Власти Москвы высказались по поводу громкого конфликта, связанного с намерением мусульманской общины построить мечеть возле Святого озера в Косино-Ухтомском районе столицы. Московский градоначальник Сергей Собянин заявил, что принято решение о выделении мусульманам земельного участка площадью 2,5 тыс м2 недалеко от метро "Косино", между будущим диаметром МЦД-3, Московским скоростным диаметром и МКАДом для возведения культового сооружения. Каждое воскресенье в районе собирались противники возведения мечети. Несанкционированные митинги не привели к задержаниям и арестам, что большая редкость для нынешней России. Колумнист Харун Сидоров разбирался в вопросе.
Противодействие планам строительства мечети в Косино-Ухтомском районе Москвы за последний месяц стало одной из ключевых тем российского медиапространства. Два митинга, сотни публикаций в соцсетях, тысячи разгневанных комментариев с обеих сторон — так кампания, первоначально инициированная малоизвестными исламофобскими активистами, вовлекла в накаленное обсуждение известных бойцов ММА, блогеров-миллионников и даже главу Чечни Рамзана Кадырова.
И уже не так важно, что породившие такие эмоции планы строительства "самой большой мечети Европы на 60 тысяч молящихся", судя по всему, изначально были фейком. Куда важнее, что из-за этого иллюзия многонационального и многоконфессионального единства россиян в борьбе с общим врагом, возникшая у Z-патриотов, исчезла всего через год. И теперь уже православные и мусульманские "участники СВО" с оружием в руках записывают видео с линии фронта — первые с угрозами в адрес тех, кто (якобы) дал разрешение на строительство новой мечети в Москве, вторые — в адрес первых.
Не надо быть великим аналитиком, чтобы понять, что пока воюющие против общего врага сегодня, эти люди уже готовы воевать друг против друга завтра, после возвращения с войны. Так это было примерно век назад, когда воевавшие в Первую мировую войну против немцев военнослужащие Русской императорской армии, вернувшись в охваченную внутренним противостоянием страну, разошлись по разным армиям, в том числе созданным на этноконфессиональной основе. Другой, более свежий и, пожалуй, актуальный пример — когда Югославская народная армия штурмовала хорватский Вуковар, в ее рядах еще воевали некоторые мусульмане-босняки вроде Изета Нанича. Однако уже через год они оказались со своими вчерашними товарищами по оружию по разные стороны фронта новой войны — в Боснии и Герцеговине, когда осознали, что раньше воевали не за многонациональную Югославию, а за шовинистическую "Великую Сербию".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ксенофобия сверху. Конфликт вокруг строительства мечети в Москве обнажил нюансыВозможно, подобное осознание придет и сейчас мусульманским "участникам СВО", открывающим для себя то, что их нынешние товарищи по оружию не хотят видеть их храмы на "своей земле". Ведь хотя в качестве основного довода против строительства мифической мечети выдвигается то, что ее де планируют возвести у некоего святого озера, наиболее откровенные организаторы кампании настаивают на том, что на "своей земле" они не допустят строительства никаких новых мечетей.
По их мнению, те, кому эти мечети нужны, могут отправиться в Чечню, Дагестан и т.д., где в них недостатка нет. При такой постановке вопроса не может не возникнуть вопрос — если мусульманским согражданам указывают на то, что внутри РФ у них есть земля "своя" и "не своя", почему от них требуют воевать за вторую? Ведь захваченные и планируемые к захвату территории Украины точно не будут теми, которые мусульмане из Дагестана или Чечни, а также Татарстана или Башкортостана смогут воспринимать как "свои" — они совершенно точно будут рассматриваться как те, которые будут считать "своей землей" противники строительства новых мечетей. Но воевать за приращение ими "своих земель" должны в том числе мусульмане, а также буддисты, ламаисты и прочие иноверцы. С какой стати?!
К слову, нельзя не обратить внимание на то, что если сперва противники строительства мечетей делали упор на то, что они нужны мигрантам из Средней Азии, а не мусульманам-россиянам, то затем, по мере включения в дискуссию кавказских блогеров, стали противопоставлять "своим землям" и республики Кавказа. Однако ими дело не ограничилось — хоть в отличие от кавказских общественников и официальных лиц их татарские коллеги в этом конфликте в основном избрали линию неучастия, в итоге в среде организаторов исламофобской кампании возникло подозрение, что за планами строительства мечетей на "их земле" стоят именно татары.
"Пока все ищут бенефициаров и ответственных за проект мечети в Москве, давайте попробуем угадать. 1) руководитель строительства по Москве — татарин (Загрутдинов Рафик Равилович), 2) министр строительства России — татарин (Файзуллин Ирек Энварович), 3) зам председателя правительства РФ, который тесно дружит с двумя мужчинами выше — татарин (Хуснуллин Марат Шакирхянович), 4) главный по всем муфтиям в России, ответственный за строительство других мечетей — татарин (Равиль Гайнутдин), 5) главный имам самой большой на данный момент мечети Москвы — татарин (Аляутдинов Ильдар Рифатович)", — написал один из организаторов кампании против строительства мечети в канале с более чем 150 тысяч подписчиков.
Кажущееся маргинальным это разоблачение "татарского заговора" совпало с кампанией прокремлевских блогеров-миллионников против медиа, аффилированных с Казанским Кремлем, обвиненных в пропаганде скрытого сепаратизма. Можно ли это считать совпадением? В принципе, этого исключать нельзя. Но в таком случае это доказывает лишь одно — несмотря на временное, ситуационное сплочение представителей разных народов и конфессий РФ в борьбе с назначенной на роль их общего врага Украиной, сама Россия является не идиллическим общим домом, в котором они дружно живут, а лоскутной империей, даже в такой момент раздираемой межнациональными противоречиями.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.