"История Ногайской Орды": научное наследие Вадима Трепавлова

Вадим Трепавлов

31 марта в Москве в возрасте 62 лет скончался Вадим Трепавлов — историк-тюрколог, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института российской истории и председатель Международной ассоциации исследователей Золотой Орды. "Idel.Реалии" ознакомились с его научным наследием и побеседовали о нем с ногайскими и татарскими учеными.

Вадим Трепавлов

Вадим Трепавлов — историк, тюрколог, член Российской академии наук, почетный доктор Института истории им.Ш. Марджани.

Родился 10 декабря 1960 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).

В 1983 году окончил исторический факультет Уральского государственного университета.

В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему" Социально-политическая преемственность в государственном устройстве Монгольской империи в XIII веке".

В 1987-1988 годах — сотрудник Института истории уральского отделения АН СССР.

С 1988 года — сотрудник Института истории АН СССР.

В 2002 году защитил докторскую диссертацию на тему" История Ногайской Орды".

В 2013 году вошел в экспертный совет ВАК (Высшая аттестационная комиссия) по истории России.

В 2020 году избран председателем Международной ассоциации исследователей Золотой Орды.

Скончался 31 марта 2023 года в возрасте 62 лет в Москве.

Круг научных интересов Вадима Трепавлова был широк — историк опубликовал более 600 работ, касающихся истории народов Поволжья, Сибири, Центральной Азии, Северного Кавказа и других регионов. Среди тем исследований Трепавлова — государственный строй Монгольской империи, дипломатические отношения Ногайской Орды, знатные и княжеские рода в тюркских сообществах, колониальные войны Российской империи на Кавказе, восприятие российского государства и русского народа населением различных территорий, завоеванных Россией или присоединенных к ней.

В своих трудах Трепавлов уделял большое внимание этническим границам и идентичностям, анализу межэтнических отношений. В то же время он отмечал, что для исследователя важно оставаться нейтральным, абстрагироваться от этнических интересов и излишней этнизации истории: "При анализе событий прошлого желательно пытаться уходить от всяческих пристрастий — политических, этнических и прочих. Пример последних полутора десятилетий показывает, что "этнически ориентированная" наука оставляет убогое впечатление. На этом поприще нет и не может быть научного прогресса, поэтому процветают домыслы и фальсификации. Более-менее понятно, когда авторами таких сочинений движут соображения заработка или карьеры. Но историки, искренне исповедующие этноцентризм, — это жалкое зрелище. За время моей работы в науке я много раз убеждался: чем больше человек зациклен на величии истории исключительно своего народа, тем менее он профессионален как историк".

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НОГАЙСКОЙ ИСТОРИИ

Особое место в библиографии исследователя занимают работы, связанные с историей тюркских кочевых государств средневековой эпохи. Труды Трепавлова пользуются популярностью среди людей, интересующихся историей татар, башкир, ногайцев и казахов, и уважением среди других специалистов по этому региону и историческому периоду.

— Не секрет, что Вадим Винцерович Трепавлов — очень видная фигура в российской и постсоветской науке, пожалуй, ведущий ногаевед мира. Его книга "История Ногайской Орды" — это настольная книга для каждого, кто изучает ногайскую историю. Благодаря этому труду он вошел в историю ногайского народа и вообще российской исторической науки. То, что его не стало, очень прискорбно для всех нас. У него осталось много учеников, постоянных читателей, — рассказывает карагаш-ногайский историк из Астрахани Рамиль Ишмухамбетов.

Он отмечает "этнический нейтралитет" Трепавлова, о котором говорил и сам покойный исследователь: "В том числе благодаря Трепавлову российская наука уделила ногайцам особое внимание — не в рамках конструирования чьей-то идентичности, а в сфере изучения собственно ногайской истории. Это очень важный момент, потому что, например, некоторые представители родственных народов толкуют всё в свою пользу или замалчивают. В сравнении с такими авторами Вадим Винцерович, конечно, — это особое явление для российской и мировой науки".

Следует отметить, что декларируемый Трепавловым академически нейтральный подход к этнической принадлежности тех или иных исторических общностей не защищает результаты его трудов от политизации со стороны читателей. Так, одним из предметов упомянутого Ишмухамбетовым труда Трепавлова "История Ногайской Орды" стали предки так называемых юртовцев — небольшого этноязыкового сообщества, проживающего на юге Астраханской области.

КОНФЛИКТЫ С ЮРТОВЦАМИ

В дореволюционной России интеллектуалы из числа юртовцев были во многом встроены в религиозную и культурную жизнь волжских татар, а в советское время их официально отнесли к татарскому народу по решению лингвиста-тюрколога Николая Баскакова. В то же время среди юртовцев встречается самоназвание "нугай", а татарстанский лингвист Леонид Арсланов на основании полевых данных явно отнес язык юртовцев к ногайским. Сегодня двоякая идентичность этого сообщества нередко приводит к публичным спорам и конфликтам между активистами. Ранее "Idel.Реалии" уже рассказывали о причинах и особенностях некоторых из этих дискуссий.

Вопрос о принадлежности юртовцев вызывает горячие споры и в социальных сетях — и там цитаты из книги Трепавлова порой становятся решающим аргументом "ногаистов" против "татаристов". Основываясь на архивных источниках, Трепавлов пишет: "Юртовские мирзы являлись одновременно и ногайскими, поскольку из их среды мог быть избран бий Большой Ногайской Орды. Происхождение юртовцев от Больших Ногаев выводится и из прямого указания в статейном списке посланников в Крым С. Извольского и С. Зверева 1638 г.: "А по Донцу... кочюют астараханские татаровя Болшого улусу", то есть Большой Ногайской Орды".

ТАТАРСКИЕ ИСТОРИКИ О НАСЛЕДИИ ТРЕПАВЛОВА

Из этого фрагмента очевидно, что Трепавлов пишет о происхождении общности 400-летней давности безотносительно сегодняшней национальной конъюнктуры, сформированной уже в эпоху модерна, но совпадения этнонимов достаточно, чтобы в политизированных дискуссиях между активистами и историками-любителями возникали утверждения вроде: "Трепавлов пишет, что мы ногайцы, а не татары". Может быть, именно такая интерпретация трудов Трепавлова вызывает критику его "ногайского уклона" со стороны татарских ученых и общественных деятелей. Впрочем, даже несмотря на разногласия по этому вопросу, татарские историки отзываются о его наследии с уважением и интересом.

Так, например, татарстанский историк Дамир Исхаков вспоминает Трепавлова как ученого, который, несмотря на давление, пытался объективно написать историю Золотой Орды. Он сравнивает его со Львом Гумилевым, "защищавшим татар от лжи".

— Он был великим ученым, всю свою жизнь старался объективно писать об истории тюркских народов и Золотой Орды. Очевидно, у него были свои проблемы: работал в институте РАН, возможно, находился под контролем. Иногда он не мог высказать свое мнение, но старался сохранять объективность. Великие произведения, написанные им, исторически значимы для татарского мира. Он изучал Ногайскую Орду, Великую Орду, он также писал об истории сибирских татар в XVII веке, участвовал в написании многотомной "Истории татар". Он хорошо общался с нами и постоянно приезжал к нам в Казань. Будучи образованным человеком, он был интересен в общении, — рассказывает Исхаков.

Комментируя труд Трепавлова об истории Ногайской Орды, Исхаков утверждает: "Ногайская Орда — одно из татарских государств. Глядя на общую историю татар, ее невозможно представить без Ногайской Орды. Это отличная работа — он досконально изучил историю племен Ногайской Орды, и это очень важно, ведь речь идет о татарских племенах. Его вторым крупным вкладом было тщательное изучение древнего периода Монгольской империи. В то время это считалось новинкой. Мы вручили ему медаль Татарского съезда за вклад в татарскую историю. Я занимался этим вопросом. Единственный недостаток — в ногайских вопросах. Ему не нравилось, что мы говорили "ногайские татары".

— Трепавлов умел высказать свое мнение во время дискуссии. Его очень не любили в Институте истории России в Москве: он упоминал факты, которые не согласовывались с русской историей. Я считаю его личностью, которая жила под увеличительным стеклом. На него всегда равнялись. Он также пытался участвовать в подготовке учебников. Правда, к его мнению не всегда прислушивались. Ученые-шовинисты в Москве не приняли его идей, — заключает Исхаков.

Американский татарский историк, профессор и заведующий кафедрой Казахского языка и тюркских исследований в Назарбаев университете в Астане Юлай Шамильоглу говорит, что Трепавлов был ученым, имевшим самое ясное представление об истории Золотой Орды среди русских историков и симпатизировавшим татарам. Они встречались в Казани.

Как и другие исследователи, комментируя научное наследие Трепавлова, Шамильоглу отмечает в первую очередь его работу о Ногайской Орде: "Хотя я читал не все его труды, "История Ногайской Орды", которая неоднократно публиковалась, для меня особая классика. Я не могу сказать, когда такой труд будет написан снова. Есть ли недостатки? Да, есть. Все ли источники использованы — нет, не все. Можно ли написать еще раз? Да, можно. Однако его труд по истории Ногайской Орды — великая вещь. Это человек, который пытался объяснить историю татар, сочувствовал им, высказывал свое мнение, сидя за одним столом. Часто по телевизору и в статьях пишут стереотипные мнения о татарах, "у которых нет истории", мол, это "злые люди", "их правители пили нашу кровь". Трепавлов так не смотрел на татар".

— Я очень уважаю его. Не могу сказать, что он был моим другом, но каждый раз, когда мы встречались, мы очень искренне разговаривали. Это большая потеря не только для науки истории России, но и для науки истории Татарстана и татарского народа. Я также был членом возглавляемой им Международной ассоциации золотоордынских ученых. Также понятно, почему его выбрали председателем. Среди русских историков он был ученым, наиболее ясно взглянувшим на историю Золотой Орды, — заключает Шамильоглу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "История татар" и Казахское ханство: Астана обиделась на Казань?

Прощание с Трепавловым прошло сегодня, 3 апреля, в здании Академии наук России в Москве.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.