"Не помогут ни адвокат, ни общественный резонанс". История Ильи Зернова, уехавшего из России

Илья Зернов в Сербии

В первый день войны в Украине студент Казанского федерального университета из Тольятти Илья Зернов вывесил на балконах общежития три антивоенных плаката. После нескольких антивоенных протестов к активисту пришли силовики и угрожали ему побоями и уголовным делом. Зернов бросил учёбу и уехал в Сербию. Там он присоединился к антивоенному движению, организовывал мероприятия, а в январе был избит сербскими правыми. "Idel.Реалии" рассказывают историю Зернова.

Илья Зернов родился в Тольятти — втором по величине городе Самарской области — в 2003 году. Он говорит, что его малая родина — это место, которое является "хорошим примером" того, что происходит с Россией: "Год за годом идёшь по одной и той же улице — и там одна и та же разбитая дорога, ничего не меняется в лучшую сторону". Илью это не устраивало, и ещё в школе он решил присоединиться к протестам. Первым из них был митинг против пенсионной реформы в 2018 году. Зернову тогда было 15 лет.

— Для меня было возмутительно, что Путин, по сути, обманул людей. Он в своих предвыборных программах обещал, что пенсионный возраст поднимать не будут. В общем, я пришёл на митинг в Тольятти к памятнику Ленину — было что-то около трёхсот человек. Тогда всё прошло спокойно, почти никого не задерживали, — рассказывает собеседник.

Позже Илья Зернов посещал правозащитные лекции Либертарианской партии России в Самаре, был агитатором независимого кандидата Егора Бесчастнова, который недобрал до победы четыре голоса. В 2021 году Илья участвовал в митингах в поддержку Алексея Навального. А потом поступил в Казанский федеральный университет на направление "История международных отношений". И начал помогать правозащитному проекту "ОВД-Инфо" как волонтёр.

— Мне тогда только исполнилось 18 лет, и появилась возможность наблюдать за выборами. Голосование в Татарстане проходило очень плохо, были какие-то провокаторы с угрозами, жуткие фальсификации. Когда я понял, что "Единая Россия" по итогу всех манипуляций получает конституционное большинство, я очень расстроился, конечно, что ни одного независимого депутата в парламенте не будет. Были очень мрачные настроения. В итоге я отучился один семестр, и началась война, — говорит Илья.

ВОЙНА

24 февраля 2022 года сосед Ильи Зернова по комнате в общежитии разбудил его словами: "Началась война". Активист признаётся, что не мог до конца поверить в происходящее и надеялся, что это всё-таки не полномасштабное вторжение.

— Когда я понял, что произошло, я просто побежал в магазин, купил краски и ватман и сделал три плаката. Я написал: "Нет войне", "Нет аннексии. Нет войне. Нет Путину" и "За нашу и вашу свободу". Развесил их на балконах нашего общежития в деревне Универсиады. После этого я пошёл с одиночным пикетом в центр Казани. Пока я там стоял, мне позвонил сосед и сказал, что меня ищут администрация общежития и полиция, — рассказывает Зернов.

Акция Ильи Зернова в общежитии

На пикете сотрудник полиции записал паспортные данные активиста, но не стал его задерживать. Спустя час Илья отправился на митинг, а с него — обратно в общежитие. В следующий раз он участвовал в антивоенной акции 27 февраля. По пути Зернов зашёл на акцию памяти Бориса Немцова, чтобы возложить цветы. Там сотрудники в штатском переписали паспортные данные Ильи.

— И вот я иду от акции Немцова уже на другую — и меня останавливает полицейский. Спрашивает, что у меня в сумке. У меня там флаг, плакат, а еще книжки и энергетик — чтобы пить, если посадят вдруг в автозак. Я ему отвечаю: "Книжки, из университета иду". Я совсем забыл, что было воскресенье! В общем, полицейский попросил открыть рюкзак, и он увидел флаг и плакат. Даже посмеялся, спросил: "А книги-то где?" Я сказал, что у меня паспортные данные уже переписали, и я с одиночного пикета иду домой. Только поэтому меня тогда не задержали. Короче, пока я добрался до нужного места, всех уже скрутили, так что я, по сути, встал в одиночный пикет. Подошли двое полицейских, скрутили меня и отвели в автозак, который уже был полным, — вспоминает Илья Зернов.

Илья Зернов на пикете в Казани

Ночь активист провёл в камере. Наутро его в наручниках увезли в суд. За участие в акции протеста его оштрафовали на пять тысяч рублей по статье 20.2 КоАП РФ ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"). Оказавшись на свободе, Зернов носил передачки другим задержанным и продолжал распространять антивоенные листовки.

ОБЫСК

Шестого марта 2022 года в комнату Ильи Зернова постучались. Дверь открыл сосед — и в помещение с криками ворвались несколько полицейских. Силовики оскорбляли активиста и угрожали ему.

— Я пытался узнать свой процессуальный статус, требовал адвоката, и в какой-то момент один из них схватил меня за волосы и сказал, что мне сейчас е*****ик (лицо — "Idel.Реалии") разобьют. Это было при моих соседях, которые одновременно были и понятыми. Им тоже угрожали; спрашивали, не хотят ли они поехать вместе со мной. Дальше говорили, чтобы я собирал вещи, потому что меня отвезут сначала в СИЗО, потом в суд — и "по этапу". И я действительно собирал рюкзак и думал, что это последние мои часы на свободе. Они пришли со статьей 207 УК РФ ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма") — это террористическая статья, ложные сообщения о минировании, хотя в их речи несколько раз промелькнуло, что пришли на самом деле из-за моей акции с плакатами в первый день войны, — уточняет активист.

У Ильи Зернова изъяли ноутбук, телефон, плакаты и личные вещи. Полицейские просматривали конспекты и особенно заинтересовались надписью на латыни, почему-то приняв её за адрес электронной почты. Закончив обыск, силовики увели студента в отдел полиции, где потребовали объяснительную и пообещали "закрыть" его, если он сошлётся на 51-ю статью Конституции. После того, как Зернов написал объяснительную, в которой указал, что не согласен с вторжением в Украину, его отпустили, "посоветовав" не обращаться в СМИ, чтобы не попасть в тюрьму. Полную копию протокола ему так и не выдали — выдали только первую и последнюю страницы после неоднократных требований.

— Этот полицейский, который проводил обыск, прямо вообще отбитый. Он говорил, что был в 2015 году на Донбассе и знает, что там. То есть чтобы доказать мне, что я не прав, он прямо признался, что убивал людей на территории другого государства. Вообще, в Татарстане властные структуры как-то особенно заточены на подавление низовых инициатив, любых активистов, общественных деятелей. На выборах я увидел, что фальсификации там абсолютно повсеместные, и понял, что не зря республику называют "электоральным султанатом". Ощущение, будто внутри большой диктатуры пытаются построить свою маленькую диктатуру, — рассуждает Зернов.

ОТЪЕЗД

На изъятом ноутбуке у Ильи Зернова, как говорит сам активист, был "полный набор по дискредитации армии". Илья посоветовался с адвокатом из "ОВД-Инфо" и близкими. Правозащитники сказали, что ситуация "серьёзная", а знакомые — что дадут деньги. Как их потратить — на адвоката или отъезд из России — решать самому Илье.

— Я решил уезжать, потому что понял: если будет дело, не помогут ни адвокат, ни общественный резонанс. Сначала я выехал в Самарскую область, жил не по месту прописки. В СМИ вообще ничего не сообщал. Честно — мне было очень страшно после обыска. Я старался вообще не выходить на улицу. Купил билеты, что было очень сложно без карт, телефона и ноутбука. Только спустя пару недель — 21 марта — я уехал в Белград очень сложным маршрутом через Москву, Питер и Стамбул, — рассказывает активист.

Илья не выбирал страну осознанно, он называет это решение эмоциональным. От знакомых он слышал, что в Сербии дёшево жить и удобно делать "визаран" (иностранец на какое-то время уезжает в соседнюю страну, а потом возвращается, "обнуляя" таким образом срок своего нахождения в стране"Idel.Реалии"), а к русским там относятся хорошо. После этого он купил билеты, особенно не размышляя, будет ли лучше где-то ещё.

Сразу после прибытия в Белград Илья Зернов начал искать жильё. Без английского и сербского языков было сложно, но спустя несколько десятков звонков он смог найти комнату на окраине города в полуподвальном помещении. Она обходилась ему в 80 евро в месяц. Хозяин помещения, пожилой серб, немного говорил на русском и предложил активисту пойти работать нелегально к его племяннику — директору местного завода. В час Зернов получал по два евро, на дорогу туда-обратно он тратил порядка трёх часов.

Илья Зернов в Сербии

— Я несколько месяцев проработал и подумал, что так не пойдёт. Стал больше общаться с людьми вне работы, обменивался контактами. И как-то на одной из антивоенных посиделок встретил людей, которые предложили у них бесплатно пожить. Я согласился. Поработал немного посудомойкой в кафе, а потом ушёл. Читал, гулял, как-то переводил дух. Начал больше вовлекаться в местное антивоенное движение; в августе прочитал лекцию на антивоенной выставке в Белграде на тему "Поддерживают ли граждане России войну?" Народа было немного, но были журналисты. После этой лекции мне предложили податься на гуманитарную визу, — рассказывает он.

НАПАДЕНИЕ

В конце января 2023 года Илья Зернов заметил на стене одного из домов в Белграде мурал, посвящённый ЧВК "Вагнер". Он вспоминает, что уже тогда его это очень возмутило. Но через несколько дней к изображению добавилось ещё три надписи на сербском: "Украине — смерть", "Крым — Россия", "Свободу Донбассу".

— Для меня было возмутительным это прославление военных преступников и поддержка убийств людей. А когда написали прямо огромными чёрными буквами "Украине — смерть", я не смог уже пройти мимо — взял краску в цвет стены и пошёл к муралу. Начал всё это закрашивать. Какой-то мужчина высунулся из окна первого этажа и сказал, чтобы я не трогал стену. Он быстро понял, что я не серб, вышел из дома и погнался за мной. Я решил сделать крюк и вернуться к муралу, чтобы запутать его, но не знал, что он вызвал "подмогу", — рассказывает активист.

Зернова схватили двое мужчин с палками и начали спрашивать на сербском, кто он такой и что делает. Они не поверили, что Илья — не украинец, и что он родился в России. Когда они всё-таки увидели его паспорт, то немного успокоились и начали кому-то звонить.

— Думал, хотят вызвать полицию. Оказалось, что нет. Пришёл какой-то мужик в маске с лицом Путина из сетчатой такой ткани. Я даже не успел посмеяться или удивиться: он с размаху ударил меня по голове, достал нож. Говорил на ломаном русском, что он чеченец, что я должен сказать "Ахмат — сила" и извиниться за испорченный мурал. Я отказался, и он ещё раз ударил меня по голове. Махал ножом, показывал кастет, грозился избить. Требовал "компенсацию" за испорченную стену. Я сказал, что это они испортили стену, а я её красил обратно. Нападавший в маске общался со мной в том числе при помощи Google-переводчика и своего знакомого в Telegram’е, поэтому он "засветил" свою фотографию с дочкой на обоях телефона, — вспоминает Зернов.

Илья Зернов в Сербии

Нападавшие силой взяли паспорт у активиста, сфотографировали его и в итоге отпустили.

— Я сначала не хотел ни к кому обращаться — я не знаю сербского, медицинской страховки у меня нет. Но спустя неделю, так как ухо у меня не проходило, я всё-таки пошёл к врачу. Оказалось, что у меня пробита барабанная перепонка. Доктор спрашивал, знаю ли я нападавших, и сказал, что мне лучше всё-таки обратиться в полицию. После этого я действительно решил написать заявление: есть зафиксированные повреждения, я понял, что могу вычислить одного нападавшего. Я знаю адрес одного из них, а в Сербии прямо на домофоне пишут фамилии владельцев. Обратился к ребятам из Российского демократического общества в Сербии. Мне помогли с покрытием оплаты за врача и даже нашли сербского адвоката, который будет меня защищать, — говорит Зернов.

Позже он узнал фамилию нападавшего, после чего Зернов нашёл в соцсетях владельца квартиры в доме с муралом, а уже у него в друзьях — других нападавших. Сейчас Илья предполагает, что человек в маске Путина — это лидер партии "Сербские правые" Миша Вацич. Партия не представлена в парламенте, а сам Вацич набрал на последних президентских выборах менее одного процента голосов.

Илья Зернов со своим адвокатом Чедомиром Стойковичем

— Кстати, Миша Вацич был провокатором на митинге в поддержку политзаключённых в январе. Я узнал его по одежде, куртке, телосложению. Он постоянно даёт комментарии Russia Today, — говорит собеседник.

В настоящее время расследование продолжается. Об инциденте рассказали в сербской прессе, и наряду со словами поддержки активист получил пару сообщений с оскорблениями и угрозами.

Несмотря на произошедшее, Илья убеждён, что пророссийские настроения в Сербии — это, скорее, маргинальное явление, и большая часть общества не поддерживает агрессию России в отношении Украины.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.