Первый министр экономики России Андрей Нечаев на основании документа Центробанка о направлениях денежно-кредитной политики до 2025 года выдал неперспективные прогнозы о ближайшем будущем. Ведущий экономист считает, что в ближайшие три года российская экономика не сможет полностью восстановиться от военных потерь, а новый кризис будет сопоставим с кризисом 2007–2008 годов. Россию, по прогнозу Нечаева, ждет сокращение экспорта и снижение импорта, сворачивание программы технического и инвестиционного сотрудничества, экономика столкнется с новым и длительным ростом инфляции (до 16%) на фоне ослабления рубля, а возможности господдержки экономики будут ограничены. Как ситуация в условиях войны России с Украиной отразится на экономическом климате в Поволжье, почему кризис приходит в регионы и какие сферы бизнеса уже терпят убытки — в материале "Idel.Реалии".
"У правительства есть возможности избежать обвального падения уровня и качества жизни"
Экономист из Башкортостана Всеволод Спивак считает, что воздействие сокращения экономики и санкций на обычного человека будет большим, нежели можно ожидать, исходя из сухих цифр.
— С одной стороны, люди часто не понимают, что формально незначительное снижение ВВП означает, что значительно сокращается та часть национального продукта, который люди могут потратить на необязательные нужды: путешествия, рестораны, предметы не первой необходимости, — комментирует Спивак. — Во-вторых, цифры не совсем корректно отражают качество деградации потребления. Уже сейчас цена на авто Lada Granta приближается к цене условно BMW третьей модели в Германии (при пересчете по курсу) и в три раза дороже, чем продаются электромобили сопоставимого класса в Китае. С другой стороны, судя по всему, у правительства есть возможности избежать обвального падения уровня и качества жизни, поэтому для многих адаптация к новым условиям пройдёт незаметно.
Говоря о ситуации Башкортостане, экономист отмечает, что в случае падения нефтяных цен или необходимости сокращения добычи, в первую очередь это затронет нефтедобычу "Башнефти".
— Нефть, которую добывают в Башкортостане, отличается высокой себестоимостью добычи и относительно низким качеством (сравнительно с сибирской нефтью). В целом надо отметить, что доля доходов, которые получает государство от экспорта углеводородов, стремительно выросла, и это является значительным фактором риска в случае снижения цен на них, — подытожил Всеволод Спивак.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Убытки Renault после ухода из России составили 2,3 млрд евро"В ближайшее время стоит ожидать увеличения числа банкротств, сокращения персонала"
Ведущий экономист, независимый эксперт и аналитик по вопросам малого предпринимательства при Министерстве экономики РТ согласился прокомментировать ситуацию и поделиться своим видением о перспективах региона анонимно.
— Сейчас в России происходит масштабная перестройка экономических связей, — говорит эксперт. — Разрушены складывавшиеся десятилетиями потоки товаров (экспорт и импорт сырья, материалов, оборудования, производственных и потребительских товаров и услуг), а также потоки капитала. Любые изменения экономических связей ведут к изменению инфляции. Для экономики губительны как высокие, так и низкие темпы инфляции. Бизнесу нужны, прежде всего, умеренные, прогнозируемые темпы инфляции. В связи с резким снижением импорта сильно укрепился по отношению к основными валютам российский рубль. Крепкий рубль ведет к снижению инфляции и, как следствие, к сдерживанию роста цен на потребительские товары, при этом снижают конкурентоспособность отечественных производителей не только на внешнем рынке, но и на внутреннем.
Экономист отмечает, что сейчас среднестатистический россиянин перешел на кризисную модель потребления, он старается больше сберегать и откладывать крупные покупки на будущее.
— Объем потребления в летние месяцы резко снизился, что привело к сильным дефляционным эффектам, — говорит эксперт. — Снижение потребления и снижение цен — факторы снижения прибыли бизнеса. Мировая рецессия, если и случится, не будет характеризоваться резким и длительным снижением мирового потребления и производства. Кроме того, российская экономика стала более изолированной от мировых процессов. На мой взгляд, внешний фактор не приведет к существенному дополнительному негативному эффекту на экономику России.
Говоря об экономическом климате в Татарстане, экономист считает, что сценарий ускоренной адаптации возможен при грамотном использовании увеличивающихся сбережений населения и государственных финансовых ресурсов, но даже в этих условиях кризис неизбежен. Однако даже при этом перестройка экономики займет не один год.
— В ближайшее время стоит ожидать увеличения числа банкротств, сокращения персонала. Регионы, занимающиеся востребованной на мировых рынках сырья и продукции низкого передела, такие как добыча нефти, производство удобрений, сельскохозяйственная продукция, вероятно, будут чувствовать себя лучше остальных. Лучше будут себя чувствовать регионы, в меньшей степени зависящие от поставок зарубежного сырья, материалов и оборудования, а также производители товаров и услуг, ориентированные на внутреннего потребителя. В этом списке вижу Татарстан, а вот другим регионам придется включаться в реальную работу по поиску инвесторов, возможно, среди Китая, — подытожил эксперт.
"Состояние экономики можно замерить по состоянию уровня рынка недвижимости"
Обозреватель Ульяновской области о политике и социально-экономических вопросах региона, юрист Константин Толкачев считает, что в целом о положении дел в области может рассказать рынок недвижимости. О том, что продажи новостроек в регионе просели на 50%, региональные СМИ сообщили ещё в апреле.
— Состояние экономики можно замерить по состоянию уровня рынка недвижимости, а там все очень плохо, — комментирует "Idel.Реалии" Толкачев. — По моим данным, на 55-60% сократились продажи жилья. Этот рынок буквально "замерзает". От недвижимости можно смотреть на все остальное — продуктовый ретейл, где продажи очень плохие. Можно посмотреть на сферу развлечений — кинотеатры пустуют, кафе и клубы закрываются, кроме тех, кто успел накопить подушку безопасности или кто выгодно успел закредитоваться. В экономике потребительского сектора ситуация как никогда плохая и, возможно, наихудшая за последние 30 лет. При этом российские экономисты в основной массе говорят, что ситуация ещё более-менее и последствия от всех санкции могли стать куда более серьезнее, но пока держимся, пока лето…
Как известно, Ульяновская область всегда считалась регионом высокотехнологичных производств, автомобилестроения, авиастроения и других отраслей машиностроения. Толкачев считает, что в этом направлении достоверно судить преждевременно, так как руководство таких крупных компаний не торопится оглашать истинную ситуацию на своих предприятиях, что может давать пищу для сомнительных перспектив. Ранее СМИ сообщали, что Ульяновский автомобильный завод ("УАЗ") намерен с июля перейти на выпуск автомобилей с упрощенной комплектацией, а вот в филиал ПАО "Ил"–Авиастар в связи с новыми госзаказами наращивает производство.
"Но потом наступило 24 февраля…"
Эксперты проекта "Пермь 36,6" проанализировали экономический климат в регионе, начиная с 2020 года. Авторы пришли к выводу, что "ковидный занавес" как последствие всех ограничений существенно пошатнул ситуацию с торговлей полезными ископаемыми Прикамья (исторически сложилось так, что развитие экономики Пермского края обусловлено его природными ресурсами — по наличию природных ископаемых, добываемых в крае, — нефть, газ, торф, минеральные соли, золото, алмазы, хромитовые руды, бурые железняки, известняк, драгоценные, поделочные и облицовочные камни, строительные материалы).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реальная зарплата в Прикамье уменьшилась — ПермьстатРегиональные власти по экономическим убыткам после ковидного года декларировали: объем совокупного экспорта в январе-марте 2020 года снизился на 19,1% по отношению к тому же периоду 2019 года (в первые три месяца текущего года он составил $1062,34 млн, в тот же период прошлого — $1,3 трлн).
— Сбор налогов в Пермском крае существенно вырос за первые шесть месяцев послековидного периода, — комментирует результаты аналитического исследования по вопросу последствий ковидного года и войны на экономику Прикамья автор проекта "Пермь 36,6" Сергей Ухов. — Мировая экономика проснулась, и наши полезные ископаемые покатились в огромном количестве и с рекордным прайсом на экспорт. Безусловно, этот тренд бы продолжался и дальше и через налоговые поступления, мы могли бы рассчитывать на новые больницы, школы и крутые общественные пространства. Но потом наступило 24 февраля…
Перед началом войны в Украине Пермьстат сообщил, что индекс потребительских цен в Пермском крае за прошедший год оказался на 0,5% больше, чем в среднем по России. ЦБ РФ рапортовал — годовая инфляция в Прикамье в декабре ускорилась по сравнению с предыдущим месяцем на 0,07% и составила 8,86%, тогда как в Приволжском федеральном округе инфляция снизилась до 8,61%, в России в целом — почти не изменилась и составила 8,39%.
— При этом краевой Минфин отчитывается о сверхдоходах, — отмечает в своём отчёте Ухов. — По сути, ведомство отчитывается еще за довоенное состояние рынка, о прошлых, ещё довоенных контрактах и прибыли предприятий от них. Даже официально сообщается, что сохранить устойчивость краевой казны в период санкций удалось за счет высоких цен на международных рынках нефти и калийных удобрений. Наши эксперты считают, что еще одна причина для сохранения доходов Пермского края обусловлена тем, что наша экономика не зависит от производства и продажи газа, добыча которого с начала года упала на 12%.
Как известно, с начала 2023 года вступают в силу самые чувствительные санкции на Россию — ограничение экспорта нефти. Предполагается, что постепенно в течение нескольких лет европейские страны перестанут покупать до 70% российской нефти.
— В бюджете Пермского края доля доходов от нефтяных компаний составляет примерно треть всех доходов, по словам самих же нефтяников. Какое конкретно количество нефти из Пермского края продают в Европу и сколько край зарабатывает на этом — неизвестно. Наш прогноз по нефтянке: в этом году добыча нефти достигнет максимума за весь постсоветский период, в прошлом году добыча достигла 15,3 млн тонн, максимальная добыча была в 2019 году — 15,7 млн тонн, в 2022 году, на наш взгляд, добыча будет немного больше. В 2023 году добыча резко уменьшится из-за введения эмбарго в европейских странах, всю нефть перенаправить на другие рынки вряд ли получится, добыча упадет примерно на 10-20% — по нашим расчетам, по аналогии с федеральным бюджетом. Бюджет Пермского края в 2023 году потеряет еще больше — до 10 млрд рублей из-за укрепления рубля и стоимости российской нефти Urals в районе 60 долларов за баррель. В 2023 году серьезных сокращений в нефтепереработке не будет, но возможно падение доходов и зарплат сотрудников предприятий. Если вы работаете в нефтянке, готовьтесь, что вам урежут премии уже в следующем году, — говорится в обзоре "Пермь 36,6".
На данный момент по информации "Пермь 36,6", калийные предприятия в Березниках и Соликамске и Завод минеральных удобрений в Перми работают на полную мощность.
Зато завод по производству Фталевого ангидрида и фумаровой кислоты "Камтэкс-Химпром" (бывший завод Орджоникидзе) прекратил производство. По официальной информации, это случилось из-за сложностей в доставке продукции. Продукция завода доставлялась в Европу, Бразилию, Турцию и другие страны. На заводе работало более 500 человек.
— Пермский край, как и прежде, остается регионом-донором и отправляет в Федеральный бюджет более половины своих доходов. Важно понимать, что война влияет именно на наше благосостояние. Например, в 2016 году мы отдавали в бюджет 54%, в 2020 — 63%, а начиная с 2021 года — 68% собранных налогов (это больше 150 миллиардов рублей). При этом дотации (возвращения обратно) из бюджета РФ все уменьшаются, например в 2020 — 16,5 млрд рублей, в 2021 — 6,5, а в 2022 году, по прогнозам, — всего 5,2 млрд рублей. Сейчас краевой Минфин радуется большому количеству денег в бюджете, а губернатор, согласно отчету об исполнении бюджета за 7 месяцев 2022 года, потратил на себя любимого на 300% больше, чем в прошлом году. Но эта радость будет не долгой, и вместо роста мы совсем скоро получим спад. Подводя итоги, хочется сказать — катастрофы не случится, мы все выживем, но вместо улучшения жизни — огромное количество упущенных возможностей, будем беднеть, — подытожили эксперты "Пермь 36,6".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.