75-летний Анатолий Шерстобитов вышел на одиночный антивоенный пикет к городскому совету Уфы и был оштрафован на 30 тысяч рублей. На спине у него был плакат "Нет войне", а впереди — "Власть, верни "Эхо Москвы" и "Дождь". Суд признал, что своим пикетом пенсионер "дискредитировал российскую армию" (ст. 20.3.3 КоАП РФ). "Idel.Реалии" встретились с пенсионером, чтобы узнать, почему он решил публично выразить антивоенную позицию.
Your browser doesn’t support HTML5
75-летний Анатолий Шерстобитов рос в детдоме, женился на детдомовской девушке, работал электриком. С женой он всю жизнь живет в полученной от государства квартире на окраине промышленного микрорайона Черниковка. Детей у них нет. По соседству от Шерстобитовых известный двор — тут жила певица Земфира.
Анатолий Григорьевич давно придерживается оппозиционных взглядов. Ходит он с трудом, но в 2021 году вышел на митинг за освобождение политика Алексея Навального, был задержан и оштрафован на 10 тысяч рублей.
Его жена с легким недовольством вспоминает, как пенсионер раз за разом стоял в одиночных пикетах. Из-за убийства политика Бориса Немцова, после самосожжения журналистки Ирины Славиной: "Сидит ночами что-то корябает на картонках".
— Я вышел на пикет к Телецентру, когда журналистка [Ирина Славина] сожгла себя. На плакате у меня было написано: "Власть отвечает за это самосожжение. Следующий — Навальный". И так и получилось! Только приехал, его сразу упекли [в тюрьму], — рассказывает пенсионер.
Оппозиционные плакаты, которых, по словам Анатолия Григорьевича, у него много, он хранил в кладовке. Но в какой-то момент жена все выкинула.
Закрытие "Эха Москвы" стало для него личной трагедией. Старый магнитофон, по которому он слушал радио, стоит возле кровати. Рядом на тумбочке том "Архипелага ГУЛАГ". Компьютера и мобильного телефона у него нет. Новости он узнает, слушая "Бизнес.фм". "Иногда там бывает такое. Как бы сказать. Нежелательное", — говорит он.
Тут сабантуй устроили, восемь тысяч каких-то вышли и приветствуют войну
Половина комнаты с кроватью и магнитофоном — территория Анатолия Григорьевича. Другая половина — место, где его жена смотрит на диване "Первый канал" и "Россию-1". Каждый из супругов верит в свою версию событий, из-за чего происходят постоянные ссоры. Анатолий Григорьевич не понимает, как его жена может смотреть пропагандистское ТВ, она — почему он столь уверен в том, что ему рассказывают оппозиционные СМИ. В спорах пенсионер агрессивен, и его жена говорит, что тяжело это переживает.
Плакаты для антивоенного пикета Анатолий Григорьевич сделал из старой упаковки из-под холодильника. Встал с ними у памятника Ленину на площади через дорогу от городского совета Уфы.
Когда Россия, наследница СССР, нарушила свои обязательства, как понимать это?
— Я еще путем плакаты не напялил, как подошли полицейские. И меня цап-царап. Будка их рядом была. Взяли меня и поехали. Хорошо обошлись, ладно, морду не набили. Но как это все происходящее понимать? Тут сабантуй устроили, восемь тысяч каких-то вышли и приветствуют войну (имеется в виду митинг "Крымская весна" — "Idel.Реалии"). Это как понимать? Извините, пожалуйста, может, я не прав, но вот были же две чеченские войны. У меня брат туда уехал [жить], потом возвращался [в Уфу], затем снова уехал, и во время второй чеченской его дом разбомбили. Жена уехала в Ставропольский край, а он приехал сюда и стал просить то, что потерял [жилье], ну, а получил только метр на два (умер — "Idel.Реалии"). Вот закончится война — и как будут смотреть на Россию? Был Будапештский договор, теперь снова какие-то переговоры — и опять договор. И что это? Когда Россия, наследница СССР, нарушила свои обязательства, как понимать это? В чем я не прав? Нет бы, чтобы все было тихо-мирно. Летом смотришь: пчелки летают с цветка на цветок, потом снова с цветка на цветок несут свой нектар. Что, нельзя было так в России мирно жить? — задается вопросом Шерстобитов.
Октябрьский районный суд рассматривал дело Шерстобитова без него: на заседание пенсионер опоздал — и его не пустили в зал. Анатолий Григорьевич дождался окончания рассмотрения, но сотрудники суда отказались сообщить ему решение, сказав только: "Пришлем по почте". Судья Елена Шафикова оснований для прекращения административного производства не нашла.
Одним из доказательств вины она сочла показания пенсионера, которые тот дал в отделении полиции: там он свою антивоенную позицию не скрывал. Адвоката у Шерстобитова нет. Штраф он хотел оспорить, но не успел — долго ждал постановление суда, и сроки обжалования истекли.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.