"Да уроды они". Почему воюющие на стороне России военнослужащие жалуются на командование

Учения военнослужащих, призванных в рамках "частичной" мобилизации. Архивное фото

Уже больше года длится война в Украине. Со стороны России участие в боевых действиях принимают контрактники, так называемые добровольцы, мобилизованные, а также наемники и заключённые, которых вербует ЧВК "Вагнер". И практически каждая из этих групп жалуется на командование. Подробнее — в материале "Idel.Реалии".

"В армии всё покупается и продаётся"

Алексей — наемник ЧВК "Вагнер". На его аватарке в Telegram’е — фотографии боевых нашивок с надписями "Наш бизнес — смерть, и бизнес идет хорошо"; "Ничего личного, нам заплатили". Он с энтузиазмом переписывается в чатах военных, обсуждая новости, выбор военной экипировки и прочее. На беседу с корреспондентом "Idel.Реалии" мужчина соглашается сразу.

— Министерство обороны — это строевые подготовки и отсутствие боевого опыта, — заявляет Алексей. Он, по его словам, ранее служил в Минобороны, учил солдат стрелять "не по уставу", ругался с командованием, был уволен и перешел в ЧВК.

Стрелять "не по уставу", объясняет Алексей, — значит, без выполнения УКС 1 и УКС 2 — упражнений контрольных стрельб. Говоря проще, не по учебникам. Собеседник говорит, что его уволили из Минобороны "за подготовку бойцов к реальным боевым действиям".

Алексей уточняет, что у его командиров в Минобороны не было боевого опыта. "Строят из себя хрен пойми что", — говорит он. По словам мужчины, командованию не нравилось, что "сержанты умнее их, а подготовка солдат в разы превосходит подготовку руководства".

"Склонен к неуставным взаимоотношениям, нарушению воинской дисциплины, провоцирует конфликты с командирами", — указали в военном билете Алексея после увольнения. После этого он перешел в ЧВК "Вагнер".

— С дурдома [Минобороны] идут в ЧВК, у нас самый адекватный контингент — и командиры все сами с "передка", как говорится. Все начинали с обычных штурмовиков, прошли весь ад штурмов. В Минобороны зачастую все бухают, слышал, что "мобики" хотят перевестись в ЧВК "Вагнер" из-за того, что у них там стадо алкашей, — говорит Алексей. — ЧВК — это элита спецподразделений, у которых нет бюрократии. У ЧВК "Вагнер" нет понимания отступать.

Собеседник "Idel.Реалии" вспоминает первые дни полномасштабного вторжения российских войск в Украину.

У меня ребята в Киев зашли в конце февраля — начале марта [2022 года]. Генералы отправили части с дубинками, без каких-либо серьезных вооружений, — говорит Алексей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Никто не хочет умирать". Осуждённый рассказал, как заключённых вербуют на войну с Украиной

Он рассказывает, что "в армии все покупается и продается". По словам Алексея, "было неоднократно показано, как командиры частей и генералы продают противнику позиции (маршруты, по которым будут идти солдаты, и их количество), когда выходит колонна". "И через полчаса — колонна двухсотых. Если бы не эти продажные ублюдки, Украину бы давно уже победили, за месяц-максимум два", — добавляет наемник.

Он уточняет, что информацию "продают" через боты в Telegram’е. Подробности Алексей не знает. В то же время основатель независимой расследовательской организации Conflict Intelligence Team Руслан Левиев рассказал "Idel.Реалии", что ему о подобных случаях не известно.

Командование, по словам Алексея, могло без разведки отправлять солдат на штурм. "В министерстве обороны все может быть — и своя может пострелять, как говорится. Это уже не новость, неоднократно такие случаи были", — говорит наемник.

По его словам, в начале февраля он ездил хоронить товарищей, которых уволили со службы задним числом. Алексей также рассказал историю своего знакомого — солдата, воевавшего в Украине, который сейчас пытается доказать властям, что не является без вести пропавшим. Обещанных денег ему так и не выплатили, в официальных списках его нет.

— Много у кого в Минобороны уже поданы списки с без вести пропавшими — с военкомата... Все решено уже генералами, сколько должно умирать, — рассуждает Алексей.

Отметим, что семьям пропавших без вести власти не выплачивают компенсации, как это происходит в случае гибели или ранения. Добиться компенсации можно только в том случае, если будет установлена смерть военного, или он будет признан умершим судом.


Алексей рассказывает, что так называемая гуманитарная помощь доходит до мест дислокации российских войск, но не всегда используется по назначению.

— Прицелы, тепловизоры и многое другое по большей части доходит, но есть командиры второго и третьего эшелонов, которые не принимают никакого участия в боях, но делают запросы на "гуманитарку" — и в дальнейшем ее продают: на "Авито" и на аналогичных площадках в "ЛНР" и "ДНР", — констатирует наемник.

Он добавляет, что многие командиры полученную "гуманитарную помощь" "закрывают у себя до лучших времен, пока пацаны по старинке работают с оборудованием, выпущенным в Союзе": "Все хорошее, что было, продали на чермет и на "Авито".

— Для генералов, для наших командиров Министерства обороны люди — это ничто. Для них это деньги, они за это премии получают, медальки получают, пенсии. Они же типа воевали. Всех их на "передок" отправить — будет благодать. А пацанов, которые с окопов вышли, на место командования посадить, — заключает член ЧВК "Вагнер".

О заключённых, которых массово вербовали в ЧВК "Вагнер", и их потерях на фронте, Алексей не сказал ни слова. Напомним, первые сообщения о том, что заключенных из российских колоний отправляют на войну в Украину, появились в конце июня 2022 года. На войну их отправляли через ЧВК "Вагнер", основателем которой является российский бизнесмен Евгений Пригожин — он лично выезжал в некоторые колонии для вербовки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Минное мясо "повара Путина". ЧВК "Вагнер" вербует заключенных в Поволжье

ЧВК "Вагнер" обещала заключенным помилование вне зависимости от оставшегося срока, если наемник будет находиться в зоне боевых действий в течение шести месяцев. Зимой 2023 года в СМИ появились фотографии с заключенными, которых помиловали после участия в войне в Украине. Один из собеседников Радио Свобода на примере колонии в Белгородской области рассказывал, что после войны в живых в Россию возвращается примерно один из десяти завербованных заключенных.

В феврале 2023 года стало известно, что ЧВК "Вагнер" вывозила из колоний заключенных, которые уже были помилованы указами президента России Владимира Путина. Эти указы нигде официально не были опубликованы.

"Им лишь бы отчитаться, что всё хорошо"

Пофиг им [командирам] было на нас. Форму теплую не выдали, когда холода настали, — говорит Антон, служивший в 503-м полку в качестве добровольца (сейчас он служит в другом подразделении, где, по его словам, "очень хорошие условия" "Idel.Реалии").

По словам мужчины, военнослужащие получали какую-то теплую одежду благодаря "гуманитарной помощи", а иногда — донашивали за сослуживцами, которые уезжали домой. "Вы — добровольцы, мы вам ничего не должны", — цитирует командование Антон.

Он — наводчик экипажа БТР, но "засунули" его в окопы, говорит он. "Как в армии: шли по списку и назначали туда, куда им надо", — уточняет мужчина.

Отношение к бывшему командованию у него однозначное: "Они говорили, что не звали нас сюда. Типа сами пришли и не*** ныть. Нас комбат животными называл. Вы — говорит — животные: только жрете и спите, толку от вас нет".

На второй день после приезда в зону боевых действий их отправили "выбивать" украинских солдат с их позиций. Уже на второй день, вспоминает Антон, в их полку появились первые раненые и убитые.

— До нас там артиллерия работала плотно, примерно неделю их "кошмарили". Потом наших загнали к ним на позиции, — говорит Антон. — Украинцы отступили, а их артиллерия наших накрыла. У них же все расположения есть, все координаты.

На вопрос, почему командование это допустило, доброволец отвечает: "Да потому что уроды они. Им лишь бы отчитаться, что все хорошо. Но опять же — не все такие".

Возможно ли отказаться от выполнения приказа командования? "Такой возможности нет", — отвечает Антон. По его словам, руководство тут же напоминает про уголовную ответственность за неисполнение приказа.

Когда что-то идет не по плану, рассуждает Антон, в отчетах может появляться формулировка "пропал без вести". Доброволец прислал корреспонденту "Idel.Реалии" фотографию взорванного УАЗа "Патриот" и написал: "Если человек такой взрыв на себе испытает, где его искать? Нету тела, нету дела".

Антон вспоминает, что ему повезло с подготовкой — он провел на учебном полигоне в Грозном две недели. По его словам, некоторых добровольцев отправляли в зону боевых действий на следующий день. Процедура, уточняет Антон, следующая: как только набиралась группа из 200 человек, их отправляли на фронт; пока группа набирается, проводится обучение.

В конце беседы Антон уточняет, к чему должны быть готовы добровольцы, отправляющиеся на войну: "К жизни в окопах, к холоду, сырости, нехватке продуктов и обстрелам".

"Командование полностью нулевое"

В тематических чатах в Telegram'e военнослужащие обсуждают не только досрочное завершение контракта, выводы войск и количество потерь, но и частенько ругают командование. Напомним, еще в прошлом году российские власти начали агрессивную кампанию по набору так называемых добровольцев и контрактников на войну в Украину. Им обещали серьезные деньги (в разы превышающие зарплату в регионах) и высококлассное оборудование и обмундирование.

Существенная часть тех, кто откликнулся на призыв российских властей, попадает в "БАРС" — боевой армейский резерв страны. О его появлении впервые серьезно заговорили летом-осенью 2021 года. Сам же указ президент России Владимир Путин подписал еще в 2015 году, но с тех пор о нем не только не говорили, но и не предпринимали каких-либо реальных действий. Смысл "БАРСа" был в том, чтобы включить российских мужчин в список резервистов, доплачивать им небольшую сумму (от 60 тысяч рублей в год), отправлять на сборы (на один месяц в году), а в случае необходимости — еще и на учения или войну.

"Заключившим контракт гарантируются финансовое стимулирование, упрощенное поступление в вузы Минобороны России, карьерный рост, получение навыков вождения боевой техники, стрельбы из всех видов вооружения, квалифицированное медицинское обслуживание и многое другое", — писали на сайтах администраций и государственных СМИ осенью 2021 года.

Руслан Левиев, глава независимой организации Conflict Intelligence Team (CIT), в разговоре с "Idel.Реалии" отмечал, что "БАРС" является "продуктом" Минобороны России".

— Добровольцев из Тулы отправляют в "БАРС 13". На базе в Новочеркасске подготовка пять дней. Потом в разведку на Красный Лиман. И говорят: "Что вы хотели, вы добровольцы — и должны быть готовы умереть. Знаете, куда идёте". Вот так, — пишет в чате пользователь под именем Николай Гордеев. Предложение корреспондента "Idel.Реалии" обсудить ситуацию в батальоне осталось без ответа.

— В "БАРСе" три дня назад у меня муж погиб из-за тупости командования. Он, конечно, герой, но потерь много, но хуже всего — по дурости, — пишет в чате женщина со скрытой аватаркой.

Еще один участник чата неоднократно отправлял голосовые сообщения, в которых критиковал командиров разных подразделений "БАРСа".

— "БАРСы" номер 1, комбат с позывным "Баркас" — человек, который относится к жизни и здоровью людей и бросает их на произвол судьбы без каких-либо условий, оставляет своих подопечных. Гниют люди раненые и остаются без присмотра. "БАРСы" 18, комбат, позывной "Горняк" — б**** еще та. Почему? Потому что к людским здоровью и жизни относится как разменной монете. "БАРСы" 23, комбат, позывной "Викинг". То же самое — за полдня потерял 30 человек. Пацанам приходилось друг друга добивать. Смотрите, не лезьте к этим комбатам, будьте осторожны. А так всем здоровья, берегите себя, — сообщил пользователь.

Один из добровольцев подразделения "БАРС" из Казани — Сергей — рассказал "Idel.Реалии", что "командование не боевое, со стройбатов или кабинетные". Он не может поверить, что "их поставили распоряжаться людьми".

— Я не думаю, что в огромной России не хватает боевых офицеров. У нас служили прошедшие Чечню, Афган, Грузию; говорят, что такого бардака не было. Здесь — вообще ужас, что творится, — отмечает Сергей.

Он также добавляет, что не получил обещанные деньги — мужчина не смог дослужить из-за ранения.

— Деньги не выплатили в этот раз вообще, они обещали 205 тысяч за каждый месяц, а я получил 86 тысяч. Кто-то получил 90, кто-то — 100. Непонятно. За ранение справки не выписывают: то ли специально, то ли что. Я полгода пробивался со своими выплатами. Командование полностью нулевое, не боевое, бросают на такие позиции, что сами не знают, где мы находимся. Гуманитарная помощь — воруется. Нам приходило два КАМАЗа с "гуманитаркой" — полный склад забили, а через две недели уже пустой был. Руководство все растащило. По мелочи давали ребятам носки, трусы. А они все в хороших военных куртках ходили, которые присылали, сигареты хорошие курили, нам же давали одну пачку на два дня, — рассказывает Сергей.

Мужчина говорит, что семья погибшего сослуживца из "БАРСа" похоронила его за свой счет. Его жена осталась одна с ребенком. Чтобы получить компенсацию за смерть, Сергей посоветовал ей обратиться сначала в военкомат, а позднее — в военную прокуратуру.

— Она целый день в военкомате сидела. Спрашивали, какой "БАРС" был, заключали договор или нет, по контракту или нет. Я сказал, что мы добровольцы, мы идем по договору. Нам говорили: "Вас там нет", "вы мясо, вас жалеть нечего".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ненастоящие" военные. Вернувшиеся из Украины добровольцы остались без обещанных привилегий и денег

По словам Сергея, командование не давало вывозить погибших добровольцев из "БАРСа": "Мы просили, говорили, давайте группу составим ночью, вытащим ребят — они же будут пропавшими без вести, семьи ничего не получат. Но нам отвечали: "Нет, и все. Сидите". Раненых не давали вывозить, сами вытаскивали".

***

В начале февраля мобилизованные из Татарстана записали видеообращение, в котором рассказали, что их полк отдали под руководство военных "ДНР", которое, в свою очередь, направило их на штурм "практически без вооружения, как пушечное мясо".

"На штурм направляются мобилизованные из рот обеспечения, которые изначально даже не готовились под такие задачи. Во время штурма их не оснащают должным образом оружием и другой техникой. Мужчины защищают родные земли жителей "ДНР" одними автоматами. Не проводится перед штурмом должная очистка территории от мин и другие обязательные действия", — писали в обращении родственники мобилизованных.

Они также сообщали, что на мужчин оказывают психологическое давление, а сами мобилизованные звонят, чтобы попрощаться с близкими, и готовятся к смерти.

Через несколько дней в пресс-службе раиса Татарстана Рустама Минниханова журналистам сообщили, что мобилизованных вернули из воинской части "ДНР" в расположение своего полка.

Мобилизованные из других регионов Поволжья ранее также жаловались на то, что их отправили на боевые позиции без записи в военных билетах, боекомплектов и должной подготовки.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.