Активист общественного движения "СтопБашРТС" Альберт Рахматуллин призвал бойкотировать заправки компании "Башнефть" в Башкортостане из-за постоянного повышения компанией цен на бензин. Об этом он сообщил в своих соцсетях. "Idel.Реалии" опросили экономистов и узнали, с чем может быть связан рост цен и поможет ли предложенный бойкот изменить ситуацию на рынке.
— Я, конечно, не экономист, поэтому выскажусь как простой обыватель — нас снова грабят! Ведь после введения санкций наши поставки на зарубежные рынки нефти и нефтепродуктов уменьшились в разы. И бензин, по сути, должен даже подешеветь из-за его избытка на внутреннем рынке. Но разве у нас в стране есть рынок, когда монополисты, чтобы не терять прибыль, по моему субъективному мнению, искусственно создали дефицит бензина и тем самым взвинчивают цены? Нефтяные олигархи просто грабят нас! — написал Альберт Рахматуллин.
Активист предложил всем автолюбителям написать обращения в Минэнерго РФ и Федеральную антимонопольную службу, а также объявить бойкот компании "Башнефть" — не заправляться на её АЗС в Башкортостане с 1 по 31 августа.
— Не нужно думать, что это касается только автолюбителей: вслед за ростом цен на бензин подорожают пассажирские перевозки, грузовые перевозки, а, значит, затем подорожает и все остальное — продукты, ТНП, стройматериалы и многое другое, — добавил Рахматуллин.
В разговоре с корреспондентом "Idel.Реалии" активист заявил, что не стоит ограничиваться бойкотом лишь заправок "Башнефти".
— Почему предлагаю начать именно с этой компании — потому что именно она повышает цены каждую неделю. У неё и до этого цены были высокие. У "Лукойла", кстати, тоже. Компании поменьше держат цены на 95-й бензин в интервале от 47 до 51 рубля за литр — это намного меньше, чем у "Башнефти" и "Лукойла"; речь идет об аппетитах именно этих компаний. Поэтому я предлагаю "Башнефть" бойкотировать в августе, а "Лукойл" — в сентябре, — сказал Альберт Рахматуллин.
Напомним, в феврале 2022 года активист уже призывал к бойкоту АЗС "Башнефть" и "Лукойл" в Башкортостане. Также в сентябре 2021 года водители Набережных Челнов в Татарстане объявляли "умный бойкот АЗС" из-за повышения цен на топливо.
Ранее компания "Башнефть" сообщила о повышении розничных цен на бензин с 4 июля. Согласно прейскуранту, литр бензина наиболее популярной марки ATUM-95-K5 стоит сейчас 51,55 рублей.
Издание "UfaTime.ru" отмечало, что "это уже шестое подорожание на заправках сети за последние два месяца"; по данным СМИ, с декабря 2021 года до середины мая 2023 года "ценники [на бензин] не менялись".
Стоит также отметить, что на АЗС компании "Лукойл" в Уфе литр бензина марки AИ-95 стоит сейчас свыше 52 рублей.
Напомним также, что в конце июня, когда произошло очередное повышение цен на бензин, жители Башкортостана на странице главы региона Радия Хабирова во "ВКонтакте" требовали от властей ответа по поводу этой ситуации.
— Что скажете о рекордном повышении стоимости бензина в республике? В четвертый раз за июнь, — спросил у Хабирова пользователь Халит Халитов.
В ответ представители Министерства торговли и услуг РБ заявили, что "в соответствии с федеральным законодательством, хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют стоимость продаваемых товаров, и никто не может понуждать их устанавливать определенные цены". Пользователю также посоветовали обратиться в УФАС по Башкортостану и отметили, что "для повышения конкуренции между игроками розничного сегмента топливного рынка и стабилизации цен в республике ведётся работа по увеличению представленности точек розничной продажи ГСМ", для чего "правительство республики активно развивает придорожный сервис".
Экономист Рустем Шайахметов в комментарии изданию "Пруфы" назвал рост цен на топливо "закономерным".
— Доходы нефтяных компаний России из-за санкционного давления и снижения цен на нефть, например, по прогнозам Всемирного банка, в этом году снизятся на 11% — и они ищут, за счет чего восполнить свои финансовые потери. Рынок, на который они могут повлиять, только внутренний — и поэтому идет повышение цен. Плюс к этому надо учитывать: хотя наш экспорт на мировой нефтяной рынок полностью и не лопнул, но затраты на логистику сильно увеличились, потому что Европа фактически не покупает нашу нефть — только две страны — и мы перенаправили наш экспорт в Индию и другие страны. Плечо поставки увеличилось — и у них выросли расходы. А поскольку лобби у нефтяных компаний хорошее, то вот и результат. Тут еще рубль падает, а когда падает рубль, то падает и доходность внутренних продаж, поскольку они все в долларах считают. Сейчас гораздо выгоднее продавать за рубеж, чем продавать внутри страны. И они [нефтяные компании] выравнивают свою доходность, — заявил Шайахметов.
Схожим образом в беседе с "Idel.Реалии" рост цен на топливо объяснил и экономист Всеволод Спивак.
— Очевидно, что возник диспаритет между экспортными и внутренними ценами, — отметил экономист. — Раньше диспаритет регулировали специальным налоговым механизмом, демпфером — государство компенсировало нефтяникам часть ценовой разницы между экспортными ценами и ценами на внутреннем рынке в тех случаях, когда экспортные цены превышали внутренние. Сейчас оно не хочет компенсировать, поскольку у нас большой дефицит бюджета. Рассчитывали, что по итогам года он будет в размере 2,8 триллионов рублей, а уже по маю он составляет 3,6 трлн руб. При этом нефтегазовые доходы упали в два раза. Соответственно, правительство РФ берет деньги с нефтяников и в целях бюджетной экономии хочет вообще отказаться от демпфера. Что же остается нефтяникам? Только брать деньги с внутреннего рынка, с потребителей. Поэтому винить в высоких ценах непосредственно розничные сети АЗС, полагаю, не совсем корректно. Думаю, что даже несмотря на повышение отпускных цен, многие АЗС сейчас работают себе в убыток.
Спивак заявил, что, по его мнению, происходящее повышение цен "вряд ли является сговором нефтяников":
— Скорее, это такое негласное понимание всех участников рынка топлива о том, как выжить в условиях, когда правительство России изымает их сверхдоходы. С них сейчас хотят взять одноразовый так называемый "налог на удачу" — то есть на конъюнктурные сверхдоходы, которые они вдруг получили в 2022 году. У них хотят, как я уже говорил, убрать демпфер. У них уже уменьшили максимальный дисконт для расчета и определения налогооблагаемой базы экспортной цены нефти марки Urals, что также является косвенным повышением налогов на нефтяников. Отсюда и есть негласное понимание у них у всех, что цены в розничной продаже надо повышать.
Экономист также отметил, что в Башкортостане в настоящий момент розничные цены ниже среднероссийских.
— Это, с одной стороны, логично, так как в Уфе расположен крупный куст нефтеперерабатывающих заводов — и наш регион не только полностью обеспечивает свои потребности в бензине и дизеле, но и продаёт ГСМ в другие регионы и страны. С другой стороны, долгое время наш региональный рынок был закрыт для "варягов" и, пользуясь этим, наши нефтяники устанавливали цены выше средних по стране. В настоящий же момент ситуация изменилась, — подчеркнул Всеволод Спивак.
Он также скептически отнесся к идее бойкота, высказанной активистом Рахматуллиным.
— Он [бойкот] в этом случае не поможет, не приведет к понижению цен. Мог бы помочь, если бы люди вообще отказались покупать бензин, но такого, конечно, не будет, — резюмировал экономист.
Согласно открытым данным, компания "Башнефть" имеет в Башкортостане 308 АЗС, компания "Лукойл" — 56 АЗС, компания "Газпром" — 20 АЗС, компания "КПД" — 13 АЗС, компания "Татнефть" — 12 АЗС.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.