Казанский строитель погиб под арматурой на стройке, которую ведёт компания "Бриз". С корреспондентом "Idel.Реалии" связался член профкома профсоюза крановщиков Юрий Шарипов, считающий, что к очередной гибели рабочего привело повальное несоблюдение требований безопасности на казанских стройках.
Шарипов напоминает, что три года назад, в июле 2019 года, казанские крановщики, объявив забастовку, пытались привлечь внимание в том числе и к этой проблеме. Но кардинально изменить ситуацию не удалось: российская стройка остаётся гигантской серой сферой с большим количеством неквалифицированных рабочих, которые трудятся от ЧП до ЧП. Просто происшествия без гибели, как правило, удаётся замять.
Пытались замять, по наблюдениям Шарипова, и пятничный инцидент, произошедший днём 15 июля на Окольной. Стройку там ведёт компания "Бриз", которая уже оказывалась в центре скандалов, о чём мы расскажем ниже. Профсоюз крановщиков МПКС "Единство" заподозрил неладное, когда информация о гибели рабочего не просочилась в прессу ни в пятницу, ни на следующий день. Лишь в понедельник, 18 июля, когда профсоюз начал самостоятельно связываться с журналистами, официальные структуры выпустили первые скупые пресс-релизы о пятничном ЧП. Впрочем, в "Единстве" уверены, что поводы для беспокойства на этом не исчерпаны. Вполне возможно, что без общественного контроля госструктуры и застройщик просто попытаются найти крайнего.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прекращение работы или забастовка? Что происходит на казанских стройках— Юрий, почему у вас сложилось впечатление, что гибель на Окольной пытаются замять?
— Это случилось ещё в пятницу. А мы помним ещё по 2020 году — помните, когда люлька упала?..
— Возможно. Я периодически вижу информацию о ЧП на казанских стройках.
— Да. И информация о таких случаях появлялась сразу, мгновенно. А тут — раз, и ничего. Мы специально отслеживали сводки, новости с пятницы по субботу. И мчсовские, и новостные ленты. Ничего не попало!
Мы сталкивались с похожим случаем в 2019 году, в "Салават Купере" втором… Когда на рабочего плита упала, ни скорую, ни полицию — никого не вызывали… Я так понял, его хотели просто зарыть там в роще рядышком.
— Даже так? А он неофициально там работал?
— Вот тот — да, неофициально. Там оренбургская компания работала, строила дом. Там все были с Оренбурга. И после того как журналист обратился в следственный комитет в субботу, в понедельник дело они возбудили, но по результатам как всегда — попал стрелочник, посадили прораба. Потому что всё связано с нарушением техники безопасности.
— А в этот раз кто погиб? Как звали погибшего рабочего? Имя прораба вы в личной переписке написали…
— А вот этого мы не знаем, про прораба гораздо легче узнать, чем про погибшего рабочего.
— И этот рабочий, вполне возможно, тоже был устроен неофициально?
— Вполне возможно, да.
— Можете описать, что конкретно произошло на стройке, по вашему мнению?
— Сейчас попытаюсь объяснять. Вяжут так называемый каркас. Из арматуры вяжут каркас, который стоит, закрывает опалубку, куда заливают бетон. В основном, конечно, таким методом делают небольшие колонны. А здесь связали… Вот лестничная клетка, как вы в доме поднимаетесь, стены, которые вдоль лестничных маршей идут, попытались связать целиком и целиком привезти и смонтировать… Ну, и соответственно, ничего не получилось. Потому что стенка порядка пяти метров, может, пять с половиной — такие возят на специальных приспособлениях, так называемых траверсах, а у нас в Казани про траверсы многие уже и не слышали. Даже крановщики. Я уже не говорю про рабочих. И, соответственно, получается так, что взяли просто за крючки. И то ли порвалась связывающая проволока, то ли при монтаже эта сетка начала складываться… Короче, рабочие, которые стояли там и собирались её монтировать, успели отскочить, а один — не успел… И как только вы, пресса, заинтересовались, прокуратура сегодня резко вдруг начала проверку по данному факту. Хотя по идее они должны были начать проверку уже в пятницу.
— А во сколько это случилось?
— Информация прошла до трёх часов… Ну, пока она распространилась… То есть с после обеда до трёх примерно [ЧП произошло].
— Вы узнали про ЧП от самого крановщика?
— Нет, у нас есть общий чат крановщиков, там много людей, и там прошла эта информация. Мы сразу стали интересоваться, как это произошло, как это освещается… Увезли крановщицу в следственный комитет, отпустили потом… Ну, и как сказать… Вполне возможно, что попытаются сделать виноватой либо её, либо, соответственно, погибшего. Потому что такие случаи мы тоже встречали.
— Но вы уверены, что виновата стройкомпания?
— Нет, мы уверены, что виноват всеобщий бардак на стройках. Не эта компания конкретно, а вообще. Потому что то, как сейчас монтируются эти все каркасы, это всё неправильно. Вот просто на примере. У меня нелегалы прямо сейчас монтируют каркас. Я точно уверен, что если даже на стройке и есть такой документ, как технологическая карта монтажа изделия, то они с ним не знакомы, в принципе. Понимаете, работа не только крановщика — работа любого рабочего на стройке! — связана с тем, что ему выдаётся, грубо говоря, пачка карт технологических. Как укладывать кирпич, в каком порядке... Там расписан каждый ряд. Как проводить монтаж каркаса на месте… Это всё расписано. Вопрос, естественно, в том, что никто никого ни с чем этим не знакомит, каждый делает в силу своего опыта… Поэтому это просто всеобщее нарушение техники безопасности. Потому ни до кого никакая нормативная документация не доводится. И, соответственно, всё это делается в силу опыта. И я иногда говорю: "Ребят, вот так неправильно делать". А мне в ответ: "Мы уже три года так делаем, и нормально" — "Вообще-то так не положено. И это "не положено" было введено ещё пятнадцать лет назад". — "Ну, мы вот так привыкли..." И на этом всё заканчивается.
— А ваш профсоюз не пытается настаивать, чтобы правила техники безопасности на стройках были одинаковы для всех?
— Мы пытаемся, обязательно. И когда у нас была акция по остановке кранов, третьим пунктом в списке требований шло соблюдение правил техники безопасности. Первым пунктом было трудоустройство "в белую", вторым — поднятие зарплаты…
— Это в год, когда WorldSkills в Казани проводился?
— Не помню, по-моему… Но мы не связывали нашу забастовку с этим. В 2019 году это было, в июле.
ЗАБАСТОВКА КРАНОВЩИКОВ
Забастовка крановщиков на десяти казанских стройках проходила в июле-августе 2019 года, когда Казань принимала международные соревнования WorldSkills, призванные "популяризировать рабочие специальности". Сами представители рабочих специальностей, крановщики, пытались во время помпезных церемоний и встреч высоких гостей привлечь внимание российских чиновников к своим типичным проблемам.
Несмотря на то, что ещё в июле на протест крановщиков отреагировали прокуратура РТ и трудовая инспекция, сами работники жаловались, что проверки этих контролирующих органов носят чисто формальный характер. Так, на стройке в микрорайоне "Салават Купере" проверка признала состояние всех шести башенных кранов удовлетворительным. Вскоре после этого один из кранов упал. За время своей забастовки крановщики успели написать даже коллективное обращение на имя президента РФ Владимира Путина.
— А как реагирует на подобные ваши требования руководство стройкомпаний? Учитывая, что они постоянно их слышат?
— Понимаете, руководство стройкомпаний до нас не снисходит. Не такие мы величины, чтобы они с нами общались. Мы общаемся на уровне прорабов, руководителей строек… Но что мы для них? Это они нам рапорта подписывают, а не мы им. Одно могу сказать: после той акции три года назад они стали прислушиваться. Но опять-таки — в силу своего понимания. Строили мы дом, строили зимой. Очень по ветру остановок много было… Уже построили — подходит к нам [прораб]: "Чего вы, ребят, такие тугие? Вот по ветру встаёте..." — "Вообще-то это ты ответственный за безопасность работ, это ты мне должен выдавать предписание, чтобы я остановился". Если я работаю, я получаю за полный час, а если я стою из-за ветра, я в лучшем случае получу две трети. И это прораб должен мне говорить, что ветер — и работать нельзя, а не я должен бегать и всех уговаривать. Такие вот у нас прорабы современные, для которых техника безопасности примерно на том же уровне, что и для иностранных рабочих. Но это ровно до тех пор, пока ничего не произошло.
О безопасности мы говорим уже четыре года, ещё до того начали, как наш профсоюз образовался, а нам в ответ говорят: "Ну, пока же ничего не происходит, ну, никто же не погиб..." А мы всё время говорили: "Смотрите, ребят, техника безопасности это такая вещь, что когда-нибудь это всё грохнется". Случаи же разные бывают. И щитом человека накрывало, и брусок в голову попадал. "А-а-а, так никто ж не умер!"
Но, простите, если мы будем реагировать только на смерти, давайте уже тогда на домах посмертные таблички вешать: "Здесь погибло столько-то, здесь — столько-то человек..." Да, я понимаю, моя фраза циничная, но, простите, среди тех, кто может погибнуть, и моя фамилия. И мне как-то не хочется погибать из-за того, что какой-то не очень грамотный человек приедет и сделает что-то не то, а прораб заставит меня дёргать — и я упаду. Техника безопасности — это наша жизнь, по сути.
— Я правильно понимаю, что сейчас практически на каждой стройке так? Просто где-то проносит, а где-то нет?
— Где-то проносит, да. Вот случай, когда рабочего накрыло щитом (просит не упоминать объект — "Idel.Реалии") — ладно, был в зимней одежде, и щит невысокий — его посадили свои же из бригады в машину и увезли в больницу. Живой, нормально. А что там с ним дальше, будет инвалидом, не будет — информации нет. Недавно бруском человеку попало в голову на стройке — точно так же: посадили в машину и увезли. Не на каждой стройке случаются столь "яркие" события, но на каждой что-то постоянно происходит.
Вопрос, какой может быть реакция работодателя. А реакция обычно такая: раз рабочие сами ситуацию разрулили, то нам-то чего беспокоиться?.. А в этот раз вот не повезло, не успел человек отскочить.
— А вы чего добиваетесь в случае с последним ЧП?
— Сейчас мы раскрутим, чтобы прошло нормально расследование. Потому что, если будут судить только крановщицу, мы, естественно, попытаемся нанять адвоката и представить свои доводы о нарушении ТБ. Моё мнение: очень редко бывает так, что на скамье подсудимых должен сидеть один крановщик. Рядом с ним должен сидеть стропальщик, бригадир, прораб, инженер по технике безопасности… Главный инженер — по ситуации. И директор фирмы, которая это всё поощряет. Понимаете, я не просто перечисляю. Это всё люди, которые организуют работу крана. Любая ошибка крана — это их ответственность. Опять же для примера: был случай, посадили крановщицу. Она в ящике для раствора везла минвату, тюк упал — и, так мы до конца и не разобрались, то ли он попал в рабочего, то ли рядом упал — тот отшагнул назад и на этаж ниже упал, получается… Ну, простите, крановщица же не спустилась сама, не нагрузила сама себе в лоток эту минвату. Кто-то грузил, кто-то дал команду… Нарушения идут "сверху".
СТРОЙКОМПАНИЯ "БРИЗ": ЧТО ИЗВЕСТНО
ООО "Бриз", возглавляемая Андреем Беляковым, определенно пользуется особым расположением мэрии Казани. Самый известный и самый же скандальный проект компании — "Волжская гавань", жилой комплекс, возведенный на намывной территории, прямо в акватории Волги.
В своё время "Idel.Реалии" подробно рассказывали о ситуации на улице Боевой, где ООО "Бриз" построило канализационно-насосную станцию "гавани" — и в результате фекалиями затопило волжский залив, а жители Боевой стали задыхаться от невыносимой вони. Место ЧП посещал лично мэр Казани Ильсур Метшин, что косвенно свидетельствует о близости Белякова к властным кругам Казани: далеко не каждое место коммунальной аварии градоначальник посещает лично.
Пострадал от "Волжской Гавани" и частный сектор в поселке Аракчино — из-за намыва территории некуда стало уходить талым водам: начались затопления жилых домов.
Если изучить географию строительства ООО "Бриз", то складывается впечатление, что львиная доля Кировского района попросту отдана Белякову на откуп. Не стал исключением и участок в начале улицы Окольной, где произошло ЧП. Он расположен в непосредственной близости от Горьковского кольца.
Провластные ресурсы часто называют "Бриз" ещё и одним из главных "спасителей" дольщиков в Казани — но, скорее всего, так происходит опять же в силу того, что компании, близкой к руководству города, часто дают соответствующие поручения. Беляков при этом, разумеется, работает не в ущерб себе. Параллельно он получает земельные участки под новое строительство.
— Ещё раз для меня, для дилетанта, объясните, в чём было нарушение в последнем случае.
— Столь длинная стенка возится только на траверсах, а не на крючках. На крючках она просто "играет". И, соответственно, если есть траверс и длинная стена, должна быть карта монтажа изделия. Скорее всего, её нет и никогда не было. Сколько-то раз у них это прошло, поскольку это [был уже] не первый этаж — а в этот раз не прошло. То ли действительно крановщик, пока вёз, задел обо что-то, то ли оборвалась вязальная проволока из-за большого веса, то ли при монтаже могли допустить ошибку, а стенка могла завалиться и начать разваливаться.
— А что сейчас с крановщицей? СКР её допрашивал в пятницу?
— Да, и в пятницу она уже была дома. В субботу с ней разговаривали, как всегда: "Помощь мне не нужна, ничего не делайте, мне сказали, что всё будет хорошо".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.