"Последняя надежда, что татары еще живы". Самарская газета на татарском языке "Бердәмлек" объявила о сборе денег, чтобы выжить

Газета "Бердәмлек" ("Единство"), издаваемая в Самаре с 1990 года, обратилась за помощью к общественности. Для непрерывного выхода газеты до конца года необходимо три миллиона рублей, из них 500 тысяч редакция хочет собрать на платформе Planeta.ru. Более десятка национальных изданий в Самаре уже закрылись, и это единственная сохранившаяся национальная общественно-политическая газета. Главный редактор Данияр Сайфиев рассказал о судьбе национальных изданий в регионе. Интервью было опубликовано на татарском языке на Радио Азатлык (Татаро-башкирская редакция Радио Свобода / Радио Свободная Европа).

"Бердәмлек" — единственная региональная газета на татарском языке, регулярно издавается в Самаре с 1990 года. Восемь страниц выходят один раз в неделю по субботам. Последний номер издания вышел тиражом 2 100 экземпляров.


Газета "Бердәмлек" уже не в первый раз обращается за помощью к общественности. Эльмира Варфоломеева, ставшая главным редактором в 2021 году, также организовывала сбор средств в поддержку издания. Новый главный редактор Данияр Сайфиев, вступивший в должность в ноябре прошлого года, вынужден идти по тому же пути. Татаро-башкирская редакция Радио Свобода с ним поговорила.

— Данияр, если сегодняшний тираж газеты составляет около 2 000 экземпляров, сколько должно быть подписчиков у "Бердәмлек", чтобы выжить за счет подписок?

— Последний номер вышел тиражом 2 100 экземпляров. Чтобы жить за счет подписок, у нас должно быть 4500-5000 подписчиков. Сегодня подписка на полгода стоит около 560 рублей.

Я не могу с уверенностью сказать, что мы сможем собрать половину, но попытаться стоит

— Если вы не соберете половину заявленной на сайте Planeta.ru суммы, деньги будут возвращены жертвователям. Вы верите, что сможете собрать хотя бы половину от 500 тысяч рублей?

— Эта форма сбора средств популярна во всем мире: деньги собирают как на бизнес-проекты, так и на социальные. Для нас это в новинку, мы впервые собираем деньги на такой площадке. Сбор средств для "Бердәмлек" — это социальный проект. Я не могу с уверенностью сказать, что мы сможем собрать половину, но попытаться стоит. Как говорится, попытка не пытка. Раз уж мы дошли до того, что не можем найти финансирование и газета может закрыться, то лучше рассмотреть этот вариант, чем сожалеть о том, что мы даже не попробовали.

— Областное правительство раньше выделяло деньги газете "Бердәмлек". Была ли подобная поддержка в этом году?

— Да, в этом году было выделено около 650 тысяч рублей, но этого недостаточно для покрытия годовых расходов. Правительство поддерживает нас, на это мы не жалуемся. В Доме Дружбы народов, где находится редакция, связь и интернет предоставляются бесплатно. Есть все условия. Но этого недостаточно для того, чтобы мы жили. В прошлом году мы просили правительство области увеличить субсидию, но положительного ответа не получили. Если бы я был на месте властей, у меня, наверное, возник бы вопрос: "Товарищи, мы вам помогаем, а куда смотрят ваши татары? Если у вас такая ситуация, значит, вашим татарам не нужна эта газета, зачем вы мучаетесь с этой ненужной вещью?"

— Можете ли вы сами ответить на этот вопрос, который сформулировали? Третий год подряд газета "Бердәмлек" вынуждена издаваться за счет пожертвований. В чем вы видите смысл держать такую газету, живя в страхе, что если не сегодня, то завтра она закроется?

Если так пойдет и дальше, через несколько лет татарский язык будет никому не нужен

— Было бы неправильно не учитывать 2 000 подписчиков, которые уже есть. Это, во-первых. Во-вторых, если так пойдет и дальше, через несколько лет татарский язык будет никому не нужен. От каждого из нас зависит, сохранится язык или нет. Возможно, эта газета — наша последняя надежда, что мы еще живы. Если мы можем что-то сделать, что в наших силах, мы должны это сделать. Но эта задача с каждым годом становится все сложнее. Помимо финансового вопроса, есть еще и кадровый. Все мы знаем бытовой язык, но кто из нас умеет писать по правилам? Татароязычных журналистов для нас в Самаре никто не готовит. Те, кто едет учиться в Казань, не идут в татарскую журналистику, а если и идут, то не возвращаются, потому что большинство уехавших не возвращается в регион.

Данияр Сайфиев, главный редактор самарской газеты "Бердәмлек"

— В прошлом году вы писали в "Татмедиа" с просьбой о помощи. Вам помогли?

— Нам помогли: на информационное обслуживание по случаю 1100-летия принятия ислама в Поволжье было выделено 200 000 рублей. Мы выполнили свои задачи, написав статьи по этому поводу. Мы каждый год как национальная пресса участвуем в грантах Минцифры России. В этом году мы подали заявки на две разные субсидии. Если все пойдет хорошо, мы рассчитываем получить от этого министерства 400-450 тысяч рублей.

— Даже если вы получите этот грант, он не сможет покрыть расходы в три миллиона рублей, необходимые для работы редакции. Рассматриваете ли вы возможность податься еще на какие-то гранты?

— Да, мы обязательно планируем участвовать. С этой целью прошлой осенью мы изменили состав учредителей газеты. Раньше ими были власти Камышлинского, Похвистневского районов, администрации городов Похвистнево и Сызрань. Сейчас мы назначили официальными учредителями татарскую общину Самарской области "Туган тел" совместно с редакцией газеты "Бердәмлек". Это сделано для того, чтобы не было ограничений на участие в грантовых программах. Практически все грантовые конкурсы предусматривают отсутствие среди организаторов органов государственной власти. Нам это мешало. Из-за этого в прошлом году мы не смогли поучаствовать в президентских грантах. В этом году снова объявлен президентский грант, и сейчас мы думаем над проектом, который будет предложен для участия в нем.

Почта забрала 46% денег за свои услуги. Это половина!

— В своем выступлении на Всемирном конгрессе татар Эльмира Варфоломеева попросила помощи у Конгресса. Не помогло?

— Деньгами не помогли. Они приглашают нас на различные форумы, съезды, заседания конгресса.

— Вы также являетесь главным редактором журнала "Самарские татары". Как дела у этого издания?

— В декабре журналу "Самарские татары" исполнилось 10 лет, и мы думали отметить юбилей в марте. Учитывая нынешние события в стране, мы задаемся вопросом, будет ли это правильно понято, будут ли уместными поздравления и подарки.

Тираж журнала стабильно держался на уровне 1000-3000 экземпляров. Только за последние полгода было напечатано около 1000 экземпляров. Журнал издается за счет спонсоров без участия государства на русском и татарском языках. Изначально журнал задумывался как социальный проект. Основная его идея — систематизировать общественную жизнь татар Самарской области и создать каталог. Мы пишем об истории татар, современности, отдельных личностях, событиях и в каждом номере поднимаем тему сохранения культуры, языка и традиций. В настоящее время журнал не распространяется по подписке. Раньше она существовала, но действия почты в последнее время не укладываются ни в какие рамки. Пусть мы получили подписку только на газету "Бердәмлек", однако в последнюю подписную кампанию мы собрали тираж в 2 000 экземпляров. Я думал, это принесет редакции один миллион рублей, но почта забрала 46% денег за свои услуги. Это половина! Это не считая расходов на содержание типографии и редакции, сколько на это еще нужно. Как газетам выжить в такой ситуации? Я понимаю региональные газеты, они получат деньги из госбюджета, а как выжить остальным?

Все мы знаем бытовой язык, но кто из нас умеет писать по правилам? Татароязычных журналистов для нас в Самаре никто не готовит.

В прошлом в Самаре издавалась газета "Азан", в которой публиковались статьи как на русском, так и на татарском языках. Местные власти выделили прессе небольшую сумму денег. После того, как деньги закончились, возглавивший газету Шамиль Галимов закрыл издание.

Теперь у нас есть газета "Салям", которая издается Духовным управлением мусульман Самарской области. Она также выходит на двух языках. Преимущественно на русском.

У нас наблюдается очень интересная ситуация с национальной прессой. Когда-то в Самарской области издавались газеты на 10-12 языках: башкирском, немецком, еврейском, азербайджанском, украинском и других языках. Сейчас только "Бердәмлек" является единственным общественно-политическим национальным изданием, которое выходит в регионе.

— В чем вы видите причину исчезновения этих национальных общественно-политических изданий?

— С развитием интернета и социальных сетей исчезают не только национальные издания, но и русские. Кто-то закрывается, кто-то пытается жить через силу. Если они постоянно не финансируются муниципалитетом, местным правительством или если издание не спонсируется более крупной компанией, выжить трудно.

15-20 лет назад на территории Самарской области было зарегистрировано около 1 100 изданий. Если посчитать тех, кто сейчас продолжает публиковаться, то их мало. Я думаю, основная причина — это развитие интернета. Печатные СМИ не могут конкурировать с социальными сетями по эффективности работы. Газеты и журналы могут преуспеть только в качестве материалов, которые они предоставляют. Например, аналитические статьи плохо воспринимаются в онлайн-формате.

15-20 лет назад на территории Самарской области было зарегистрировано около 1 100 изданий

В этом отношении национальная пресса особенно не защищена. Потому что, помимо развития интернета, есть еще одна большая причина — закрытие национальных школ. Сокращается старшее поколение, умеющее читать и писать по-татарски, при этом молодежь переезжает в города, наблюдается культурная и языковая ассимиляция. Даже если молодые люди более или менее знают язык бытового общения, нельзя сказать, что они с радостью будут читать и писать на этом языке. А почему люди уезжают из деревень — это экономический вопрос. Если бы были рабочие места, заработная плата, какие-то условия, школы не закрывались, преподавался родной язык, мы были бы совсем в другой ситуации — и нам не нужно было бы собирать деньги, обращаясь к ресурсу вроде Planeta.ru.

— У вас есть электронная подписка на издания "Бердәмлек", "Самарские татары"?

— Журнал "Самарские татары" можно создавать в электронном виде. Мы так и делаем. Мы делаем такую же рекламу. У нас также есть сайт. За небольшую плату мы можем предоставлять PDF-версию журнала.

А "Бердәмлек" мы не распространяем в электронном виде, потому что ее основная читательская аудитория — пожилые люди. Им сложно освоить интернет-технологии, смартфоны — им нужна бумажная версия газеты. Мы открыли собственные группы в социальных сетях для молодежи и людей среднего возраста. У нас есть канал в Telegram и официальная группа во "ВКонтакте". Там публикуются наши материалы. Мы также публикуем статьи на сайтах samtatnews.ru и tatar-duslyk.ru.

— Какие нововведения вы планируете внести в газету "Бердәмлек" как новый редактор?

— Улучшение качества материалов стоит на первом плане, это известно. Также были внесены изменения в оформление газеты, способ подачи материалов, больше внимания было уделено коллажам. Глобальные изменения и не совершить — постоянные читатели газеты, издававшейся более 30 лет, привыкли к ней. Мысли есть, но вводить их надо постепенно.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.