Уже на этой неделе Госсовет Татарстана может продолжить вносить изменения в Конституцию республики. В декабре прошлого года из Основного закона было вычеркнуто упоминание должности президента Татарстана, кроме того — депутаты разрешили менять первую статью Конституции без референдума. До этого Конституция редактировалась 17 раз. "Idel.Реалии" рассказывают, как республика с 1992 года вносила правки и постепенно отказалась от статуса субъекта международного права, поста вице-президента и самостоятельного назначения судей и прокуроров.
Конституция Татарстана была принята Верховным Советом РТ 6 ноября 1992 года, подписана первым президентом республики Минтимером Шаймиевым. Введена в действие законом республики от 30 ноября 1992 года N 1665-XII.
В преамбуле Конституции было сказано, что она "провозглашается в соответствии с результатами народного голосования (референдума) о государственном статусе Республики Татарстан". Плебисцит состоялся 21 марта 1992 года. Согласно официальным результатам, более 61% избирателей согласились, что "Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров".
Конституция 1992 года объявляла Татарстан как "суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики". Государственный суверенитет отмечался как "неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан". Государственными языками провозглашались "равноправные татарский и русский языки". Земля Татарстана и ее недры объявлялись "общенародным достоянием".
Глава 3 была посвящена "гражданству Республики Татарстан". Глава 5 называлась "Республика Татарстан — суверенное государство". Здесь говорилось, что республика "самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус". Татарстан — "суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения".
Глава 11 была посвящена президенту Татарстана. Здесь же вводилась должность вице-президента республики. Также были главы, посвященные Верховному Совету РТ, Кабинету министров, местному самоуправлению, правоохранительным органам. Изменение Конституции "производится решением Верховного Совета Республики Татарстан, принятым большинством не менее двух третей голосов от установленного численного состава", говорилось в документе.
Первое изменение
Вносится законом от 29 ноября 1994 года N 2243-XII и связано "с реформированием представительных и исполнительных органов государственной власти".
В частности, парламент Татарстана вместо Верховного совета получает наименование "Государственный Совет". Теперь он состоит из 130 депутатов (до этого было 250).
Также в отдельную главу выделяется "местное самоуправление". Появляется положение, что "захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону".
После принятия этих поправок в марте 1995 года состоялись выборы нового парламента Татарстана — Госсовета республики.
Второе изменение
Вносится законом Татарстана от 30 марта 1995 г. N 17. Меняются статьи 84 и 89, связанные с работой парламента.
Прописывается право Госсовета определять численный состав и избирать депутатов, работающих в парламенте на постоянной основе. Также Госсовет может образовывать комиссии и комитеты парламентского контроля.
Третье изменение
Вносится законом от 8 декабря 1995 года N 346. Поправки ликвидируют в Татарстане должность вице-президента.
Этот пост в 1991-1995 годах занимал Василий Лихачев — первый и последний вице-президент республики (затем он становится председателем Госсовета РТ).
Четвертое изменение
Вносится законом от 27 ноября 1996 года N 881. Редактируется статья 108 Конституции РТ, связанная с требованиями к кандидату на пост президента республики.
В новой редакции убираются слова о том, что президентом не может стать гражданин республики старше 65 лет. Также снимается ограничение, что "одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Татарстан более двух сроков подряд".
Также предложение "Число кандидатов на пост Президента Республики Татарстан не ограничивается" меняется на предложение "Выборы Президента Республики Татарстан проводятся на альтернативной основе".
Это изменение в 2001 году позволит Минтимеру Шаймиеву избраться на третий пятилетний срок. Однако пройдут первые президентские выборы в Татарстане с участием других кандидатов.
Пятое изменение
Вносится законом от 26 мая 1999 года N 2180. Меняется статья 111 Конституции, которая определяет полномочия президента Татарстана.
Теперь президент республики "формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Татарстан, статус которого определяется законом Республики Татарстан".
Совет Безопасности РТ был создан указом Шаймиева 13 сентября 1999 года.
Шестое изменение
Вносится законом Татарстана от 21 июля 1999 года N 2304. Поправки направлены на "совершенствование избирательной системы Республики Татарстан".
Убирается положение, что "должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд".
Появляется возможность перенести выборы в Госсовет и местные советы "на другой срок, но не более чем на четыре месяца".
Отменяется запрет избираться депутатами "психически больным гражданам".
Центральная избирательная комиссия Татарстана получает право законодательной инициативы "по вопросам совершенствования избирательной системы".
Седьмое изменение
Вносится законом от 3 марта 2000 года N 93. Дополняются статьи 89, 94, 101, 111.
В Татарстане появляется должность уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. Его избирает Госсовет, а кандидатуру предлагает президент республики.
В июне 2000 года первым омбудсменом Татарстана стал Ришат Вагизов.
Восьмое изменение
Вносится законом Татарстана от 31 мая 2000 года N 179. Поправки связаны "с совершенствованием судебной системы Республики Татарстан".
В Конституции Татарстана появляется понятие "мировые судьи", которых избирает Госсовет.
Девятое изменение
Вносится законом республики от 19 декабря 2000 года N 494. Вновь меняется статья 108 о выборах президента Татарстана.
Теперь первая часть этой статьи звучит так: "Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан".
Во-первых, убирается требование, чтобы кандидат постоянно проживал на территории республики последние десять лет. Во-вторых, понижается минимальный возможный возраст президента (ранее он составлял 35 лет).
Десятое изменение
Вносится законом от 28 июня 2001 г. N 946. Дополняется статья 140, где указаны полномочия Конституционного суда Республики Татарстан.
Теперь Конституционный суд РТ может давать толкование Конституции, в том числе по запросу президента, Госсовета, Кабмина, Верховного суда республики.
Сам Конституционный суд Татарстана был создан лишь в 2000 году, хотя его существование было предусмотрено Конституцией изначально. С 2023 года этот судебный орган по требованию федерального центра был упразднен.
Одиннадцатое изменение
19 апреля 2002 года Госсовет Татарстана принимает закон N 1380 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан". Конституция республики полностью переписывается — фактически принимается новый документ. Его инициатором стала конституционная комиссия во главе с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Однако к тому времени суды уже признали не соответствующими российскому законодательству несколько десятков статей Конституции РТ. В начале 2002 года Конституционный суд РФ предписал привести Основной закон республики в соответствие Конституции России в течение шести месяцев.
Теперь в статье 1 Конституции сказано, что Татарстан является "субъектом Российской Федерации". В то же время это "демократическое правовое государство, объединенное" с Россией Конституцией РФ, Конституцией Татарстана и договором о разграничении полномочий.
Сохраняется упоминание суверенитета республики, который "выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения". Однако Татарстан больше не является субъектом международного права. Республика "самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях", но только "в пределах своих полномочий".
Вновь закрепляется, что есть два государственных языка — "равноправные татарский и русский". Сохраняется статья о гражданстве Республики Татарстан. Говорится, что договор о разграничении полномочий — "составная часть правовой системы Российской Федерации и Республики Татарстан".
Было принято решение, что Государственный Совет РТ теперь состоит из 50 депутатов, но все они работают на постоянной основе. Главы муниципалитетов, которые долгие годы были депутатами Госсовета, потеряли право избираться в парламент. Властями Татарстана больше не назначаются прокуроры и судьи (за исключением мировых) в республике.
Установлено ограничение по количеству сроков президента: "Одно и то же лицо не может избираться на должность Президента Республики Татарстан более двух сроков подряд". Для того, чтобы стать президентом Татарстана, по-прежнему требуется знание двух государственных языков республики. Президент избирается сроком на пять лет.
В этом варианте Конституции появляется статья 123, где говорится, что "положения статьи 1 Конституции Республики Татарстан и настоящей статьи могут быть изменены только по результатам референдума". Тогда же появилось положение, что Татарстан "отвергает насилие и войну как средство решения споров между государствами и народами".
Двенадцатое изменение
Вносится законом от 15 сентября 2003 года N 34-ЗРТ. Меняются статьи 69, 70 и 88, связанные с работой Государственного Совета.
Число депутатов парламента Татарстана увеличивается с 50 до 100. Число депутатов, которые работают в парламенте на постоянной основе, определяет сам Госсовет.
В таком формате парламент Татарстана работает по сегодняшний день: депутатами не могут быть чиновники, но большинство депутатов могут заниматься бизнесом по основной своей работе.
Тринадцатое изменение
Вносится законом от 12 марта 2004 года N 10-ЗРТ.
Уточняются полномочия Госсовета. Например, парламент устанавливает структуру исполнительной власти региона, налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством, порядок проведения выборов в органы местного самоуправления. Также Госсовет одобряет проекты договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий (второй договор был принят в 2007 году и закончил свое действие в 2017 году).
Вводится ограничение, что президент Татарстана не может быть депутатом Госдумы, замещать государственные должности, заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской или творческой. При этом указывается, что "грубые нарушения" законов, из-за которых президенту может выразить недоверие Госсовет, должны быть установлены судом.
Четырнадцатое изменение
Вносится законом Татарстана от 14 марта 2005 года N 55-ЗРТ. Поправки связаны с отменой выборов глав российских субъектов.
Приостанавливается действие статьи 91 о выборах президента Татарстана. Теперь полномочиями президента РТ наделяет Госсовет республики по представлению президента России.
Именно по этой процедуре Шаймиев стал президентом Татарстана в четвертый раз 25 марта 2005 года. Его кандидатуру предложил президент России Владимир Путин.
Пятнадцатое изменение
Вносится законом республики от 30 марта 2010 года N 10-ЗРТ. В Конституции появляется должность Государственного советника Республики Татарстан.
Согласно поправкам, его кандидатуру представляет президент, а назначает Госсовет. У советника есть право законодательной инициативы. Этот пост занял первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, ушедший в отставку. Во главе республики его сменил Рустам Минниханов.
Шестнадцатое изменение
Вносится законом Татарстана от 22 ноября 2010 года N 79-ЗРТ.
Признается утратившей силу часть третья статьи 65, где говорится, что Казань состоит из районов.
Право законодательной инициативы появляется у прокурора. Уточняется, что изменения в Конституцию могут предлагать только президент, не менее одной трети от установленного числа депутатов Госсовета, а также президиум парламента, Конституционный суд РТ.
Семнадцатое изменение
Вносится законом от 22 июня 2012 года N 40-ЗРТ. Поправки связаны с возвращением выборов глав регионов России.
Все ранее принятые положения о том, что президент республики наделяется полномочиями Госсоветом по представлению президента России, отменяются. Президент Республики Татарстан вновь избирается на выборах, как это было прописано изначально в редакции Конституции 2002 года.
При этом сохраняется ограничение по пребыванию у власти два срока, но речь идет именно об избрании президентом. Поэтому это не помешало Рустаму Минниханову стать президентом еще дважды: по итогам выборов 2015 и 2020 годов (согласно федеральному законодательству, предыдущий срок, когда Минниханова назначили, также не считается).
Восемнадцатое изменение
Внесено законом от 31 декабря 2022 года N 109-ЗРТ. Переименовывается должность президента Татарстана
Согласно поправкам, которые были одобрены сразу в трех чтениях депутатами Госсовета на заседании 23 декабря, теперь наименование должности высшего должностного лица — "глава — раис Республики Татарстан", а сокращенное наименование — "раис Республики Татарстан".
В то же время было оговорено, что такое наименование применяется лишь после следующих выборов. То есть Рустам Минниханов останется президентом Татарстана до окончания своих полномочий, которые по плану истекают в 2025 году.
Напомним, согласно закону Клишаса-Крашенинникова, руководители российских субъектов не имеют право именоваться президентом, а только главой, хотя допускается и дополнительное наименование. Согласно федеральному закону, изменения в региональные конституции должны были быть приняты до 1 января 2023 года.
Также в Конституции Татарстана появилась статья 124, которая разрешает менять статью 1, где упоминается договор и суверенитет республики, без референдума.
Поправки вступили в силу с 1 января 2023 года.
Девятнадцатое изменение (пока не принято)
В декабре 2022 года Госсовет Татарстана готовил еще один проект изменений в Конституцию РТ. Помимо переименования президента в главу, он содержал еще более 60 правок. В том числе предлагалось исключить из Конституции норму об обязанности кандидата на высший пост в республике знать татарский язык, статью о гражданстве республики, упоминание суверенитета Татарстана и ссылки на договор о разграничении полномочий между республикой и Россией. Предлагалось признать утратившим силу положение, что Татарстан "отвергает насилие и войну".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Больше никакого президента. Как Татарстан по требованию Москвы меняет свою КонституциюТакже была предложена норма, что одно и то же лицо не может избираться на должность главы Республики Татарстан более двух сроков (сейчас "не более двух сроков подряд"). Однако из законопроекта следовало, что действующий глава республики сможет выдвинуться на новые выборы. Все эти поправки, как объяснялось в пояснительной записке, также связаны с принятием нового федерального закона о публичной власти и поправок в Конституцию России.
Однако этот проект еще в прошлом году был отозван депутатами для доработки. 13 января спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что парламент республики планирует рассмотреть основной пакет поправок к Конституции РТ на сессии 26 января: "Мы найдем компромиссное решение, я думаю, которое, по всей вероятности, примем 26 января. Пока предполагаем сессию на эту дату. Я не буду на этом останавливаться, там по назначению прокурора… Потом вы услышите, на сессии узнаете об этом".
В то же время вопрос об изменении Конституции в повестку заседания 26 января включен не был. Однако в парламенте не исключают, что он может быть внесен "с голоса" во время сессии. Заседание профильного комитета по госстроительству и местному самоуправлению, на котором должны обсуждать поправки в Конституцию, пока не состоялось.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.