Ещё вчера люди не знали, что сегодня нужно будет спасать мужа. Забирают на войну с Украиной студентов, рабочих, врачей, IT-специалистов, но многие уже сегодня приняли решение об эмиграции из дома, города и даже страны. Откуда случилась паника, перед страхом "как там в эмиграции" многие остаются дома, о разочарованиях и повестках — рассказали пермяки "Idel.Реалии".
"МЫ ГОТОВИЛИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВЕЛИКОГО. ПОНИМАЮ, ОНИ БУДУТ УБИТЫ"
Алексей Неверов, 46 лет, преподаватель в вузе в IT-сфере, в армии не служил, но не исключает, что ему может прийти повестка. Своих детей нет, переживает за студентов, которых, на его взгляд, сейчас отправляют на бойню.
— Я не знаю, как помочь этому миру… У меня нет детей. Но я 20 лет проработал в образовании, готовил IT-специалистов, и мы после 2008 года, когда объявили о грантах, об интеграции, даже подумать не могли о том, что такое, как сегодня, возможно в реальности, а не в страшном сне. Мы готовили специалистов для великого. Сейчас понимаю, что мои выкормыши будут убиты. Моих студентов, молодых айтишников, забирают в бойню. У меня нет детей, у меня 4000 тысяч детей, которых я выучил. Они сейчас, кто может, бегут из страны. И правильно делают. Заберут ли меня? У них не получится этого сделать. Хотя как знать. Я знаю, что к некоторым уже пришли повестки и повестка может прийти мне. Мне сейчас 46 лет. Я не служил. Учился в вузе, потом в аспирантуре, был все время в образовании. В нулевых и в 2011 году рассчитывал, что мы можем жить в другом мире, что дело, которое начал Горбачёв будет продолжено. И смотря на то, что говорит сейчас Дмитрий Анатольевич, я схожу с ума, мне удивительно читать его твиты… Он ведь давал гранты на наше развитие. Все, что происходит — ужасно. Сам я хотел покинуть Россию, вернее, мысли такие были, но я не захотел оставлять своего кота, его перевозка для меня проблематично. Простите, но сегодня я не верю в наше будущее.
"В РОССИЮ МЫ УЖЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ НЕ СОБИРАЕМСЯ"
Алёна Подлесных, 40 лет, кандидат филологических наук. После объявленной "частичной мобилизации" из России уехал супруг Алёны, а после в Казахстан переехала вся семья. Подлесных уже собирались уехать из страны после начала войны на Украине, а указ президента ускорил планы.
— Я поняла, что точно будет мобилизация за сутки до ее объявления. По каким-то косвенным признакам это было понятно. Знаете, я сначала не поняла тот ужас, который стоял за этой мобилизацией. А поняла, когда это случилось. Для меня мобилизация — это страшное слово, но не осознала все сразу. Сначала поняла, что нужно спасать мужа. Ужас нарастал, когда мне стали звонить люди и плакать. Знакомые девушки и женщины рассказывали, как у них стали призывать мужей. Кому-то принесли повестку, кого-то стали разыскивать. Соседка поделилась, что ее мужа призвали, и уже 1 октября нужно явиться. Это было очень стремительно. С Перми сообщают, что людей, мужчин, останавливают на улице, останавливают машины, чтобы вручить повестки. На предприятиях сотрудники кадров взяли на себя эту работу по вручению повесток. Я не думала, что все будет в таких масштабах и это совсем не частичная мобилизация. Никто не разбирается к какому разряду относятся мужчины ко второму, третьему или первому. Всех кого могут достать, всех достают.
Мой супруг (ему 49 лет) не получал повестку. Он попадает под мобилизацию, потому что он офицер запаса. У него была военная кафедра. Вообще трудно сказать, попадает или нет он под частичную мобилизацию. Что прозвучало официально, не соответствует действительности. Я позвонила перед отъездом мужа в военкомат и спросила, могут ли они поставить штамп для беспроблемного выезда за границу, заверив, что он не попадает под частичную мобилизацию. Они сказали, что нет, ничего не поставим, ваш муж офицер. Хотя в указе Путина говорится, что призыву не подлежат люди без боевого опыта.
Нас зовут в Болгарию, где говорят будут открывать проект помощи русским
Когда объявили о мобилизации, я так остро не понимала, что мой муж в зоне риска. Вот, он это понимал. Я купила билеты в Казахстан после 21 сентября, хотя мы не планировали туда ехать. Но муж не стал ждать. Позвонила подруга и сказала, что она вывозит срочно брата, и если мы хотим, то она может вывезти и моего мужа. У нас был час на сборы. Было условие — не брать с собой много вещей, чтобы никто не прицепился, почистить телефон, хотя такой серьезной проверки и не было. И они переходили в Казахстан пешком. Машину бросили на территории РФ, а там уже передвигались на такси. Пешком им удалось за час перейти границу. Билет мужа на самолёт я сдала, а мы с детьми прилетели тем рейсом, которым планировали. Мы уже два дня находимся в Астане. Планируем переехать в Сербию. Смотрим, какая стоимость билетов, нужно ли переждать, может купить билеты позже, чтобы дешевле. Мы ещё открываем международные счета в банке Казахстана, потому что российским банкам доверия уже нет. Мы продали всю недвижимость в России, дорогую машину, чтобы купить на эти деньги недвижимость в Сербии. Но сейчас нас еще зовут в Болгарию, где говорят будут открывать проект помощи русским, и нас ждут там. Может, и планы изменятся. В Россию мы уже возвращаться не собираемся. Никогда.
НА ЧТО БУДЕТ ЖИТЬ СЕМЬЯ
Людмила Елтышева, председатель региональной общественной организации по правам многодетных семей Пермского края, правозащитница, многодетная мать поделилась своей историей и рассказала о ситуации в регионе. Говоря о мобилизации, активистка не верит в ее "частичность".
— Очень много случаев, когда в Пермском крае на мобилизацию призывали и отцов из многодетных семей или семей, где мужчины не имели боевого опыта. Я всем объясняю, как есть на самом деле: лучше не явиться, чем пойти. Людей ведь выдергивают из привычной жизни, у них ведь кредиты, у них ипотеки. Это все в подвешенном состоянии. Людям не объясняют, как будут семья существовать, на что жить. Есть обращения, что людей забирали без медкомиссий , мол они сами должны были позаботиться о своем здоровье. А кто там после 40 лет здоровый, даже после 30 лет. У всех хронические заболевания. Тем более это мужчины, которые к врачу ходят редко. И сейчас переживают жены тех мужчин, кто из Перми был отправлен в город Елань (Свердловской области), что там не было никакой спецподготовки. Это на самом деле. И они просто ждут, когда там наберется необходимое количество человек и их отправят на Украину. Это тоже недопустимо.
У людей нет веры и желания принимать во внимание все, что обещают мобилизованным
А люди в регионе просто запуганы. У многих информация такая в голове, "если по повестке не пойдешь, то уголовная статья". Начинаешь людям разъяснять закон, и люди спрашивают: "А что так можно было?" Людям ничего не объяснили просто. Потом граждане подписывают какие-то документы, не зная и не понимая их смысл. И паника как раз у людей, потому что нет никакой информации. И честно говоря, после ковидных ограничений у людей нет веры и желания принимать во внимание все, что обещают мобилизованным.
Сама я против участия близких в спецоперации. Не знаю, хоть на Луну улечу, никого не отдам в мобилизацию. У меня два сына взрослых. Один не служил по состоянию здоровья, а у второго порок сердца. И это правдивые диагнозы. Действительно, так получилось. Один ребёнок у меня медик и опасения есть. Супруг у меня не служил. Но глядя на ситуацию в целом, понимаешь, что и вторая, и третья волна мобилизации возможна. Потому что на предприятиях по Пермскому краю вакансии открыты там, где будут заниматься мобилизацией. Значит какая-то ситуация будет разворачиваться.
ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ
Евгений, 32 года, живет в области, после объявленной мобилизации решил перебраться в деревню, подозревает, что в почтовом ящике по прописке в Перми уже лежит повестка.
— Я проходил военную срочную службу, обычный рядовой. Но и то, служил полгода, потому что там, в армии, заболел и меня комиссовали. Семьи нет, детей нет, и умирать не хочется. Поэтому решил отсидеться. Денег на эмиграцию у меня тоже нет. В обществе полный хаос, люди не знают свои права. В Перми у меня практически каждый знакомый и коллеги по работе думают, что если им вручат повестку, и они не придут в военкомат, то их посадят на 10 лет. И, кстати, работа на предприятии с гособоронзаказом ни разу не гарантия отсрочки. На Мотовилихе (машиностроительный завод) гребут парней только в путь. Прямо на проходной повестки вручают. По домам тоже начали ходить, по прописке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы прошли границу, присели у сломанного чемодана, опустили головы и начали плакать"Региональные СМИ уже сообщали информацию о первых эшелонах отправленных в мобилизацию солдат из Перми. В том числе, прошла информация о не прохождении призывниками медкомиссий, о чем рассказала в беседе с "Idel.Реалии" правозащитница Людмила Елтышева.
В Перми на войну также отправили детского реаниматолога. Максим Брехач только недавно получил повестку, а уже вчера должен был уехать на сборы. Сообщается, что Брехач — победитель всероссийского конкурса врачей в 2021 году, где он победил в номинации "Лучший анестезиолог-реаниматолог".
— Анестезиолог-реаниматолог хирургического корпуса Максим Брехач сообщил нам, что был вызван в военкомат, где получил повестку. Сегодня он уезжает в учебный центр. Более детальной информацией мы не обладаем, — приводит комментарий администрации больницы, где работал Брехач, интернет-издание 59.RU.
Призвать также пытаются заведующего отделением реанимации ГКБ №4, который лечил людей 23 года. Главврач больницы уже сказал журналистам, что вынужден будет уволить коллегу.
21 сентября президент России Владимир Путин объявил в стране "частичную мобилизацию". В тот же день россияне стали получать повестки в военкоматы. Спустя буквально несколько часов первые группы мобилизованных начали отправлять на военные сборы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.