Один день в литовской деревне Сорок Татар

Сейчас на всю Литовскую республику есть четыре мечети, все они — деревянные. Ближайшая к Вильнюсу находится в селе Нямежис, чуть дальше — Сорок Татар. Третья по отдалению от столицы — в Каунасе, дальше всего — мечеть в Ряйжае на юге Литвы, она же является и самой большой.

Муфтий Литовской республики Ромас хазрат Якубаускас всегда приветствуют гостей на нескольких языках

Ящик для пожертвований в мечети деревни Сорок Татар 

Интерьер мечети 

Интерьер мечети 

На въезде в деревню виднеется указатель: Totorių gatve, что значит "Татарская улица". Там же, в её начале, расположено небольшое одноэтажное здание зелёного цвета. Это культурный центр татарской общины (на табличке написано на литовском: "Totorių bendruomenės kultūros centras").

Известные татары в истории литовских татар 

Интерьер мечети 

Рядом с культурным центром расположена деревянная мечеть. Хотя мечеть совсем небольшая, деревянная, здесь есть отдельные половины для мужчин и женщин. Особенность молельного дома в селе Сорок Татар — в том, что из четырёх мечетей Литвы только тут отсутствует михраб — ниша, указывающая на Мекку. 

Организаторы праздника приготовили плов на огне в огромных казанах

— Язык крымских татар мы часто слышали, когда ещё детьми приезжали в эти места. Он не был для нас чужим. На танцы приезжали девчонки, которые на нём много говорили. И, хотя я не владею крымскотатарским, он для меня не совсем уж чужой и отдалённый. На остальных языках я тоже пою. 

Литовский бард Виктор Дулько выступил на празднике по случаю Ураза-байрам. 

В перерыве между выступлениями 

Угощения на праздник 

Дети на мусульманском празднике в деревне Сорок Татар

В 1968 году мечеть была уничтожена советской властью. Молельный дом сравняли с землёй вместе с кладбищем, где было погребено не одно поколение татар.

Для татар остаётся сложным вопрос восстановления языка, который утратили ещё их прадеды, и преемственности вероисповедания. И дело не только в каком-то нежелании — проблема в том, что знание во многом тоже утрачено.

— Нас сильно задела идеология советского режима, но теперь мы в другом Союзе — Европейском. И в нём тоже есть своя "идеология". Это уже капитализм, и из-за того, что нужно зарабатывать больше, молодёжь едет на Запад. При этом не получается уделять должного, особого внимания культуре и религии. Я не говорю, что всё как-то ужасно и неправильно, это всё просто так, как есть, — говорит муфтий.