13 октября Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию "Дальнейшая эскалация агрессии Российской Федерации против Украины", в которой правящий режим России назван "террористическим". Об этом написали многие СМИ. Но это был лишь один из пунктов международного документа. В нем Большая Европа выразила поддержку Украине, осудила российские референдумы на аннексированных украинских территориях, подтвердила приверженность к политике давления на агрессора, призвала ускорить создание Специального международного трибунала из-за агрессии России против Украины и т.д. Европейские парламентарии также обратили внимание на то, что Россия, по их словам, направляет на войну с Украиной непропорционально много представителей национальных меньшинств. Эти и другие вопросы "Idel.Реалии" обсудили с докладчиком по данному вопросу в ходе обсуждения в ПАСЕ Эмануэлисом Зингерисом — литовским парламентарием от политической группы "Союз Родины и Литовская христианско-демократическая партия".
— Вы были одним из авторов резолюции, которая в конечном итоге была принята в ПАСЕ. В ней нынешний режим России признали "террористическим".
— Это всего лишь один из пунктов, там много над этим работали. Надо было добиться на всех уровнях, чтобы об этом стало известно всем депутатам из 45 стран, фракций и политического комитета, в которые входит целый спектр политических организаций от самых левых до правых и центристских.
Так что была проделана многоспектровая работа. Путем внесения своих поправок в процессе принимали участие и украинские парламентарии, члены ПАСЕ. Самое главное — надо было достичь того, чтобы Ассамблея избрала путь не дебатов над ситуацией в Украине, а именно резолюции, не обмена мнениями, а резолюционной части, за которую бы проголосовала, потому что это уже абсолютно другой статус документа, когда он проходит в политкомитете.
Я являюсь докладчиком политкомитета по последствиям вторжения российскийх войск в Украину. Решение о признании российского режима "террористическим" было принято на таком уровне в международной организации впервые.
При голосовании 100 делегатов выступили "за", "против" — 0. Такого не было в истории этой организации, может быть, только в 1960 году, когда Датская делегация парламентариев предложила голосовать за непризнание оккупации балтийских стран. Это известное голосование, когда первая международная организация отказалась от признания советской власти на территории балтийских стран. Это означает, что балтийские страны международной общественностью были признаны тогда временно оккупированными в результате подписания Пакт Молотова – Риббентропа 1939 года. Кстати, тогда Советский союз был исключен из Лиги Наций за вторжение в Финляндию. Очень схожая ситуация сложилась и сейчас.
— Члены ПАСЕ открыто заговорили о колониальном подходе России к национальным меньшинствам. В частности, ПАСЕ указала на непропорционально высокую долю национальных меньшинств среди мобилизуемых в России для войны в Украине.
— Об этом не раз мне говорил Мустафа Джемилев (экс-председатель Меджлиса крымскотатарского народа — "Idel.Реалии") не только про оккупированную Украину, но и вообще политику Кремля по отношению к этническим меньшинствам, у которых теперь нет своей государственности. Пытаясь бросить их на жертвенный поход и пытаясь решить для себя задачу внутреннего напряжения с народами, чьи судьбы оказались под властью Кремля.
— О непропорциональности доли меньшинств среди воюющих пишут многие мировые издания. Но даже среди противников войны в России часто наблюдаем отрицание того факта, что Москва целенаправленно вербует непропорционально много людей среди национальных меньшинств. Думаете,это действительно делается целенаправленно?
— Я думаю, что это целенаправленно. Перед этим была история, если вы помните, с довольно хитрой ловушкой, стратегией ФСБ по отношению к чеченскому народу, когда во время войны в Сирии вербовали на выезд чеченцев.
Таким образом, Кремль решает для себя два вопроса: он исключает возможность будущего антимосковского движения чеченцев, уничтожается платформа будущей потенциальной повестки дня об отдельной от России государственности. Это целенаправленная, очень хорошо обдуманная тактика в разных военных и разведслужбах, вперед на несколько шагов.
Москва частично пытается подкосить критическую массу людей, которые возможно будут требовать государственности в будущем. Это одна из теорий. Я в этих штабах не сидел, как вы понимаете, но я предполагаю, что это специальная стратегия не из-за экономической неразвитости регионов, а из-за возможного потенциального развития центробежных тенденций в будущем.
После неминуемого проигрыша в войне против Украины, произойдет ослабление власти Кремля, и он пытается успеть до этого решить вопросы о центробежных силах, особенно в национальных республиках.
— Если члены ПАСЕ видят, что Россия целенаправленно действует против этнических меньшинств, означает ли это, что ПАСЕ в перспективе будет работать в направлении защиты национальных меньшинств в России?
— Несомненно, да, потому что это входит во все основополагающие документы, в частности, в Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и основных свобод. Все конвенции по поводу прав меньшинств всех государств, не только России, являются одними из важнейших документов в Совете Европы. Совет Европы стоял на послевоенном ответе двум режимам — сталинскому и гитлеровскому, как противовес этим жутким явлениям середины 20-го века, этим тоталитарным режимам. Совет Европы является органом, защищающим в том числе национальные меньшинства морально. Я бы сказал, что европейские ценности — это про уважение человека с другим языком, другой культурой, несмотря на то, что эта иная культура не имеет своей государственности — такой подход ведь имеет глубокие корни в Совете Европы.
Я тут в ПАСЕ с 1993-го года, около 30 лет, и я вхожу в группу парламентариев Европы, которая стремится создать возможности для разных народов, в том числе "нетитульных" народов, развиваться, несмотря на попытки ассимиляции со стороны некоторых государств, особенно тоталитарных.
Но речь не идет о провоцировании сепаратизма, речь о возможности иметь самовыражение и демократические выборы, где народы могут избирать достойных людей, которые смогут представлять их в национальных, местных и международных организациях. Это главная установка.
В России нет выборов, Госдума не избирается должным образом, мы наблюдали "голосование на пеньках", все эти законы, которые российские партии поддержали, например, про "иностранных агентов", и еще десятки инициатив в России помешали созданию демократии, они же на протяжении 20 лет превратили режим в диктаторский.
Это 4 или 5 миллионов партийных людей в России, которые поддерживают вот эти вещи, это несомненно заинтересует в будущем международную общественность и с юридической точки зрения, потому что они фактически участвуют в порабощении граждан России, и во внешнем захвате иностранных государств.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В России объявлены новые "иноагенты"— Ряд Европейских стран считает, что все россияне должны нести ответственность за то, что сейчас происходит в Украине. В то же время в этой резолюции фиксируется ситуация с национальными меньшинствами России, в частности то, что их целенаправленно направляют на войну, по сути происходит политика против этих этнических меньшинств. С одной стороны, Путин отправляет их на смерть, но, с другой, европейские страны предлагают им нести такую же ответственность, как и другим россиянам. Не получается ли так, что эти меньшинства оказываются в гораздо более уязвимом положении, чем просто россияне?
— Я понимаю глубину вашего вопроса. Уровень созданного несчастья Кремлем для Европы, я имею в виду весь пакет: и поддержание антиевропейских сил внутри Европы, и попытки разделить разные страны, тут много векторов. Я думаю, что мы не можем как-то от себя на европейском уровне разделить российское общество по степени ответственности.
Вопрос национальных меньшинств, который впервые выделен, исходит из глубокой традиции Совета Европы всегда помнить детали и нюансы, связанные с уровнем национальной принадлежности, сохранением национальной принадлежности.
Принудительная ассимиляция всех народов Европы большими титульными народами десятки лет рассматривалась как негативная, а продолжение этнического разнообразия — как позитив.
Никто не смотрит на Россию как на Россию, в которой живут только русские, таких людей нет на уровне Совета Европы, на уровне Европейского Союза. Так что, исходя из этого, из многих резолюций по этническим группам без своего государства, вся европейская политика сфокусировалась на попытке объяснить центральным властям любой страны, не только России, что национальные меньшинства, будь то в Бельгии, например или Испании, являются очень ценным европейским наследием.
К этому пришли после убийства 6 миллионов евреев, из которых большинство говорили на языке идиш в Европе. Например, моя мать была узницей немецких лагерей, она пыталась петь своим детям колыбельные на языке идиш. Разве прекращение песни в Дагестане на национальном языке — это является добром? Нет, это зло, потому что прекращение жизни этноса является уничтожением этого гигантского богатства.
Разнообразный мир является основной европейской цивилизации, отличие человека, наличие у него другого мнения, его этническая принадлежность — это положительные моменты, а не то, что следует нивелировать.
Вы говорите о непропорционально высокой доле меньшинств среди воюющих россиян, мы заметили этот вопрос и попытались поставить вопросительный знак, не является ли это добавочным и специальным методом для того, чтоб нивелировать в России многоликость, это гигантское богатство России, все народы, другие народы, которые являются богатством России.
— Резолюция в том числе призывает создать Международный трибунал по Украине. Насколько это реалистично?
— Это связано со странами, которые решают этот вопрос между собой, это так называемые like-minded countries (государства, которые смотрят на многие проблемы одинаково). Пока мы имеем свыше 10-11 стран, их число увеличивается, чтобы это было абсолютно убедительно, число стран должно увеличиваться, и это приведет в будущем созданию суда.
Я думаю, что не только украинские суды, но и любые суды, будь то немецкие или английские в последствии смогут учитывать подобные пункты резолюции, например, при рассмотрении случаев преступлений в Буче, в Изюме и т.д.
Мы посещали эти места массовых убийств, преступлений российской армии в Украине, будучи членами Комитета по правам человека в ПАСЕ. Я думаю, что сперва активно себя проявят украинская прокуратура и украинские власти, задействуются все суды в Европейском пространстве, а затем все превратится в реальное решение нового созданного суда.
Насколько это реально — этот вопрос зависит от того, насколько повестка дня европейских стран может измениться, если нагрянет кризис в экономике, энергетике. Затмят ли кризисы те зверства, которые устроены российской армией на оккупированных территориях? Не затмят. Я думаю, что не удастся.
Никак, никому, кто бы хотел, а я думаю, что Кремль хотел бы изменить нашу повестку дня, и предстоящей зимой ему тоже это не удастся, никакие возможные переговоры, кстати, между Россией и Украиной не изменят отношения к масштабу преступлений, которые натворила российская оккупационная армия на украинских землях.
Это будет рассматриваться долго, я не думаю, что это будет связано с волокитой, как кому-то могло показаться, это не будет похоже на суды в Гааге, которые продолжались несколько лет и кончились единицами судебных процессов.
Это все пройдет динамично. Я не думаю, что просьбы любых властей могут изменить этот юридический ход, потому что в юридическом смысле европейские страны имеют сильные механизмы, судебные власти независимы.
Долго разбирались по поводу сбитого малайзийского самолета над Украиной, и все-таки как скрупулезно юридические власти Нидерландов подошли к выводам, что самолет сбила Россия. Об этом говорят десятки томов объективного расследования.
Например, Лукашенкозаставил гражданский самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, совершить посадку в Минске и буквально выкрал двух людей из числа белорусских оппозиционеров с борта воздушного судна. Международная организация гражданской авиации (ICAO) спустя неделю скрупулезного расследования назвала действие белорусских властей "актом государственного террора". Только по этому эпизоду Лукашенко уже является международным террористом. Это стоит на десятках томов этого гигантского расследования. Так что, все эпизоды, я могу гарантировать, которые теперь творят и натворили российские власти, будут расследованы.
— ПАСЕ приняла резолюцию, это означает, что ПАСЕ рекомендовала национальным парламентам принимать аналогичные документы?
— Да, много юридических последствий. Это не закон, это рекомендация, которая прошла юридическую проверку на уровне политического комитета, обсуждалась представителями разных политических групп, над ней работали специалисты по международному праву, этот документ создан не за одну ночь. Он уже услышан в Литве, Эстонии и Латвии, эта резолюция будет разослана всем парламентам 45 стран и международным организациям.
Кстати, в Европарламенте пройдут дебаты (21-23 ноября) по тому же поводу. Эстонский парламент несколько дней назад принял формулировку о "террористическом режиме в России", а Россию признал страной, "спонсирующей терроризм".
У нас, в ПАСЕ, еще осталось закрепить статус России как государства, которое спонсирует терроризм. Это вопрос в ПАСЕ мы намерены обсудить уже в ближайшее время.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.