"Редут", БАРС, "Дон", Союз Добровольцев Донбасса — об этих структурах говорят гораздо меньше, чем о ЧВК "Вагнер" или об именных батальонах из регионов России. Но тысячи россиян служат именно в них. Наемничество в России запрещено, что не мешает властям в регионах проводить кампании по набору солдат в эти военизированные компании. "Idel.Реалии" поговорили с наемниками из Поволжья и узнали, как к ним относится руководство и с какими сложностями они сталкиваются из-за своего статуса.
"Редут": Таинственная лаборатория Минобороны РФ или "строительная компания" из Ростова
ЧВК "Вагнер" — пожалуй, самое известное неофициальное вооруженное формирование на войне в Украине. Его рекламные объявления висят в городах России, о нем снимают сюжеты для федеральных каналов. Однако одной организацией российский рынок наемничества не ограничивается.
В России существует также военная компания "Редут". Она тоже ищет добровольцев в свои подразделения, тренирует их и обещает платить зарплату. Как писала "Медуза", отряды "Редута" одними из первых вторглись в Украину 24 февраля 2022 года.
Впервые о существовании ЧВК "Редут" в 2019 году сообщила "Новая газета". База ЧВК расположена в подмосковной Кубинке и примыкает к территории 45-й бригады специального назначения Воздушно-десантных войск. До войны "Редут" занимался охраной и обороной находящихся в Сирии объектов АО "Стройтрансгаз".
Игорь Стрелков-Гиркин, бывший "министр обороны" "ДНР", говорил, что "Редут" принадлежит Геннадию Тимченко — бизнесмену и частному инвестору, который занимает восьмое место в российском списке Forbes. С ним же связывают ЧВК и СМИ: "Новая газета" утверждала, что ее контролируют именно структуры Тимченко, который, по мнению журнала Time, входит в узкий круг "друзей Путина по дзюдо". Политики Владимир Милов и Борис Немцов писали, что этой дружбой он и достиг успеха в бизнесе.
Объявления по поиску наемников в ЧВК "Редут" довольно активно размещают в соцсетях и Telegram'е. Кандидату должно быть 25 лет, он должен иметь военную специальность и опыт службы в силовых структурах. В то же время один из наемников на условиях анонимности рассказал "Idel.Реалии", что в "Редут" "берут всех подряд". По его словам, достаточно быть старше 20 лет, не быть осужденным по тяжким уголовным статьям (наркотики, изнасилования) и принести справку о хорошем состоянии здоровья.
В контракте (копия есть в распоряжении "Idel.Реалии"), который заключают с желающими вступить в "Редут", работодатель именуется аббревиатурой РЛСПИ, а упоминания военных действий в нем отсутствуют вовсе. Потенциальным наемникам объясняют, что это строительная компания, зарегистрированная в Ростове-на-Дону. В то же время такой организации нет в системах документооборота СБИС, "Спарк" и "Контур. Фокус". Если поискать в сети, то можно обнаружить, что это некая "Лаборатория социально-психологических исследований": по крайней мере, именно так ее называют бывшие сотрудники.
Анонимный наемник рассказал "Idel.Реалии", что до оккупации четырех областей Украины зарплату выдавали в долларах — наличными. Сейчас война идет на "присоединенной территории" России, поэтому деньги теперь выдают в рублях — работа больше не считается заграничной.
Расценки в "строительной компании" такие:
- Легкая травма — 5 000 долларов США;
- Тяжелое ранение — 25 000 долларов США;
- Смерть — 60 000 долларов;
- Проживание и питание — 20 долларов в сутки.
Размер оклада и премий указывается в отдельном соглашении — в зависимости от квалификации работника.
В документе расплывчатые формулировки — согласно контракту, "сотрудниками" могут быть кто угодно. "Работнику предоставляются следующие особенности: выполнение любых специальных задач в любое время в любом месте по усмотрению работодателя", — сказано в контракте "Редута".
— По-моему, документ — полная шляпа, он прямо нарушает трудовое законодательство, другие законы (например, валютное) и местами Конституцию (запрет въезда/выезда), а также не содержит обязательных условий трудового договора (трудовая функция, соцгарантии), — прокомментировал документ один из юристов (просил не указывать свое имя).
Несмотря на нарушения, заключить такой договор юридически возможно. Даже если в него не включены обязательные положения Трудового кодекса страны, признать его незаключенным и расторгнуть — не удастся, уверен юрист.
РЛСПИ — это региональная лаборатория социально-психологических исследований при Минобороны России, расположенная в Ростове-на-Дону. Номер военной части — 35555, но в документе он не указан. Эта часть принадлежит ГРУ — Главному управлению Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (орган внешней разведки Минобороны РФ).
"Не очень ясно, кто конкретно выступает работодателем, к кому, если что, предъявлять претензии и с кем судиться", — комментирует документ юрист. В тексте контракта упомянуты легкие и тяжелые травмы, но нет отсылки к документу, в котором определяется их степень. Это уменьшает шанс защитить свои права в случае невыплаты компенсаций.
"Редута работает с Минобороны, получает деньги с регионов", — рассказал на условиях анонимности бывший боец "Редута" из Казани. Об этом, по его словам, наемникам говорят на собеседовании. ЧВК "действует в интересах министерства", а опасений об уголовной ответственности у них нет.
Сотрудничество с Минобороны, уточняет наемник, проявляется в содействии 16-й бригады ГРУ. Она позволяет наемникам тренироваться на своем полигоне "Трегуляй" в Тамбове.
Там тренировался Александр из Удмуртии — боец "Редута" из батальона "Хулиганы". Наемник рассказывает, что у них были проблемы со снабжением и деньгами. "Не выплатили мне — и много кому — за ранение", — добавляет мужчина.
Александр прислал фотографию, на которой он стоит у больничной койки. На светлой коже с выходящими наружу ключицами не симметрично расположены круглые бордовые раны. Левая рука перевязана марлей, сквозь белое полотно промокает кровь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Да уроды они". Почему воюющие на стороне России военнослужащие жалуются на командование"Вот за это безобразие не заплатили…. На Грозовых воротах прилетела мина польская 122 мм, бронежилеты — картон", — объясняет Александр. Только в его полку минимум 20 раненых при разных обстоятельствах солдат, 13 из которых получили тяжелые увечья. Обещанные деньги за ранения на лицевой счет не поступили никому, утверждает он.
"Да и честно, пусть в очко эти деньги засунут себе. Главное — пацанам пусть выплатят", — сокрушается наемник. Мужчина обращался в военную прокуратуру, но не получил ответа. "У них в ЧВК "Редут" командование [из] ФСБ и ГРУ. Кто конкретно — в душе не чаю", — говорит мужчина.
"Шторм": смена власти и претензия на сепаратизм
"Лучше не попадать к ним в "Редут", у них сплошной обман, а именно в подразделении "Шторм". На нас просто крутят бабки ЧВК и всё! У них есть командир такой с позывным "Кочевник", который не брезгует кидать на всё! У них своя там шайка, которая на нас делает деньги и всё. Не выплачивают за гибель и ранение. Швыряют, а не только кидают", — сообщает Ибрагим Исмаилов в обсуждении наемников во "ВКонтакте".
В разговоре с "Idel.Реалии" Исмаилов уточнил, что он служил в "Редуте" — в подразделении "Шторм". По его словам, солдату с позывным "Старый" не выплатили деньги за ранения и оставили без "гробовых" семью военного с позывным "Борода". "Старого" лечили в госпитале — там ему не смогли вытащить все осколки мины.
По инициативе недовольных такими условиями бойцов "Шторм" сменил командование. Сейчас проблем с выплатами там нет. "Попасть туда сможет далеко не каждый, берут своих профи", — рассказал изданию анонимный солдат "Редута". Он утверждает, что "Шторм" стал частной военной компанией.
"Дон": главный атаман страны и неплохие финансы
С "Редутом" связан "Дон" — это сводная казачья бригада, в которой воюют добровольцы. Ее солдаты получали оплату через "Редут" и финансировались одним источником, рассказывает Максим — солдат Союза Добровольцев Донбасса. Но воевали независимо от них — бойцы "Дона" подписывали другие контракты. Сейчас казачья бригада числится в системе резервистов БАРС и связана с Минобороны юридически.
БАТАЛЬОНЫ "БАРС"
О том, что в России появится некий "Боевой резерв армии специальный (или страны — везде разная информация)", впервые серьезно заговорили летом-осенью 2021 года. Сам же указ президент России Владимир Путин подписал еще в 2015 году, но с тех пор о нем не только не говорили, но и не предпринимали каких-либо реальных действий. Смысл "БАРСа" был в том, чтобы включить российских мужчин в список резервистов, доплачивать им небольшую сумму (от 60 тысяч рублей в год), отправлять на сборы (на один месяц в году), а в случае необходимости — еще и на учения или войну.
"Заключившим контракт гарантируются финансовое стимулирование, упрощенное поступление в вузы Минобороны России, карьерный рост, получение навыков вождения боевой техники, стрельбы из всех видов вооружения, квалифицированное медицинское обслуживание и многое другое", — писали на сайтах администраций и государственных СМИ осенью 2021 года.
Там обещали, что поступление граждан в мобилизационный людской резерв осуществляется путем заключения контракта с Министерством обороны РФ. Так ли это — до конца не известно. Однако сейчас, в условиях военных действий в Украине, налицо отхождения от первоначальной идеи. Например, предполагалось, что солдат, матросов, сержантов, старшин могут принять в резерв только в возрасте до 42 лет; майоров, капитанов 3 ранга, подполковников, капитанов 2 ранга — до 52 лет; полковников, капитанов 1 ранга — до 57 лет.
Однако большая часть из тех, с кем удалось побеседовать "Idel.Реалии", оказались сильно старше этого возраста. Большинство из них — офицеры запаса, но отправились на войну как обычные солдаты. Более того, они сообщили, что средний возраст добровольцев в их батальонах — около 45-50 лет.
Официального сайта батальонов "БАРС" нет. Но есть неофициальный, который посвящён "новому проекту министерства обороны "БАРС-2021". Эта страница находится не на официальном сайте министерства, а в свободной доменной зоне ws. Она была создана при помощи общедоступного инструмента для строительства сайтов Tilda. На сайте сказано, что набор в мобилизационный людской резерв проводит некая "команда вежливых людей" и министерство обороны. В разделе контакты указаны телефоны военкоматов.
Руслан Левиев, глава независимой организации Conflict Intelligence Team (CIT), в разговоре с "Idel.Реалии" отметил, что "БАРС" является "продуктом" Минобороны России".
Отметим, что есть свидетельства о как минимум двадцати подобных "номерных" батальонах "БАРСа". Собеседники "Idel.Реалии" сообщили, что речь может идти о 10 тысячах добровольцев, которые сейчас принимают участие в войне в Украине.
"Дон", кстати, также кидают людей. Даже гробовые не платят. Кстати, подразделение "Волки" (входит в "Редут") тоже кидают на деньги, они под Киевом стояли, в лесу партизанили ребята", — уточняет Максим.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Страх, ненависть и патриотизм. Как учат, отправляют на войну и обманывают российских добровольцев"Дон" жестко всех обманывал", — рассказывает еще один наемник из Казани, попросивший об анонимности. Он добавил, что прямо перед ним бойцу бригады "Дон" с позывным "Старый" "снесло половину головы под Камышевахой". Его семья не получила компенсацию за смерть.
"Дьяконов — это всероссийский казачий атаман — свалил куда-то. За два месяца за пятьсот человек получил неплохие финансы", — говорит солдат из Удмуртии Борис, служивший в "Редуте".
Николай Дьяконов — верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья. В социальных сетях он агитирует мужчин идти воевать в "Дон". Во время захвата Крыма он был походным атаманом, майор запаса.
"Кондратьев тоже причастен к этой афере. Они слили людей. Даже паспорта украли", — добавляет Борис. Алексей Кондратьев — сенатор от Тамбовской области, бывший глава Тамбова. Раньше он служил в 16 бригаде ГРУ заместителем командира и дослужился до полковника. Как пишут городские издания, Кондратьев возглавил "Дон" и находится на войне с самого ее начала.
Союз Добровольцев Донбасса: равнодушие и отсутствие экипировки
Максим из Нижегородской области пошел воевать от Союза Добровольцев Донбасса (СДД), поскольку ему нет 20 лет для попадания в "Редут". Социальная поддержка добровольцев, проведение "патриотических мероприятий" и гуманитарная помощь жителям самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР" — основная часть задач, о которых заявляет СДД в своих социальных сетях. О том, что СДД существует и как военизированное формирование, не пишут.
Союз Добровольцев Донбасса возглавляет депутат Госдумы, экс-премьер "ДНР" Александр Бородай. В группе во "ВКонтакте" СДД сказано, что у них три батальона — "Орел" ("БАРС-9"), "Рюрик" ("БАРС-13") и "Гром" ("БАРС-20").
Солдаты СДД тренируются на Кадамовском полигоне в Ростовской области. Входят в систему БАРС — боевой армейский резерв страны. Максим служил в батальоне СДД "Орел" и получил все обещанные выплаты. Их отряд считался мотострелками. Иногда были случаи невыплат за ранение, но это вскоре разрешалось.
Молодой человек рассказал, что Союз Добровольцев Донбасса отправляет часть бойцов в "Редут". Потом из них формируются спецотряды. Бойцы спецотрядов подписывают контракт с "Редутом"; после этого они считаются такими же бойцами этой военной компании, как и другие. Отличает их только членство в СДД.
Как и все "редутовцы", наемники из спецотрядов не входят в систему БАРС. Воюют, но в министерстве не значится. Юридически они не солдаты, в то время как добровольцы из СДД входят в армейский резерв и считаются военнослужащими.
Именно в такой спецотряд попал Алексей из Уфы. Его подразделение называлось "Херсон". В нем 35 раненым солдатам не выплатили компенсации за ранения. "Подъемных" на покупку снаряжения тоже не было. Выдали пару берцев и один комплект формы.
"Запятисотили (из-за недовольства командованием солдаты добровольно отказались от службы) всех, кто по истечению двух месяцев уехал на большую землю (в тыл) и кинули на зарплату за полмесяца. С такими командирами никто не захотел дальше служить. Им всем пофиг на тебя", — пишет Алексей.
БАРС: ненастоящие военные и Минобороны
Боевой армейский резерв страны (БАРС) тренируется на Кадамовском полигоне в Ростовской области. Система БАРСа забрала к себе почти всех добровольцев. В ней юридически находятся военные Союза добровольцев Донбасса, региональных именных батальонов и "Дона".
Пост о нарушениях прав солдат БАРСа в августе-сентябре прошлого года разлетелся по многим пророссийским Telegram-каналам. Они репостили открытое обращение канала "Русская Община ZOV" и МОО "Союза Десантников" к главному военному прокурору и Министерству обороны.
В обращении рассказывалось, что раненых солдат БАРСа не лечат в военных госпиталях, не фиксируют ранения и не выдают справки, а также часто списывают травмы на хронические заболевания или возраст.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ненастоящие" военные. Вернувшиеся из Украины добровольцы остались без обещанных привилегий и денегЕсли человек получит контузию, подтвердить ее документами практически невозможно. Некоторым раненым военным не дают денег на дорогу от госпиталя до дома — они вынуждены спать на улице или у знакомых, пытаясь найти деньги на качественное лечение и дорогу домой.
В военных билетах солдатов БАРСа зачастую нет отметок об участии в войне. Их не лечат в региональных больницах, поскольку юридически они не считаются военнослужащими.
Солдаты БАРСа лишены возможности знать об условиях их контракта. Копия документа не выдается на руки — солдатам приходится верить словам рекрутеров. Сотрудники военной части обещают, что второй экземпляр контракта они смогут получить только после окончания его действия в военкомате своего города. Из-за того, что контракт не выдается на руки, восстановить документы очень сложно. Военкоматы в регионах даже не знают, куда направлять запросы — нет номеров частей и других данных.
"Все правда, к сожалению", — подтвердили "Idel.Реалии" Алексей и Максим, служившие в системе БАРС.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.