У села Старое Чурилино Арского района Татарстана река Казанка буквально побелела от промышленных стоков. По свидетельствам очевидцев, ЧП сопровождалось мором рыбы и ужасным запахом, но, судя по ответам чиновников и источнику загрязнения, никто не понесёт за это серьёзной ответственности.
Масштабное загрязнение реки произошло ещё в середине июня, однако названия предприятий, участвовавших в этом, чиновники сообщили местным жителям буквально на днях. В распоряжении редакции "Idel.Реалии" оказались копии ответов, присланных татарстанцам из Минэкологии РТ и Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора.
Первое письмо датировано 14 июня и подтверждает факт превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в Казанке по ряду показателей. В месте сброса сточных вод с биологических очистных сооружений ООО "Водоканал – Сервис" инспекторы Минэкологии РТ выявили существенные превышения ПДК рыбохозяйственных водоёмов:
- по биологическому потреблению кислорода (БПК) — в 4 раза,
- по ионам аммония — в 10 раз,
- по сульфатам — в 2,5 раза,
- по фосфатам — в 9,5 раз,
- по железу общему — в 4 раза.
На полкилометра ниже места сброса сточных вод инспекторы тоже зафиксировали превышение нормативов (но уже менее существенное):
- по БПК — в 2,5 раза,
- по ионам аммония — в 5 раз,
- по сульфатам — в 1,6 раза,
- по железу общему — в 2,7 раз.
Предположительным источником загрязнения в Минэкологии РТ назвали арское ООО "Водоканал — Сервис".
В июльском ответе Росприроднадзора одному из местных жителей указано, что Казанка была отравлена сточными водами молокозавода ООО "Арча", которые поступают на ООО "Водоканал — Сервис", несмотря на то, что биологические сооружения последнего "предназначены для очистки канализационных стоков, а не отходов молочного производства". Из-за этого, подытоживает и.о. замруководителя управления, "в Казанку сбрасываются недостаточно очищенные стоки".
У самих местных жителей складывается ощущение, что стоки не очищают вовсе. Один из них поделился в соцсетях видеороликом, в котором запечатлел Казанку после загрязнения в районе села Старое Чурилино. По ролику видно, что вода в реке однородного белесого цвета.
— Просто мутняк какой, воняет вообще отвратительно. И никакой живой души нет, одна химия течёт, — комментирует эту картину автор видео.
На одном из фото, которое местный житель приобщил к своему отчёту, запечатлена кучка мёртвой рыбы, всплывшей наверх после отравления.
Чиновники в своих ответах ничего не сообщают о размере ущерба, нанесённого окружающей среде. Об ответственности предприятий — а равно и о том, какое именно из них несёт ответственность за случившееся — в письмах тоже ничего не говорится. Росприроднадзор лишь обещает, что "будут приняты меры в рамках представленных полномочий".
В начале июля "Idel.Реалии" уже сообщали о море рыбы на Казанке — но учитывая время и место этого ЧП (мор произошёл примерно в 50 километрах от Старого Чурилина, в городской черте Казани), на гибель обитателей реки повлияли какие-то иные причины.
Казанские экоактивисты утверждают, что ситуация со сбросом отходов молокозавода в Казанку типичная и повторяется из года в год. По их мнению, причина в том, что на молокозавод не могут найти управу из-за близости владельцев предприятия к руководству Татарстана.
По данным "СПАРК-Интерфакс", гендиректором молокозавода "Арча" и владельцем 50 процентов акций в уставном капитале предприятия является владелец ООО "Вамин-Татарстан" Минтимер Мингазов — сын скандально известного татарстанского функционера Вагиза Мингазова.
Мингазов-старший широко прославился впервые в 1998 году, когда, будучи главой Арского района Татарстана, построил себе в районе личное поместье, роскошь которого явно не соответствовала официально получаемым им доходам.
Из-за скандала чиновник вынужден был уйти в отставку, однако тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев, считающийся покровителем Мингазова, нашёл ему новую работу. В нулевые функционеру были переданы активы государственного Татмолагропрома, владевшего четырьмя десятками предприятий по всей республике. В 2006 году холдинг "Татарстан сэтэ" был переименован в "Вамин" (последнее слово образовалось из сложения первых букв в имени и фамилии Вагиза Мингазова). Фермеры жаловались, что "Вамин" скупает молоко по сверхнизким расценкам, а работники предприятий холдинга получали часть зарплат произведённой продукцией.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сага о сбежавшем молоке и татарстанских эффективных менеджерахЭкономия не помогла: в 2013 году "Вамин" был обанкрочен и расформирован, а в 2016 году банкротом по иску ВТБ был признан сам Вагиз Мингазов. Несмотря на эти обстоятельства, часть активов холдинга осталась в руках его семьи и перешла в собственность прямого наследника — Минтимера Мингазова.
Судя по открытым источникам, взаимоотношения Мингазова-младшего с властью складываются успешно. В провластных изданиях Татарстана с ним выходят комплиментарные интервью, а активы, которыми он владеет, позволили изданию Inkazan включить его в топ-100 самых богатых татарстанцев (он находится там на 44 позиции).
Мингазов дружит с функционерами из Чечни (в "Инстаграме" есть размещённое в мае этого года фото с "дорогим Братом", как подписал этот снимок сам владелец "Вамина", Ахмедом Дудаевым — министром Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации) и посещает захваченные Россией регионы Украины.
На фото, датированном 26 апреля, в той же соцсети Минтимер Мингазов демонстрирует рукав с нашитым на него шевроном "Z" на фоне разрушенного здания. На публикации стоит геотег "Донецкая Народная Республика".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.