В середине июня татарстанские власти отрапортовали, что в Тукаевском районе республики забили первую сваю в строительство логистического комплекса имени Дэн Сяопина — с объемом инвестиций в рамках I этапа в 20 млрд руб. Объект, как отмечается, намерены разместить в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Алабуга" и сдать его в I квартале 2024 года. Местные и международные эксперты оценили потенциал проекта.
Индустриальный парк "Этилен 600" нацелен на производителей мало- и среднетоннажной химии, которые смогут получить доступ к нефтегазохимическому сырью. Соглашение о строительстве парка было подписано в августе 2022 года между ОЭЗ "Алабуга" и ПАО "СИБУР". Общий объем инвестиций в проект составят 1,3 трлн рублей, из которых 140 млрд рублей вложит особая экономическая зона.
Уже через год, как информируют власти, логистический комплекс должен начать работу — обслуживать восемь поездов в сутки. Отмечается, что в Китай будет уходить нефтехимия (в соответствии с пятым санкционным пакетом Евросоюза под ограничения попал широкий спектр химии — "Idel.Реалии"), а обратно — ширпотреб и комплектующие для промышленных предприятий.
Старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный мир Александр Габуев считает, что нефтехимическая продукция Татарстана (и в целом России) представляет интерес для Китая.
— Нефтехимия Китаю вполне себе интересна. Сложно сказать, насколько она нужна в таком же масштабе, как Татарстан поставлял ее в Европу. Но у Татарстана и выбора нет в условиях санкций, поэтому, я думаю, китайский рынок — это та альтернатива, которая потихонечку будет восполнять пусть не все потери, но хотя бы их часть, — рассуждает эксперт.
Ранее директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич обращала внимание, что Татарстан — это экономика гигантов, в том числе нефтехимических.
По данным Министерства экономики РТ, в довоенном 2021 году в структуре промышленности добыча полезных ископаемых в республике занимала 25,1%, а производство нефтепродуктов, химия и нефтехимия в совокупности — 37,9%.
По словам Габуева, КНР поставляет в Россию значительную часть полупроводников, чипов и другой продукции, в том числе имеющей двойное назначение. Эксперт считает, что некоторые китайские компании делают это без оглядки на потенциальные вторичные санкции, так как часто они уже находятся под санкциями, например, США.
Так, США включили китайскую компанию Hikvision в черный список за вовлеченность в организацию преследования в Восточном Туркестане.
В то же время активисты и ученые сообщают, что Поднебесная ведет борьбу с культурами народов Восточного Туркестана — замещает уйгурский китайским языком, уничтожает мечети, использует систему распознавания лиц для слежки за жителями, закрывает уйгурские рестораны из-за того, что в них происходит популяризация уйгурской культуры. Тибетские активисты также жалуются на репрессии со стороны китайских властей. Тибетцы исповедуют буддизм и говорят на своем собственном языке.
"Idel.Реалии" также сообщали, что для внедрения системы "Безопасный город" Татарстан активно изучал китайский опыт, а также привлекал китайские компании при реализации проекта. В процессе как раз участвовала компания Hikvision.
По данным Hikvision, система "Безопасный город" в Татарстане примерно на 60% реализована на базе видеокамер этой компании. Оборудование используется в решениях для обеспечения безопасности школ и детских садов, парков и скверов, для охранного мониторинга общественных пространств.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В России появилась первая за пределами Китая лаборатория по изучению идей Си ЦзиньпинаАлександр Габуев также объясняет, каким образом китайские коммерческие структуры смогут обойти риски западных санкций.
— Если введут санкции на какого-нибудь гражданского производителя, будут создавать различные прокладки, чтобы спрятать эту цепочку. Я думаю, здесь вопрос будет в коммерческих условиях — если этот рынок будет выгодным для китайской продукции, они вполне себе будут заходить в него, — делится он.
Однако некоторые шаги Пекина иногда дают почву для спекуляций, что Китай старается минимизировать кооперацию с Россией. Так, ранее сообщалось, что Китай, Кыргызстан и Узбекистан на саммите Центральная Азия-Китай подписали трехсторонний документ о строительстве железной дороги в обход территории России. Габуев убежден, что Китай этим не старается отстраниться от России, а пытается класть яйца в разные корзины.
— Что касается железной дороги, то Китай диверсифицирует риски; торговля с Россией выросла на 30% в прошлом году и продолжает расти стремительными темпами. Причем растет как российский экспорт в Китай, так и китайский экспорт в Россию. Китайский экспорт в Россию за прошедшие пять месяцев вырос почти на 60%, — отмечает Габуев.
Ранее эксперт Фонда Карнеги за Международный мир и Carnegie Politika Михаил Коростиков, анализируя причины мартовского трехдневного визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина, указывал на контроль за освоением российского рынка, расчищенного после ухода европейских компаний. Аналитик напомнил, что значительную часть кортежа из 50 автомобилей, сопровождавших китайского лидера, составляли представители крупного бизнеса, заинтересованные в том, чтобы закрепить результаты, достигнутые за последний год в России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что нужно знать про параллельный импорт? Разбор "Idel.Реалии""Самый заметный сдвиг произошел на российском рынке автомобилей: из 14 оставшихся на нем брендов 11 — китайские, при этом через Китай активно ввозятся по "параллельному импорту" и европейские автомобили. Доля китайских машин среди новых покупок выросла с 9% в феврале 2022 года до 38% в феврале 2023-го", — отмечал Коростиков.
По его словам, доля китайских смартфонов на российском рынке достигла 75% против 50% годом ранее, строительной техники — 70% против 40% годом ранее, ноутбуков — 40%. Впервые китайские холодильники Haier заняли в России первое место по популярности.
— Если в военно-политическом эксперименте России Китай выступает по большей части внешним наблюдателем, то в экономическом — он непосредственный участник, — констатировал эксперт.
В этой связи Александр Габуев подчеркивает, что создание новых железнодорожных путей никак не противоречит цели Пекина развивать отношения с Россией.
— Ни о каком отодвигании от России, мне кажется, речи быть не может. Здесь как раз наоборот — наращивается и импорт из России, так как это дешевые углеводороды, и экспорт, потому что у Китая сейчас не самая лучшая ситуация с экономикой и не самая красивая картина с экспортом товаров. И здесь Россия — внезапно приятная для китайцев точка роста. Новая железная дорога, которая идет в обход России, — это диверсификация и возможность прикрепить к себе страны Центральной Азии. Одна цель совершенно не противоречит другой, — заключает он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Китай проголосовал в ООН за резолюцию, где РФ названа агрессоромТатарстанский политолог Руслан Айсин считает, что предполагаемое строительство завода по сборке дронов в Елабуге может привести к уходу некоторых оставшихся там инвесторов, но это не касается Китая. Наоборот — китайские компании могут занять место ушедшего оттуда бизнеса, считает он.
— Приход китайских компаний в Татарстан не принесет пользы республике. Конечно, некоторые отдельные чиновники могут получить от этого финансовую пользу, но мы понимаем следующее: Китай не приходит просто так. Он не просто зарабатывает деньги, он ведет медленную экспансию. В том числе и гуманитарную экспансию, — с сожалением отмечает Айсин.
Ранее в проекте "Китай идет на запад" "Idel.Реалии" сообщали, что интенсивная торговля между Россией и Китаем стала результатом тесного взаимодействия двух стран, в том числе регионов, среди которых выделяются Татарстан и Нижегородская область.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Военный эксперт: Украина может нанести удары по ТатарстануПоволжский регион — особенно Татарстан, Башкортостан, Чувашия — представляют для Китая особый интерес, утверждает Айсин.
— В этих республиках развита промышленность. К тому же они богаты на чернозем, это очень ценно. Мы уже видели в Чувашии, как китайские компании "убили" пестицидами чернозем за 3-5 лет. Татарстан тоже может ждать это, — прогнозирует он.
Особое беспокойство у эксперта вызывает строительство логистического центра. Это, по словам Айсина, означает, что Китай приходит в Татарстан основательно и надолго.
В прошлом году "Idel.Реалии" писали, что в Чувашии остались без движения недостроенные строительные объекты китайских инвесторов, признанные незаконными. Жители села Большие Алгаши, в котором компания "Сычуань-Чувашия" пыталась реализовать свой проект, считают, что инвестору необходимо восстановить земли.
Ранее надзорное ведомство установило, что китайский инвестор производил работы по строительству дороги в Больших Алгашах на землях сельхозназначения. Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура постановила, что земли использовались не по целевому назначению. Строительство агропромышленного комплекса на 10 тысяч голов крупнорогатого скота в Шумерлинском районе Чувашии, по мнению местных жителей, могло привести к экологической катастрофе и загрязнению реки Суры.
Айсин утверждает, что китайские компании — закрытые структуры. Как правило, в них не могут пробраться даже представители силовых структур, там очень строгая дисциплина, говорит он.
— Экспансия Китая в Татарстан и Башкортостан вызывает особое беспокойство еще и потому, что известно их отношение к тюркским народам, к мусульманам. Известно, что происходит с уйгурами в Китае. Значит, мы можем оказаться в двойной колонии. Помимо колонии России, национальные республики могут превратиться и в колонии Китая, — мрачно заключает он.
"Idel.Реалии" писали, что представитель китайского инвестора в Чувашии, начальник правового отдела компании "Сычуань-Чувашия" Чжан Гою предложил республиканскому руководству уволить помощника главы Чувашии Владислава Солдатова. Поводом стали высказывания Солдатова в интервью журналисту Александру Белову. В беседе с представителем СМИ чиновник заявил, что китайский инвестор в лице компании "Сычуань-Чувашия" собирался без пошлины ввести в республику 2 000 своих работников и технику.
Тогда республиканские власти заявили, что предложение китайского инвестора уволить чувашского чиновника не является вмешательством в политику.
По мнению Руслана Айсина, китайские компании останутся в регионах и после завершения войны России против Украины, они сохранят свое преимущество в экономике. Их будет очень сложно контролировать, считает он.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.