Что говорят родители погибших солдат из Прикамья и почему активисты считают важным записать имя каждого? "Idel.Реалии" поговорили с автором проекта "Пермь 36,6|" Сергеем Уховым, который вместе с активистами собирает свою базу данных с историями о погибших в Украине солдатах, общается с их родными, сверяя данные с официальными источниками информации.
Сергею Ухову — 36 лет. Он инженер химик-технолог, закончил пермский Политех. В течение семи лет он работал начальником смены на заводе ОАО "Камтэкс-Химпром". С 2014 года занимается общественно-политической деятельностью. Сначала Ухов был менеджером проектов Пермской гражданской палаты и руководителем группы общественного контроля: занимался независимой оценкой качества работы государственных и муниципальных учреждений, оказывающих социальные услуги.
Еще до решения Генеральной прокуратуры о признании ФБК и Штабов Навального "экстремистскими организациями" был региональным координатором оппозиционного движения. Летом 2021 года выдвинул свою кандидатуру на выборы в городскую думу, но избирком отказал активисту в регистрации, ссылаясь на связь с "экстремистской организацией". Осенью прошлого года Ухов объявил о запуске расследовательского проекта "Пермь 36,6".
"В ПОСЛЕДУЮЩЕМ ПОТРЕБОВАТЬ НЕЗАВИСИМОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ГИБЕЛИ КАЖДОГО ИЗ СОЛДАТ"
Сергей Ухов прямо отвечает на вопрос, с какой целью его проект собирает базу данных о погибших в Украине солдатах из Пермского края: "Любая смерть — это преступление". По его словам, "очень важно не просто помнить, но и понимать, кто виновен".
Мы узнаем, сколько лет было тем, кого отправили на войну в Украину. И часто мы видим, что на войну отправлялись солдаты-срочники.
— Мы считаем, что важно видеть, сколько человек погибло, чтобы в последующем потребовать независимого расследования гибели каждого из солдат. Картина по погибшим дает полное понимание ситуации. Мы узнаем, сколько лет было тем, кого отправили на войну в Украину. И часто мы видим, что на войну отправлялись солдаты-срочники. На мой взгляд, важно записать весь объем трагедии — как в нашем Прикамье, [так и в] других регионах и вообще в России, — отмечает Ухов.
Он объясняет, что есть проблемы с доступом к информации о погибших в Украине солдатах. При этом региональные власти, добавляет Ухов, стараются редко говорить об этом. Как правило, информация появляется в социальных сетях — в пабликах местных муниципалитетов, которые сообщают о гибели земляка.
— Если погибший солдат уходил на службу осенью или весной, об этом редко пишут. А в каждом тексте обязательно подчеркивается, что погибший был контрактником. И в тексте после имени всегда сразу пишут — контрактник, даже если этот солдат и год еще не отслужил в армии, не закончил срочную службу, но всего лишь подписал контракт во время нее — комментирует Сергей Ухов.
В основном все пребывают в шоковом состоянии, не понимая, что случилось и как такое возможно
Он подчеркивает, что дополнительную информацию о погибших на войне земляках приходится узнавать у родных, но удается это не всегда.
— С родственниками мы периодически говорим, — отмечает Ухов. — В основном все пребывают в шоковом состоянии, не понимая, что случилось и как такое возможно. Но никто особо к властям претензии не предъявляет. Чаще говорят: "Спасибо, помогли похоронить", "Спасибо, что устроили такие пышные похороны". Эти слова звучат как благодарность. Иногда матери тех, кого ранили, говорят: "Бедные ребята лежат голодные-холодные в госпитале, передачки не приносят", "Внимания никакого".
ПЕРВЫЕ ДАННЫЕ О ПОГИБШИХ ПОЯВИЛИСЬ В СЕРЕДИНЕ МАРТА
Информацию о войне в Украине пермские активисты начали отслеживать с ее начала. Второго марта Telegram-канал, который публикует информацию о пленных и убитых российских солдатах, сообщил о Дмитрие Гагарине из Соликамска (источник не уточнял, в плену он или убит). Тогда активисты обратились к губернатору Пермского края с заявлением: "Мы еще раз призываем губернатора Пермского края дать информацию о том, сколько людей из нашего региона отправлено воевать в Украину, сколько раненых и убитых. Матери, жены и простые пермяки имеют право знать, где сейчас их родственники и земляки".
Первые данные о погибших солдатах стали появляться в первой половине марта. Одними из первых в списках погибших числились сотрудники ОМОНа Управления Росгвардии по Пермскому краю — Антон Палкин (32 года, осталась семилетняя дочь и супруга), Денис Соколов (38 лет, дома остались двое маленьких детей и жена), Евгений Лодочников (27 лет). Прощание с солдатами проходило в один день — 11 марта, где присутствовал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
Your browser doesn’t support HTML5
На 18 апреля официальный список погибших солдат увеличился до 32 человек; кроме того, есть отдельный список "убитые и в плену" — в нем пять человек. Активисты отдельно отмечают тех солдат, которые, по разным источникам, попали на войну в Украину, проходя срочную службу. Таких в списке девять человек, один из которых погибший уроженец Прикамья Иван Колмогоров. Его забрали в армию 23 апреля прошлого года. Мать погибшего в интервью "Комсомольской правде" рассказывала, что сын попал на службу со второго раза.
— Сын очень хотел служить, поэтому после 11 класса он даже не пошел поступать в училище. Он с нетерпением дождался осени, пришел на призывную комиссию, но расстроился из-за того, что его не взяли. Иван очень высокий — 1,87 ростом — но худенький, поэтому у него недовес был, и ему сказали питаться лучше и ждать до весны, — приводит издание слова матери погибшего солдата.
Опубликованы также строчки из стихотворения, написанного Иваном Колмогоровым:
Я бы стрелки перевел назад, если бы мог.
Я бы не пробовал все подряд в этом городе дорог.
Я бы дорожил каждым днем, подаренным мне Богом,
Я бы совсем по-другому прошел свою дорогу.
Родные сообщают, что в последний раз разговаривали с Иваном 11 марта, а 17 марта пришло письмо, что солдат погиб "в ходе выполнения спецоперации".
— С матерью Ивана Колмогорова нам связаться не удалось, — говорит Сергей Ухов. — Но нам удалось выяснить, что погибшие 19-летние солдаты Валерий Гладких из поселка Менделеево (в 100 км от Перми), а также Анатолий Торсунов из города Кунгур (в 77 км от Перми) призывались на срочную службу осенью 2021 года. То есть еще не прошло и трех месяцев, как с ними были подписаны документы на контрактную службу.
Your browser doesn’t support HTML5
На YouTube-канале "Пермь 36,6" опубликовано видео с пресс-конференции российских военнопленных, на которой молодой человек представляется уроженцем города Соликамск Пермского края Антоном Савиным (13 января 2002 года рождения). Он рассказывает, что проходил срочную службу с 22 июня прошлого года. О том, что солдаты поедут в Украину, ему и его сослуживцам сказали, когда забрали телефоны.
— Мы сдали свои телефоны, после чего до нас довели информацию, что поедем на территорию Украины, что будем выполнять боевую задачу по захвату города Киева, чтобы освободить мирное население Украины от так называемых бандеровцев и неонацистов, — рассказал пленный Савин. — Говорили, что мы получим денежное вознаграждение по окончанию этой операции. У нас не было возможности сбежать оттуда. Нас посадили в танки, и вечером мы выдвинулись в сторону границы Украины.
Савин рассказал, что уже через два дня после пересечения границы у них закончилась еда, а из 30 танков осталось 6 (сломалась техника). Когда начался обстрел техники, уточнил Савин, солдаты по приказу командира батальона оставили машины и бежали в лес. Через четверо суток, по рассказам солдата, их взяли в плен в городе Ромны Сумской области.
— Простите нас, украинский народ, что мы разрушили мир в вашей стране. Простите нас, пожалуйста, — завершил свое выступление пленный солдат.
По подсчетам "Idel.Реалии" на 19 апреля, на войне погибло 379 выходцев из республик и областей Поволжья, смерть которых признала российская сторона. Список погибших на войне уроженцев Поволжья обновляется на нашем сайте каждый день.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.