Два запрета на въезд и политубежище. История самарца, который пытается попасть волонтёром в Украину

Александр Кудашев

39-летний житель Самары Александр Кудашев с первого дня войны в Украине выходил в одиночные пикеты. После нескольких акций протеста и задержаний без составления протокола он решил, что должен делать нечто большее. Активист собрал вещи и отправился к украинской границе. Попасть волонтёром в зону боевых действий ему не удалось. Уже несколько месяцев он живёт в Молдове, оказывает помощь беженцам и не оставляет попыток попасть в Украину в качестве волонтёра.

"ВСЕМ НАПЛЕВАТЬ, ЧТО ГДЕ-ТО БОМБЯТ УКРАИНСКИЕ ГОРОДА"

Александр Кудашев стоял у истоков самарской экологической инициативы "Вторсырьё на благотворительность". Волонтёры проекта активно популяризировали раздельный сбор мусора, принимают его на собственных пунктах сбора вторсырья, а также наладили систему сдачи отходов на переработку. Деятельность проекта неоднократно освещалась на региональных и федеральных телеканалах и в печатных СМИ.

Полученные от переработки средства не только покрывают расходы на транспортировку, но и позволяют делать регулярные пожертвования благотворительным организациям Самарской области. Среди них — поисковый отряд "Лиза Алерт", общественная организация "Домик Детства", центр помощи женщинам "Ты не одна", "Старость в радость" и другие. Благополучателей акций по сбору мусора выбирают общим голосованием в соцсетях на страницах проекта.

Кроме общественной деятельности, Кудашев также пытался развивать собственную мастерскую с продукцией ручной работы и трудился в строительной фирме своего друга.

— За несколько дней до войны, наверно, все мы следили за новостями о том, как Россия стягивала войска к границе с Украиной, как власти врали, что мы ни на кого не будем нападать. Когда я проснулся утром 24 февраля, я не мог поверить в произошедшее. Не мог понять, что делать, но чувствовал, что делать что-то нужно. В голове крутилось, что все предыдущие протесты — Хабаровск, Беларусь, Навальный — они ни к чему не привели, — рассказывает активист.

В тот же день Александр Кудашев всё-таки вышел в одиночный пикет к зданию правительства Самарской области. На площади почти никого не было. В течение последующих нескольких дней активист возвращался к "Белому дому" с плакатом. Его несколько раз увозили в отделение полиции в соседние районы, после чего отпускали без протокола. Александр возвращался пешком к своей машине и ехал домой.

— Я не помню точно, какое это было число. Но в тот день телеканал "Дождь" объявил о своём закрытии. Я шёл и думал, что не хочу испытывать это снова. Что меня везут в отделение, а потом я выхожу и иду по мирному городу, вижу людей, трамваи, машины, мам с колясками. И всем наплевать, что где-то бомбят украинские города и что это делают с молчаливого согласия россиян и в том числе самарцев. Тогда я подумал, что нужно делать что-то совершенно другое, — рассказывает Кудашев.

"РАЗГОВОР ПО НАЧАЛУ НЕ ЗАЛАДИЛСЯ"

11 марта Александр Кудашев выехал из Самары в сторону Беларуси. На вокзале он познакомился с девушкой, которая тоже покидала страну по политическим мотивам и хотела добраться до Евросоюза. Активист рассказал ей о своих планах попасть в Украину волонтёром и предложил присоединиться. Она согласилась.

— Когда мы ехали в сторону границы, мы вышли в одном посёлке. Нам нужно было поймать попутку, чтобы добраться до другого посёлка, и уже оттуда идти пешком. Местные рассказали нам, где находятся беларусские блокпосты. Мы поймали дедушку на старом "уазике". Его машину не проверяли, так что беларусских пограничников мы благополучно не встретили. Почему я надеялся, что в Украине меня примут? Ну, у меня есть доказательства, что я против Путина, есть посты, фото и видео с задержаниями на акциях. Поэтому я подумал, что они не примут меня за диверсанта, и надеялся, что отнесутся по принципу "враг моего врага — мой друг". Отчасти так и произошло, иначе бы я с вами сейчас не разговаривал, — поясняет активист.

Пешком Александр и его спутница дошли до небольшого дома, рассказали хозяину, что они волонтёры из России и попросились на ночлег. Мужчина ответил, что его жена их накормит, а сам он позовёт украинских военных, чтобы те их забрали.

— Приехали ребята из Теробороны, человек шесть-семь. Все вооружённые, молодые ребята лет 25 плюс-минус, рассадили нас по разным машинам. Разговор по началу не заладился. Спрашивали, с какой стороны был ров, когда мы перешли границу. Я ответил, что рвов было много. Он мне говорит: "Тебе задали конкретный вопрос — отвечай конкретно". Сказал, что на границе ров был с левой стороны. После этого мы уже говорили долго, в целом без негатива. Был только один полицейский, который пытался как-то съязвить постоянно, — вспоминает Александр.

Кудашев рассказывал о том, в каких акциях протеста он участвовал и почему хотел помочь Украине как волонтёр. В конце концов, представитель Службы безопасности Украины объяснил Кудашеву: чтобы стать волонтёром, нужно попасть через границу легально, и сделать это можно в Польше, где организованы волонтёрские маршруты. Принять здесь их не смогут.

В общей сложности активист проговорил с военными около восьми часов, после чего его вместе со спутницей посадили в машины и повезли обратно к беларусской границе. Активист вспоминает, что дорога, по которой они ехали обратно, была вся заминирована.

"РЕШЕНИЕ НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОСТИ И ПОСТУПКОВ"

После первой попытки пересечения границы — в Заболотье — на активиста составили протокол, но не поставили никакие штампы в паспорт. Беларусские пограничники арестовали его на двое суток. Вернувшись в Россию, Кудашев поехал в Белгород, где российские военные не пустили активистов к границе, а позже их забрали сотрудники ФСБ прямо из хостела. "Кто-то сдал нас, что мы искали переводчика для пересечения границы. Плюс мы потеряли 40 тысяч рублей, которые заплатили двоим переводчикам, обещавшим нас доставить в нужное место", — поясняет собеседник.

Третья попытка попасть в Украину была 3 апреля, на границе с Молдовой. Там Александр Кудашев уже получил штамп о запрете на въезд "по наличию паспорта РФ".

— Я напоминал им, что президент Украины Владимир Зеленский до этого говорил, что приглашает волонтёров со всего мира помочь их народу. Говорил пограничникам, что готов поехать в любой город, в том числе — в Харьков, который тогда бомбили. И был согласен оказывать любую помощь, кроме, конечно, участия в самих боевых действиях. Но и там мне отказали, — вспоминает Кудашев.

За незаконное пересечение границы Александру Кудашеву запретили въезд в Украину на десять лет, также он не может в течение пяти лет въезжать в Беларусь. Недавно он подал прошение о политическом убежище в Молдове, и в случае, если ему его предоставят, он также не сможет попасть в РФ ближайшие десять лет.

Несмотря на запрет на въезд, активист всё ещё намерен попасть волонтёром в Украину и считает, что возможности для этого есть. По его мнению, украинская сторона должна выносить решение "на основании личности и поступков, а не российского паспорта".

— Мы во время депортации в Россию познакомились в автозаке с парнем, этническим украинцем, у которого семья там. Ему тоже поставили штамп с запретом на въезд, но он в итоге всё-таки смог попасть в Украину по украинскому паспорту, который ему привезли позже. До этого пограничник, увидев наши документы, сказал с улыбкой: "Я знаю, что у вас там написано". Я уточнил: "Русский корабль, иди на ***? Нет, там такого нет, нас пожалели" — то есть, понимаете, они иногда просто пишут то, что считает нужным. Отношение к российскому паспорту не как к документу абсолютно. Вот на это я рассчитываю, — поясняет собеседник.

"ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КОНЧИЛАСЬ ВОЙНА"

Сейчас Александр Кудашев находится в Кишинёве, он живёт при центре помощи беженцам, который оборудовали после начала войны. Здесь он организовал раздельный сбор отходов, пробует вывозить женщин и детей на культурные мероприятия и помогает в размещении россиян, которые тоже хотят помочь украинцам, пострадавшим от российской военной агрессии.

— Меня здесь кормят и предоставляют спальное место. Иногда мои знакомые высылают мне небольшие суммы денег, которых хватает на жизнь. Пока так, дальше — не знаю, главное, чтобы война закончилась. Если всё-таки смогу попасть в Украину — готов делать что угодно. Я не возьму в руки оружие, я пацифист. Но я буду разгребать завалы, устранять последствия бомбёжек, переносить раненых, разгружать гуманитарные грузы, в общем — оказывать всю ту помощь, которую может оказать мужчина стране, которой наше государство причинило ужасный вред.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.