"Башкирская содовая компания" отказалась от международного экоаудита. К чему это приведет?

"Белые моря" "Башкирской содовой компании"

"Башкирская содовая компания" (БСК) объявила, что первой в стране вышла на систему сертификации без участия иностранных аудиторов. Переориентирование на услуги отечественных аудиторов компания объясняет "внешнеполитическими рисками", связанными с западными санкциями. Эксперты полагают, что такой шаг приведет к еще большему ослаблению контроля за соблюдением БСК экологических норм. Того же опасаются и общественники, напоминая, что компания, несмотря на все обещания, до сих пор фактически не приступила к модернизации своего устаревшего производства и к устранению уже нанесенного окружающей среде вреда".

"Подобные перемены связаны с внешнеполитической ситуацией и способствуют укреплению позиций компании на национальном уровне. Переход БСК на национальную систему связан с необходимостью обеспечить отлаженную и бесперебойную работу, а также избежать неоправданных рисков из-за возможного беспричинного прекращения действия зарубежных сертификатов. Сертификация систем менеджмента добровольная. Она не только открывает новые возможности для развития АО "БСК", но и повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность предприятия", — говорится в сообщении пресс-службы компании.

В соответствующих пресс-релизах БСК также указывается, что раньше контроль над экологической системой менеджмента осуществлялся международным органом по сертификации DQS. Последний же аудит был проведен Ульяновским ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний". Как заверяют в БСК, "по результатам аудита, экологические меры, применяемые компанией, оценены как действенные и качественные", "способные полностью обеспечить экологическую безопасность и предотвратить возможные риски".

Опрошенные "Idel.Реалии" эксперты скептически отнеслись к таким заверениям компании.

"ТАКИМ ПРОВЕРКАМ "ЗА ДЕНЬГИ" НЕ ВЕРЯТ ДАЖЕ САМИ ЧИНОВНИКИ"

Политолог и экоактивистка, защитница шихана Куштау Карина Горбачева опасается, что отказ от международной сертификации может привести к "большей закрытости предприятия в плане экологии".

— Если экологическую систему менеджмента будут оценивать организации, с которыми можно "договориться", то, конечно, стремиться к фактическому повышению экологичности на производствах предприятию будет просто неинтересно. Как мы можем проверить, насколько честно проведена оценка? У меня нет ответа на этот вопрос. Когда действует международный экоаудит, предприятиям есть резон заботиться о надежном контроле над негативным воздействием на окружающую среду, потому что хорошая репутация предприятия может помочь ему получить "зеленые" инвестиции. А поскольку с международными оценщиками договориться, скорее всего, затруднительно, то и уровень доверия к их оценке выше, — заметила Горбачева.

Председатель общественной организации "Союз экологов Республики Башкортостан" Александр Веселов отметил, что международный экоаудит важен российским крупным компаниям в случае поставок их продукции на мировой рынок. Вместе с тем он напомнил, что поскольку за аудит платит само предприятие, "объективность таких аудиторских заключений отнюдь не 100-процентная" — тем более, что выполнение предложений аудиторов не является обязательным.

— В современных геополитических условиях, учитывая имеющее место противостояние Запада и России, допуск международных аудиторов (а это прежде всего американские и европейские аудиторские фирмы) на такое крупное стратегически важное предприятие России, как БСК, вряд ли возможен. А передача предприятием экологической и технологической информации для камерального аудита зарубежным компаниям чревата ответственностью для руководства, — напомнил Веселов.

Он добавил, что привлечение компанией российских коммерческих экоаудиторов "следует считать в большей степени данью общественному мнению", а также "в какой-то степени "отмыванием" средств предприятия по видом формальных природоохранных затрат на оплату никому не нужного экоаудита".

Отдельно эколог подчеркнул, что "в условиях расширяющейся коррупции в природоохранной сфере таким "проверкам за деньги" не верят даже сами чиновники". По мнению Веселова, именно это и является причиной того, что в России не вводят обязательную сертификацию.

— Нужно усиливать федеральный экологический надзор и нарабатывать практику правоохранительных органов по привлечению к ответственности как менеджеров предприятий, так и должностных лиц природоохранных органов за бездействие, халатность, злоупотребления и взяточничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды, — заявил общественник.

В этой связи он напомнил, что в ноябре прошлого года Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в ходе проверки БСК не установило нарушений природоохранного законодательства.

"Белые моря" БСК

— Это весьма симптоматичный итог. Ведь площадь "белых морей" предприятия не сократилась, фактический сброс не уменьшился, а жители Стерлитамака по-прежнему задыхались от выбросов, — констатировал Веселов.

Он порекомендовал БСК провести "день открытых дверей" для экологической общественности республики, чтобы показать свое природоохранное оборудование и его работу.

— Это будет эффективнее, чем тратить большие деньги на экоаудиторов, — заявил эколог.

"ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БСК МНОГИЕ ГОДЫ НЕСЕТ ДЛЯ НАШЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ"

Напомним, "Башкирскую содовую компанию" на протяжении последних лет неоднократно и жестко критиковали как общественники, так и официальные надзорные органы за вред, наносимый окружающей среде.

— Деятельность содовой компании уже многие годы несет для нашей окружающей среды катастрофические последствия, — заявлял башкортостанский химик и общественный деятель, профессор Марс Сафаров. — В реку Белую в огромном количестве сливаются отходы производства компании — "дистиллерная жидкость". Утилизировать ее невозможно. В свое время производство на заводе начиналось с цифры 125 тысяч тонн соды в год, и тогда река еще справлялась с таким объемом отходов. Сейчас производится в 15 раз больше. Чтобы разбавить такие объемы стоков, нужно, чтобы Белая в створе Стерлитамака несла как минимум десять кубокилометров воды, а она несет лишь четыре кубокилометра.

Отделение фильтрации дистиллерной жидкости в БСК

Как отмечалось ранее, по данным правительства Башкортостана, ежегодно на БСК в результате производственной деятельности образуется более 50 тысяч тонн отходов, которые размещаются в шламонакопителях, так называемых "белых морях", расположенных в пойме реки Белой. По оценкам Министерства природопользования и экологии РБ, БСК сбрасывает в водоемы республики более 80% от общего объема сбрасываемых загрязняющих веществ, что, по данным ведомства, как раз связано с неудовлетворительной работой шламонакопителей, не справляющихся с очисткой сточных вод.

В апреле 2021 года деятельность компании подверглась резкой критике со стороны руководителя федерального Росприроднадзора Светланы Радионовой, посетившей Стерлитамак по жалобам общественников. Глава надзорного природоохранного ведомства назвала поведение БСК "хищническим", заметив, что компания потратила усилия "лишь на красивую упаковку своей продукции" — пачек соды, практически ничего не сделав для модернизации производства и приведения его в соответствие экологическим стандартам. Однако сразу после этого компания, добившись через суд разрешения на сброс в реку Белая ртути, свинца, кадмия и других вредных веществ с многократным превышением нормативов, лишний раз продемонстрировала, что озабочена лишь расширением своего производства.

Управление производства "Сода" в БСК

В марте нынешнего года Южно-Уральское управление Росприроднадзора констатировало, что, по данным проверок, заводы БСК произвели в 2021 году 76% выбросов от общего валового выброса вредных веществ в атмосферу в Стерлитамаке.

Поведение компании по-прежнему вызывает возмущение и у защитников шихана Куштау, который БСК в 2020 году пыталась забрать под промышленную разработку.

— Из всех наших требований фактически было удовлетворено только одно: Куштау оставили в покое. Но мы требовали и продолжаем требовать больше. Необходимо изменить технологию производства соды, а этого мы пока не добились, — заявили активисты Куштау, недавно отметившие двухлетие обороны шихана.

Свои претензии к деятельности компании имелись и в Пермском крае — в 2021 году Росприроднадзор обвинил контролирующийся бенефициарами БСК Березниковский содовый завод в загрязнении вод Камского водохранилища.

Однако, как отмечают наблюдатели, критика общественности и надзорных органов как будто не касается компании. Вместо модернизации производства БСК тратит миллионы рублей на выпуск рекламных роликов о своей продукции и покупку престижных легковых автомобилей для нужд администрации. За 2021 год компания выплатит своим акционерам около 8,45 млрд рублей дивидендов.

Одной из причин такой "непробиваемости" компании является, как указывают наблюдатели, покровительство ей со стороны республиканских властей. Глава Башкортостана Радий Хабиров, выступающий одним из самых активных сторонников агрессии России в Украине, в качестве заслуг БСК постоянно отмечает направляемую ей гуманитарную помощь на Донбасс. Так, в апреле нынешнего года компания направила в "ДНР" и "ЛНР" около 80 тонн своей продукции, в том числе стиральных порошков "Зифа" и "Луч", выпуск которых БСК постоянно наращивает в последние месяцы в рамках так называемого импортозамещения (отметим, кстати, что по данным СМИ, эти порошки дважды признавались Роскачеством одними из худших стиральных порошков в РФ). За это гендиректор БСК Эдуард Давыдов был награжден Радием Хабировым орденом Салавата Юлаева, что вызвало бурные протесты у башкирских общественников.

К рекультивации же шламонакопителей компания предполагает приступить, по некоторым данным, не ранее 2023 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.