиала автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Смольный институт Российской академии образования". В июле того же года решением Священного Синода Игнатий был избран епископом Шахтинским и Миллеровским. В августе Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведен в сан архимандрита.

В 2014 году Священный синод постановил вместо одной организовать сразу три епархии на территории Вологодской области: Вологодскую, Череповецкую и Великоустюжскую. Они же были объединены в Вологодскую митрополию, которую возглавил Игнатий. В том же году его возвели в сан митрополита. На тот момент ему было 37 лет — он стал самым молодым митрополитом Вологодской епархии за последние 200 лет.

ВАРЯГ ДУХОВЕНСТВА

На этом посту деятельность Игнатия вызвала противоречивые оценки. В местной газете "Маяк" в январе 2015 года появилась статья журналиста Петра Давыдова, который высказал главные претензии к работе Игнатия. В частности, автор отмечал, что местные жители были недовольны приездом главы епархии "издалека и в явочном порядке". Опрошенные выражали беспокойства по поводу быстрого роста количества церквей, тяги епархии к богатству и слишком кардиальных изменений. Спустя год в "Живом Журнале" появилась запись, в которой некий Варлаам Ладников негодовал из-за редких приездов митрополита Игнатия в свою епархию. Автор комментария указал, что в апреле 2016 года — во время масштабного наводнения в Великоустюгском районе — митрополит был "занят своими, несомненно, срочными и важными делами — сослужить патриарху в Александро-Свирском монастыре".

"Неужели титанических трудов стоит хотя бы публикация на епархиальном сайте, показывающая, что архиерею ("отцу" людей, впрочем, не удосужившемуся добиться назначения в город постоянного архиерея) не наплевать на их беду? <...> Поражает наплевательское (и, что самое удивительное, даже неприкрытое) отношению к людям только как к источнику дохода", — негодовал блогер.

Деятельность митрополита Игнатия в качестве главы Вологодской митрополии ознаменовалась массовым возращением в собственность РПЦ храмов, большинство из которых использовались не по назначению и находились в полуразрушенном состоянии. Так, в памятнике архитектуры федерального значения — Воскресенском соборе — размещался Центральный выставочный зал Вологодской картинной галереи, который Вологодская митрополия потребовала вернуть. Активисты, переживая, что галерея может прекратить свое существование, подписывали петицию с просьбой не выселять ее. Вопрос решился, когда председатель совета директоров "Северстали" Алексей Мордашов передал картинной галерее крупное офисное здание в центре города. В июле 2014 года 13 зданий, которые были объектами культурного наследия федерального значения, передали Кирилло-Белозерскому монастырю. Еще 22 вологодских храма, которые ранее находились в федеральной собственности и в собственности Вологодской области, отдали епархии в 2015 году.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Человек вождя. Как муфтий Татарстана пропагандирует войну в Украине

ПРОПОВЕДИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

23 февраля 2022 года — за день до начала полномасштабного вторжения России в Украину — митрополит Игнатий опубликовал на официальном сайте Саратовской митрополии поздравление с Днем защитника Отечества. Он заявил, что "Православная Церковь молится о воинстве — обо всех защитниках Отечества: и тех, кто отдал жизнь на полях сражений, и тех, кто готов защищать свою Родину сейчас. Эта готовность должна пониматься нами прежде всего как христианская готовность к жертве за други своя. Это то, что возрастает в человека на протяжении всей его христианской жизни".

25 февраля митрополит провел Божественную литургию в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова. Во время литургии были вознесены молитвы о мире в Украине.

— Сейчас непростое время для нас, для наших братьев по вере и по крови в Украине. <...> Сегодня происходят трагические события: у нас одна вера, у многих семьи разделены — часть родственников находится в России, часть — на украинской стороне, — отмечал он.

Митрополит Игнатий также рассказал, что его прадед погиб и похоронен под Киевом, а в Одессе живут его родственники.

— Политика пытается нас разделить, вмешиваются третьи силы, и новое поколение вырастает уже враждебным друг к другу. Это создано искусственно. Преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что Россия, Украина и Беларусь — это и есть святая Русь, — сказал митрополит.

В тот день Игнатий призывал усиленно молиться о том, чтобы "Господь ниспослал мир", просить "Господа о милосердии к нам и к нашим братьям в Украине". В то же время, по мнению митрополита, всё это началось еще с развала Советского Союза и "раздела" церкви в Западной Украине.

После начала полномасштабной войны митрополит Игнатий в своих проповедях неоднократно з взывал к миру и говорил, что начавшаяся война — "беда на русской и украинской земле". Он возмущался, что для некоторых людей самая страшная беда — проблемы с выездом из страны и санкции.

— Сейчас, когда такая огромная беда, знаете, какая печаль у многих молодых людей? "Айфоны подорожали". Да и от взрослых можно услышать: "Ну вот, теперь мы не сможем никуда поехать…". Разве в этом проблема? Наше общество находится в страшном, эгоистическом состоянии, и мы должны приносить покаяние и молиться, — заявлял он.

ЧЕРЕЗ ПРОПАГАНДИСТСКИЕ НАРРАТИВЫ

В марте прошлого года митрополит в своих речах об Украине начал обращать внимание прихожан и на другие темы. Так, во время вечернего богослужения в Покровском соборе Саратова митрополит Игнатий заявил, что "многие удручены происходящим", подразумевая войну в Украине, "но при этом спокойно относятся к тому, что долгие годы вполне законно, без особого возмущения общественности совершаются убийства младенцев во чреве матери". Аборты митрополит Игнатий назвал "вырезанием населения".

В последующих выступлениях митрополит, говоря о погибших на войне в Украине, вновь вспоминал аборты: "Многие содрогаются сердцем, когда видят, как привозят гробы с линии соприкосновения, с фронтов. Но если мы посмотрим, что происходит внутри нашего общества, то увидим, как родители по собственной воле ежедневно убивают во чреве своих детей, и это количество убитых не сравнить с теми жертвами, которые мы имеем сейчас в ходе боевых действий". Кроме всего прочего, митрополит Игнатий в своей речи вспомнил о Сербии, военных операциях США и людях, совершивших трансгендерный переход:

"В Сербии разбомбили все города, ввели санкции — и никто слова не сказал! США уничтожили 11 миллионов мусульман — и никто слова не сказал <...> Родителей, исповедующих традиционные ценности, которые хотят быть папой и мамой, чуть ли не в суд ведут, заступаясь за каких-то трансгендеров. <...> И наша Церковь сегодня — это последний оплот, который еще может сопротивляться открытому дьявольскому наступлению, потому что Европа уже сдалась".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Муфтий Святой Руси". Эксперты объяснили, почему Талгат Таджуддин разжигает войну против Украины

Это не единственный раз, когда митрополит вспоминал о Сербии. На Божественной литургии в сентябре 2022 года он рассуждал , почему военные действия происходят именно на территории Украины:

"Сейчас некоторые говорят, что Россия напала на Украину, на суверенное государство. Но давайте посмотрим чуть шире. Почему то, что происходит, именно в отношении Украины происходит? Достаточно чуть-чуть перелистнуть страницы и посмотреть, что было сделано американцами с Сербией. Эту страну, которая не представляла уже никакой опасности ни для США, ни для НАТО, просто начали бомбить. <...> Неужели мы думаем, что Югославию, Ливию, Ирак спокойно сносили с лица земли, а подойдя сюда, к нашим границам, используя наш братский народ, просто остались бы мирно стоять? Если бы предыдущего ничего не было, то можно было бы еще это предположить, но… Я не политик, но то, что происходящее сегодня — мера вынужденная, это очевидный факт. Как и то, что на той стороне воюет не украинский народ, а в первую очередь заокеанский блок, политическая сила — и к этому противостоянию готовились с самого 1991 года".

Подобная риторика о "коллективном Западе" продолжала появляться в проповедях митрополита. В своих речах он говорил, что "некогда христианская Европа" в нынешнее время "отступила от истины и открыто проповедует сатанизм", а "за ношение креста в Европе могут привлечь к ответственности". Митрополит Игнатий неоднократно вспомнит "сатанистский" Запад, который "продолжает натиск на христианство", на "наши ценности", который "разрушает семью". Митрополит также отмечал, что Россия и Украина должны оставаться "объединенными" против "сатанистского вавилонского мира".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Приход и армия едины. Как Татарстанская митрополия РПЦ поддерживает войну с Украиной

В конце марта прошлого года митрополит Игнатий по благословению патриарха Кирилла начал заниматься сбором "гуманитарной помощи" для беженцев из Украины. Храмы и монастыри Саратовской митрополии тогда принимали от прихожан продукты, средства гигиены, канцтовары, детское питание, а также денежные пожертвования. "Гуманитарную помощь" отправляли в Белгородскую и Ростовскую области.

В декабре 2022 года в Саратовской епархии создали Содружество православных психологов "Душепопечение" и Женский совет. Содружество объединило желающих оказывать психологическую помощь семьям мобилизованных. В свою очередь деятельность Женского совета на сайте епархии обозначена очень расплывчато. По задумке, совет должен был "объединить женщин с активной жизненной позицией", которые бы принимали участие в решении "различных вопросов, связанных с помощью семьям и детям, гуманитарными, просветительскими, молодежными акциями, обменом опытом православного воспитания, координацией дел милосердия и благотворительных проектов, в том числе волонтерской помощи воинам, участвующим в специальной военной операции, их семьям и беженцам".

В поздравлении с Днем Победы митрополит Игнатий не упомянул войну в Украине. Однако на праздничном концерте сводного хора соборов Саратова он заявил, что Вторая мировая война была "спровоцирована в первую очередь западными странами — США, Великобританией":

"Гитлеровский режим вскармливался и подпитывался ими. К сожалению, мы видим, как эти страны продолжают свое дело. И самое страшное, что они делают, — это пытаются стравить нас с братским украинским народом, который стал заложником прихода к власти людей, которые продают свою страну".

4 ноября 2022 года в Саратове прошел крестный ход, который формально был приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери. Выступая со своей речью, митрополит Игнатий заявил, что России сейчас важно сохранять традиционные ценности. По его словам, западные страны хотят навязать России "нетрадиционные ценности" и разрушить её, Россия и Украина — "братские народы", между которыми вмешиваются "третьи силы, чтобы поссорить братьев и сестер". В свою очередь, сказал митрополит, российская армия всегда "защищала мирное население".

— Почему же так внешний враг боится русского солдата? Потому что не может его понять. Русский солдат всегда защищал мирное население. Возьмем пример, когда входили наши войска в 45-м году в Германию. Солдаты, которые потеряли свои семьи, полное моральное право имели снести с лица земли всю гитлеровскую Германию и всё население. Но они этого не сделали — они всегда входят с миром, — заявил на церемонии выпуска офицеров военного института митрополит.

Поздравляя прихожан с Рождеством, митрополит Игнатий упомянул мобилизацию и войну.

— От нас сегодня требуется много сострадания! Церковь помогает беженцам из зоны боевых действий, благословляет воинов, поддерживает и утешает их близких, а когда приходится — напутствует убиенных в жизнь беспечальную и бесконечную. Сколько мудрости, сколько любви проявили наши пастыри, изо дня в день провожая мобилизованных, молясь вместе с ними, раздавая им иконки и молитвословы, крестя тех, кто не успел креститься ранее, венчая не успевших обвенчаться! <..> Война — это огромная беда, но наш созидательный труд должен продолжаться, и он продолжается, — сказал митрополит Игнатий.

Риторику о плохом Западе он продолжил в 2023 году. В частности, в одной из своих проповедей он возмутился тем, что в западных странах "начали ставить женщин в епископы", "стали откровенных содомитов приводить в так называемую церковь", и эти "сатанизмы" пытаются "навязать нам". Более того, по мнению митрополита, в Украине "избивают верующих", "арестовывают архиереев и священников", а "мирян изгонят из их приходов". Об этом митрополит заявил во время освещения куполов и крестов строящегося храма Георгия Победоносца в Энгельсе.

Открыто поддерживать войну митрополит Игнатий будто бы не рвался: во время освящения памятника "Воинам-вертолетчикам" священнослужитель и вовсе пожелал летчикам, чтобы боевых вылетов было как можно меньше. Правда, с оговорками:

"Я от всей души желаю, чтобы ваши вылеты были профилактическими, чтобы как можно меньше было вылетов боевых. Но если есть у страны вооружение, если есть сильная армия, то нападать никто не посмеет. А чем слабее оружие и армия, тем больше желающих напасть на наше Отечество".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Советский традиционалист" и "религиозный бюрократ" Альбир Крганов

ОТСУТСТВИЕ КРЕАТИВА

Старший научный сотрудник Центра православных исследований Фордемского университета Сергей Чапнин считает, что позиция митрополита Игнатия демонстрирует полную лояльность государственной власти:

— Митрополит Игнатий ведет себя как типичный архиерей Русской Православной Церкви, полностью лояльный государственной власти и не проявляющий никакого интереса к евангельской нравственности. Он четко следует тем тезисам, которые озвучивает в своих проповедях патриарх Кирилл, не позволяя себе никакого "креатива", — утверждает Чапнин. — Проповеди патриарха военного времени — это своего рода "методичка", которой должны следовать и священники, и епископы, когда произносят свои проповеди. Однако их интерпретации — это довольно интересный материал для исследования, так как патриарх Кирилл — хороший оратор, а большинство епископов — крайне посредственные, и они, в меру своего понимания пересказывая патриарха, обнажают логические ошибки и манипулятивный характер такой "церковной проповеди".

Среди логических ошибок, которые выделяет эксперт, — риторика о "Святой Руси":

— Ссылка на ложную цитату из прп. Лаврентия Черниговского о том, что три народа составляют единую Святую Русь, — это один из базовых тезисов идеологии "русского мира", который утверждает, что "Святая Русь" — это мифологическая "священная империя", и ее частями непременно должны быть и Беларусь, и Украина.

Кроме того, отмечает Сергей Чапнин, в своих проповедях митрополит Игнатий подменяет тезисы. Например, пытается переместить фокус внимания с войны и погибших военнослужащих на аборты и действия США:

— Пытаясь отвлечь внимание от погибших российских солдат, он не дает нравственной оценки захватнической и несправедливой войны, не проявляет сочувствия к погибшим, а переводит разговор на погибших от абортов. Это очень неуклюжая попытка подменить разговор о тех очевидных преступлениях, которые совершает государство, ведя захватническую войну, поступками, которые сегодня имеют двойственный смысл: аборты, безусловно, являются грехом с христианской точки зрения, но это отнюдь не преступление с точки зрения законов российского государства, — говорит Чапнин. — Еще один пример логической ошибки — это апелляция к эмоциям. Заявление митрополита Игнатия о том, что США "спокойно сносили с лица земли" Югославию, Ливию, Ирак, якобы могут быть обоснованием того, что и Россия тем самым получает право вести жестокую войну и совершать военные преступления.

Чапнин считает, что "такая "проповедь" свидетельствует, прежде всего, о моральном крахе епископата РПЦ, сознательного и последовательного превращения церковной проповеди в один из инструментов государственной пропаганды".

Риторика о злом Западе, который разделил братские Россию и Украину и привел к войне, — распространенный российский нарратив, заявляет профессор The Imre Kertész Kolleg Jena — подразделения Йенского университета имени Фридриха Шиллера — Томас Бремер. Он отмечает, что такую же позицию можно найти в речах и обращениях президента Владимира Путина и других политиков, и самое главное — в проповедях патриарха Кирилла.

— Нет ничего особенного в том, что митрополит говорит подобные вещи, — рассуждает Бремер. — Предпосылкой для этого является восприятие культурного пространства, которое характеризуется православием и сохранившимися христианскими ("традиционными") ценностями, и другой культуры, сформированной западным христианством, которое почти повсеместно оставило настоящую христианскую доктрину и построило собственную цивилизацию. Исходя из подобного мировоззрения, Украина, будучи преимущественно православной и славянской страной, принадлежит к Восточной сфере, но Западу удалось "переманить" её, изгнав президента Януковича и установив "режим", который якобы сейчас управляет Украиной.

Несмотря на то, что христианские заповеди не предписывают какого-либо определенного мировоззрения, Томас Бремер считает, что подобные высказывания священнослужителей противоречат христианской доктрине.

— Вы также найдете протестантов и католиков на Западе, хотя они и составляют меньшинство, но они верят в традиционные ценности и моральный упадок Запада. Это является вопросом политических предпочтений. Но оправдание военной агрессии, которые вы можете увидеть в заявлениях некоторых российских священнослужителей, и разжигание ненависти, на мой взгляд, не соответствуют христианским взглядам, — резюмирует Бремер.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.