Авторы YouTube-канала "Протокол. Самара", в прошлом — сотрудники самарского штаба Алексея Навального ("Штабы Навального" признаны в России "экстремистскими организациями", их деятельность запрещена) опубликовали расследование об одном из наиболее активных волонтёров ячейки. Выяснилось, что под именем "Александр Александров" в течение более чем четырёх лет на митинги и пикеты приходил полицейский в высоком звании — Александр Мелихов. "Idel.Реалии" пообщались с авторами расследования о том, как в штаб попал силовик, подозревали ли его в работе под прикрытием и какую информацию он смог добыть за годы работы.
"Александр Александров" впервые появился среди активистов штаба Алексея Навального в Самаре 17 апреля 2017 года. Тогда сторонники оппозиционера проводили субботник в одном из самарских скверов.
— Мы его сразу приметили за небывалую и подозрительную активность и общительность. Он был даже навязчивым в своей волонтёрской активности, и мы с другими волонтёрами обращали на это внимание и обсуждали. После субботника он начал приезжать в штаб, активно во всём участвовать, был на нашей акции в сквере Маяковского 6 мая 2017-го. И примерно в том же месяце он начал постоянные дежурства в штабе, — рассказывает бывший координатор самарского штаба Навального Егор Алашеев.
Сергей Подсытник — один из авторов расследования об "Александрове" — стал волонтёром штаба летом 2017-го. И уже тогда, по его воспоминаниям, Александр был "заметным человеком". Он был активным волонтером, участвовал в самых разных направлениях деятельности. С тех пор у Подсытника даже сохранилась фотография, где он вместе с "Александровым" несут растяжку "Долой коррупционную вертикаль!" на одном из митингов.
КАК ПОДПОЛКОВНИК СТАЛ ВОЛОНТЁРОМ?
Александр Мелихов родился 7 апреля 1982 года. По данным из соцсетей, он учился в филиале Саратовского юридического института МВД, откуда выпустился в 2002 году. В старом профиле Мелихова во "ВКонтакте" ещё сохранились поздравления с Днём милиции и полиции, а в списке друзей — сотрудники силовых ведомств. В мае 2016 года Мелихову присвоили звание подполковника полиции, информация об этом с его фотографией опубликована на официальном сайте ГУ МВД России по Самарской области.
У бывших сотрудников штаба Навального в Самаре сохранилась копия паспорта на имя "Александра Александрова", выданного 15 марта 2017 года. Сергей Подсытник убеждён, что дата неслучайна: за день до выдачи Мелихову паспорта с другой фамилией Алексей Навальный объявил об организации акций протеста в связи с публикацией данных о коррупционных схемах, в которых был задействован премьер-министр Дмитрий Медведев.
Согласно паспорту "Александрова", он был зарегистрирован по адресу — улица Балаковская, 27. Неподалёку от этого дома находится квартира матери Мелихова (ул. Аэродромная, 72). Автомобиль, на котором Мелихов возил активистов по делам штаба, также страховалась по паспорту на имя "Александра Александрова".
В расследовании "Протокол. Самара" Подсытник рассказывает, что Мелихов присутствовал на всех митингах, которые проводил штаб Навального, и даже встречал координатора штаба Марину Евдокимову из спецприемника в 2021 году с другими активистами. Мелихов активно работал в штабе, помогал по всем организационным вопросам, развозил людей на съёмки и всегда оказывался в центре всех событий. Его даже задерживали на митингах вместе с остальными. Правда, никогда не возили в одном автозаке с остальными задержанными и доставляли в другое отделение.
— Многие активисты штаба ещё тогда считали, что с биографией "Александрова" что-то не так, слишком много нестыковок. В частности, было непонятно, почему он так много времени уделяет штабу. Сам он это объяснял тем, что у его отца собственный цветочный бизнес, благодаря которому у него самого есть время на волонтёрство. Но когда один из наших коллег попросил Александра помочь с покупкой цветов, тот слился, — вспоминает Сергей Подсытник. — Понятно, что в штабе сидели не дураки, и уже тогда примерно понимали, что человек работает на какую-то околоментовскую историю, поэтому при нём никогда ничего важного не обсуждали.
КАК ПРОВОДИЛОСЬ РАССЛЕДОВАНИЕ?
— Когда я приехал в Грузию, я встретился с одним человеком, связанным со штабом. Мы сидели, вспоминали истории с работы и тут подумали, что надо проверить нашего "соратника". Подозрения были всегда, но они не были как-то кристаллизованы. До этого у меня не было его фотографии в хорошем качестве, а у моего друга, с которым мы встретились, она оказалась, — рассказывает Сергей Подсытник.
Через сервис распознавания лиц активист нашёл старые страницы "Александрова" в соцсетях. Позже обнаружился и приказ о присвоении звания подполковника. Имя и отчество — Александр Вячеславович — у активиста штаба и подполковника совпадали. Отличалась только фамилия.
— Для нас было, конечно, удивительно, что Мелихов при таком звании занимается подобной работой. Чтобы вы понимали, региональный Центр "Э" возглавляет человек в звании полковника. А в это же время подполковник возит нас по локациям для съёмок, ездит за водой, что-то покупает и так далее. Тут удивительно не то, что появился "крот", а что этот "крот" — штатный сотрудник с публичными награждениями и высоким по меркам региона званием, — поясняет Подсытник.
После того как было подготовлено расследование, авторы пытались связаться в соцсетях с "Александром Александровым". Уже после публикации видеоролика он ответил на приветствие Сергея, однако больше на связь не выходил.
— На просьбу срочно созвониться он ответил мне: "Здорово, Серёга, как дела?" — а потом, видимо, кто-то скинул ему видео, что-то сказал, и он ушёл в игнор. Если проводить параллель с тем, как Алексей Навальный звонил своим отравителям, записать разговор — большая расследовательская удача. Мы же с Сашей не общались больше года. Его молчание после выхода видео я воспринял как знак согласия. Я думаю, если бы наши материалы не были бы правдивыми, было бы логично с его стороны позвонить, написать и попытаться во всём разобраться, — говорит Подсытник.
"Idel.Реалии" также попытались связаться с Александром Мелиховым через его страницу в Facebook. Подполковник проигнорировал сообщение.
Говоря об этических моментах, Подсытник уточняет, что в расследовании использовались только открытые данные: профили в соцсетях, информация на сайте МВД, а также выписки из Росреестра. Узнать адрес матери Александра — Ольги Мелиховой — удалось из слитых баз.
— Я не считаю, что публикация адресов Мелихова и его матери является неэтичной, — подчеркивает Подсытник. — Мы умышленно не указывали номера квартир, но мы и так понимаем, что никто не будет их ждать у подъезда и нападать. Улицы и номера домов озвучивались только для того, чтобы показать, как близки эти адреса. А слитые базы — источник открытый, они есть у каждого уважающего себя работодателя, по ним в том числе проводятся проверки службами безопасности компаний при приёме на работу.
БЫЛ ЛИ У МЕЛИХОВА ДОСТУП К ЗАКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИИ?
Несмотря на то, что подполковник Мелихов пять лет находился в штабе и был одним из самых активных и близких волонтёров, авторы расследования утверждают, что у полицейского не было доступа к какой-либо чувствительной информации.
— Поскольку у нас были подозрения, мы не обсуждали при нём чего-то сколько-нибудь важного, — подчеркивает Сергей Подсытник. Правда, при активистах мы тоже не упоминали, что Саше не доверяем. Информация очень чувствительная, в большинстве своём даже люди из близкого круга — например, председатель ЛПР Боря Федюкин — узнали о происходившим из расследования.
Также собеседник отмечает, что о планируемых митингах даже сотрудники штабов Навального узнавали из публичных заявлений лидера. Организация акций протеста на федеральном, а не региональном уровне, по убеждению Подсытника, также являлась удачным инструментом политики безопасности, не подпускавшим людей вроде Мелихова к организации митингов и шествий.
— Я не думаю, что он нарушил права наших сотрудников и волонтёров. Больше вопросов тут в том смысле, что такие внедрения — нецелевая трата бюджетных средств. Представьте, что подполковник полиции с хорошей зарплатой целыми днями тусит в штабе Навального. По моему мнению, это нарушает финансовые права любого самарца. Да и самому Саше, который столько лет жил двойной жизнью, наверное, нужно сходить к психологу. Это попросту вредно для ментального здоровья, — считает собеседник.
ЧТО ТАКОЕ "ПРОТОКОЛ. САМАРА"?
Сейчас в команде "Протокол. Самара" работают три человека, проект пока является волонтёрским. В процессе создания ресурса участвуют журналисты краснодарского независимого издания "Протокол". В планах — развитие полноценного издания с ежедневной публикацией материалов, текстовые трансляции с судебных заседаний и новые расследования.
— "Протокол. Самара" появился только сейчас, потому что у меня наконец-то появилась возможность заниматься чем-то, кроме заработка на жизнь. Проект не приносит никаких денег, вся отдача — это обратная связь, так что мне повезло встретиться с теми, с кем мы работаем над материалами. И мы хотим присутствовать в повестке родного региона. Поскольку сейчас я не могу вернуться домой, я потерял страх перед российским правосудием. Поэтому я могу говорить свободно, — резюмирует Подсытник.
"Idel.Реалии" направили официальный запрос начальнику ГУ МВД России по Самарской области. На момент публикации текста ответа не последовало.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.