Ленинский районный суд Уфы 13 сентября вынес решение по иску несправедливо осужденного в 1959 году башкортостанского пенсионера Фатхуллы Исхакова. 86-летний мужчина требовал с российской казны 450 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда за проведенные 13 лет в тюрьме и за страдания в ходе более чем полувековой борьбы за свою реабилитацию. Суд уменьшил запрошенную сумму в 14 раз, присудив Исхакову чуть менее 32 миллионов рублей. Защита пенсионера называет присужденную ему сумму "мизерной".
60 лет борьбы
В среду, 13 сентября, Ленинский районный суд Уфы присудил 86-летнему Фатхулле Исхакову 31 млн 650 тыс. 800 рублей в качестве компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование.
Пенсионер боролся за свою реабилитацию более 60 лет. Напомним, 19 октября 1959 суд признал Исхакова виновным по пп. "а", "е" ст. 19-136 УК РСФСР 1926 года ("Покушение на умышленное убийство, совершенное из корысти, ревности и с использованием беспомощного положения убитого"). Мужчину обвинили в том, что он проник в соседский дом, где спали три женщины (Сабира Рахматуллина, ее дочь Марьям Рахматуллина и ночевавшая с ними подруга Асия Рахманкулова), и нанес им несколько ударов топором по голове.
Суд приговорил Исхакова к 15 годам заключения. Всего мужчина провел за решеткой 13 лет. Сразу после вынесения приговора Исхаков начал борьбу за его отмену. В течение первых 30 лет ему удалось добиться лишь частичного изменения вердикта суда. Так, в ноябре 1959 года Верховный суд БАССР исключил из обвинения эпизод с сопротивлением представителям власти и дополнительное наказание в виде высылки за пределы республики. В 1988 году Президиум Верховного суда БАССР исключил из обвинения эпизод с хулиганством. В основной же части приговор оставили без изменений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реабилитация длиною в жизнь. 85-летний пенсионер из Башкортостана более 60 лет пытается отменить приговор 1959 годаС начала 1990-х годов бывшие односельчане осужденного, выступавшие свидетелями на суде в 1959 году, один за другим признались, что оговорили Исхакова под давлением сотрудников милиции. В 2012 году в прокуратуру Миякинского района Башкортостана с явкой с повинной пришел истинный виновник покушения — Наиль Саитбатталов и заявил, что именно он совершил преступление, в котором обвинили Фатхуллу Исхакова.
В 2015 году прокурор Башкортостана Андрей Назаров подготовил новое заключение по делу (имеется в распоряжении редакции), в котором привел дополнительные доказательства неправосудности вынесенного в 1959 году приговора. Руководитель надзорного ведомства республики постановил направить материалы уголовного дела в президиум Верховного суда Башкортостана для отмены приговора в отношении Фатхуллы Исхакова и возвращения дела в прокуратуру. Однако за день до заседания суда Назаров неожиданно отозвал свое заключение.
В 2021 году пенсионер и его защитники обратились в Конституционный суд России, который вынес решение о необходимости пересмотра всех судебных актов. После этого Фатхулла Исхаков обратился с новой жалобой в Верховный суд России, который возобновил производство по делу пенсионера и направил материалы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в Самаре. Восьмого июля 2022 года на заседании кассационного суда огласили "информационное письмо" заместителя прокурора Башкортостана Руслана Абзалетдинова. В нем ставились под сомнение все признательные показания Наиля Саитбатталова и свидетелей, данные ими в 2012-2013 годах; утверждалось, что "обвинение в содеянном Исхакову предъявлено обоснованно". 18 июля представитель Генпрокуратуры, повторив все доводы из письма зампрокурора республики, заявила, что приговор Исхакову был законным — и оснований для его реабилитации не имеется. Суд отказал в отмене приговора.
В мае нынешнего года Верховный суд России вынес решение об отмене приговора в отношении Исхакова и о реабилитации 86-летнего пенсионера.
"Меня били, говорили: "Подписывай"
В июле нынешнего года Фатхулла Исхаков направил в Ленинский районный суд Уфы исковое заявление (копия имеется в распоряжении редакции) о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
"Моральный вред мне был причинен в результате: незаконного возбуждения в отношении меня, невиновного человека, уголовного дела о якобы совершённом мною особо тяжком преступлении, незаконного предъявления мне обвинения в совершении особо тяжкого преступления, незаконного избрания в отношении меня меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконного содержания меня в следственном изоляторе в статусе подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, незаконного осуждения по обвинению в совершении особо тяжкого преступления, незаконного содержания меня в исправительном учреждении строгого режима в статусе осужденного", — перечислил в иске Исхаков.
Пенсионер также указал, что на протяжении всего следствия он "подвергался насилию и унижениям со стороны сотрудников милиции и прокуратуры". "Меня били и морили голодом, заставляя признаться в преступлении, которого я не совершал", — констатировал Исхаков. Он отмечал, что, отбывая наказание, "постоянно писал жалобы в высшие инстанции, настаивая на своей невиновности". В результате этого, заявлял Исхаков, он "в отместку постоянно подвергался давлению — многократно по надуманным поводам его помещали в штрафной изолятор, не разрешали свидания с родными".
"За все время отбывания наказания мне ни разу не представили свидания с супругой. 23 мая 1959 года, в день, когда я был задержан сотрудниками милиции, я последний раз в жизни видел свою супругу. В 1968 году она скоропостижно скончалась, а я в это время отбывал наказание в колонии и не имел возможности проститься и похоронить супругу. Я очень тяжело перенес это событие. Кроме того, в момент моего задержания нашему с супругой сыну было два года. К моменту моего освобождения из колонии ему уже было 15 лет. Я не смог принять участия в его воспитании, как мечтал и хотел того. На момент смерти супруги сыну было 10 лет, он лишился матери, а я находился в тюрьме, фактически он остался круглой сиротой при живом отце. Хоть его и забрали на попечение мои родители, я очень переживал за него", — говорилось в исковом заявлении Исхакова.
Пенсионер отметил, что в заключении он "испытывал сильнейший стресс, дискомфорт, а часто и страх за свою жизнь и здоровье", из-за чего "не мог нормально отдыхать и спать на протяжении всего периода заключения под стражу и отбывания наказания".
Фатхулла Исхаков оценил причиненный ему моральный вред в 450 миллионов рублей — "с учетом длительности отбывания наказания, условий отбывания наказания и понесенных лишений юридического и социального характера".
Судебный процесс по рассмотрению иска пенсионера стартовал в августе. На первом заседании представитель Минфина РФ, эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по Башкортостану Альбина Саитгареева заявила, что Фатхулла Исхаков на этапе следствия и в суде признавал вину, в связи с чем "оснований для удовлетворения его требований для компенсации морального вреда не имеется". Саитгареева просила суд отказать истцу в его требованиях в полном объеме.
— Я чуть недопонял. Кто признал вину? Я никогда не признавал вину. Меня били, говорили: "Подписывай". Вы меня за нос, пожалуйста, не водите. Настолько нежелание восстановить справедливость!" — ответил чиновнице Минфина Фатхулла Исхаков.
Его представитель, юрист Виталий Буркин пояснил "Idel.Реалии", что мужчина "оговорил себя, когда его били на следствии": "Но он не признал вину ни при предъявлении обвинения, ни на суде — это отмечено еще в приговоре 1959 года".
"Почти 50 лет после освобождения ушло на поиск правды"
— В прениях Фатхулла Исхаков рассказал, на чем основана эта сумма [450 миллионов рублей]. Он начал свою заключительную речь со слов: "Жил в аду, дайте пожить в раю". Итак, дом у моря — 100 миллионов рублей, обслуживание дома — 50 миллионов за десять лет, охрана и обслуга — 10 миллионов в год, а за десять лет — 100 миллионов, отдых и лечение — 5 миллионов рублей в год. Остальное — прочие расходы", — рассказал Виталий Буркин.
Судья Ильдар Сайфуллин огласил резолютивную часть постановления — взыскать с российской казны в пользу Фатхуллы Исхакова 31 млн 650 тыс. 800 рублей.
Буркин в беседе с "Idel.Реалии" назвал присужденную сумму "мизерной".
— Представители Минфина 13 сентября называли запрошенную Исхаковым сумму "завышенной". Вообще-то, перевести страдания человека в денежную форму почти невозможно — тем более, когда эти страдания длились тринадцать лет и проходили в античеловеческих условиях. За это время Фатхулла потерял супругу, родителей, ребенок стал сиротой и жил без родителей более десяти лет. Почти пятьдесят лет после освобождения ушло на поиск правды, и в Советском Союзе Исхаков после освобождения был фактически изгоем, пораженным во многих правах, — сказал Буркин.
Еще один представитель пенсионера, адвокат Артур Галлямов подчеркнул, что "сумму в 450 миллионов рублей сложно назвать завышенной".
— Если подходить объективно, оценивая страдания Исхакова, то их, пожалуй, вообще никакой суммой компенсировать нельзя. Никто ему не вернет 13 лет жизни, жену, мать, сына, — отметил Галлямов.
По словам Виталия Буркина, "по справедливости, к ответственности должны быть привлечены работники систем прокуратуры и суда, которые последние лет десять стойко препятствовали пересмотру приговора":
— Надо привлекать всех фальсификаторов уголовных дел — особенно, когда в результате незаконных осуждений истинные преступники не понесли своевременно наказания, или вообще его не понесли. К сожалению, в случае с Фатхуллой Исхаковым наказать виновных не получится — все фальсификаторы умерли. Но зато было бы хорошо отыграться на действующих судьях и прокурорах из Башкортостана. Пока они бездействовали, умер человек [Наиль Саитбаталов], который в 2013 году приходил с явкой с повинной и признавался в преступлении. А могло бы всё разрешиться гораздо раньше, — заявил Буркин.
Защитник добавил, что Фатхулла Исхаков в дальнейшем сам решит, стоит ли обжаловать решение суда в апелляции и требовать увеличения суммы компенсации.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.