"В этой войне не может быть победителей". Глава Всетатарского общественного центра покинул Россию

Фарит Закиев

Глава Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Фарит Закиев после начала войны с Украиной покинул Россию. Что стало крайней точкой, после которой он принял решение об отъезде, как теперь будет работать ВТОЦ и почему он считает, что есть вероятность ядерной войны — Закиев рассказал в интервью "Idel.Реалии".

— Вы покинули страну?

— Да, я в Анталье. Я приехал сюда 19 марта.

Эту войну я вообще не приемлю, потому что я человек того поколения, который с украинцами учился в КАИ, работал на заводе

— Хотелось бы, чтобы вы проговорили причины отъезда.

— В знак протеста против войны. Эту войну я вообще не приемлю, потому что я человек того поколения, который с украинцами учился в КАИ, работал на заводе. Война с украинцами — абсолютно неприемлемо для меня. Кроме того, сейчас в России абсолютно невозможно вести общественно-политическую деятельность, деятельность Всетатарского общественного центра.

— Были ли у вас какие-либо проблемы на границе?

— Нет, никаких. У меня другая проблема возникла — я при перелете потерял телефон, потерял все контакты. Новый телефон купить пока не могу. Причина банальная — денег нет.

— Как устроились в Анталье? Большая ли там татарская диаспора?

— С диаспорой я еще не разобрался. Устроился на съемной квартире. Очень много россиян и украинцев тут встречаю.

Я думал, что это как-то все уляжется, выведут войска. Я думал, что войдут только в "ДНР" и "ЛНР", но когда я услышал о блокаде Киева, я понял, что началась большая война.

— Вы уехали из страны спустя 22-23 дня после начала войны. Почему не сразу? Был какой-то катализатор?

— Я думал, что это как-то все уляжется, выведут войска. Я думал, что войдут только в "ДНР" и "ЛНР", но когда я услышал о блокаде Киева, я понял, что началась большая война.

— Как отреагировали близкие на ваше решение?

— У меня двое детей, двое внуков. Сам я разведен. Дети переживают за меня очень сильно. Они остаются в России — у них работа, семья, своя жизнь.

— Можете вспомнить 24 февраля?

— Для меня это был полный шок. Я себя считаю опытным политиком, но вторжение для меня было абсолютно непонятным. В этой войне не может быть победителей. Все проиграют. По образованию я — ракетчик. Я знаю, что такое стратегические ракеты, что такое ядерная война. Считаю, что 24 февраля был сделан шаг к большой мировой войне, к гибели человечества. Очевидно, что сейчас в России принимают решения люди с гуманитарным образованием, они не совсем представляют, что такое ракетно-ядерное оружие. Может быть, они думают, что там можно победить. Нет. Погибнут все.

24 февраля был сделан шаг к большой мировой войне, к гибели человечества

— Вы думаете, существует вариант применения ядерного оружия?

— Никто [этого] не хочет — это называется эскалация. Она может привести к большой войне, к обмену ядерными ударами и в итоге — к гибели человечества. Это реально.

— В Казани активисты и неравнодушные после начала войны выходили на акции протеста. ВТОЦ, насколько я помню, отказался от проведения публичных мероприятий. В целях безопасности?

— Дело в том, что для меня лично любой выход [на акции] грозил ч.8 ст.20.2 КоАП РФ (повторное нарушение законодательства о митингах, максимальное наказание — 30 суток административного ареста — "Idel.Реалии") — а сидеть в спецприемнике мне здоровье не позволяет. Такая причина самая простая. А так, конечно, нет войне. Это сейчас главный лозунг для россиян. Каждый порядочный и честный россиянин должен выступить с антивоенными лозунгами и поддержать антивоенные акции.

— Но вы сами не вышли, потому что опасаетесь. Одновременно с этим говорите, чтобы другие выходили.

Каждый порядочный и честный россиянин должен выступить с антивоенными лозунгами

— Я никого не призываю выходить. Просто я считаю, что все люди доброй воли должны поддержать призыв "Нет войне". Как поддержать? Не знаю. Каждый как может.

— Вы сами для себя понимаете, насколько вы уехали? И будет ли Турция крайней точкой в этом вашем путешествии?

— Пока еще абсолютно ничего не известно. Но я остаюсь председателем ВТОЦ и продолжаю борьбу.

— Как отнеслись коллеги к вашему отъезду?

— Я уехал спонтанно, даже не сообщил им. Были сомнения, что меня выпустят, но как-то выпустили. Потом я им сообщил — очевидно, они поняли ситуацию.

— А как сейчас будет работать ВТОЦ? Будут новые выборы председателя с учетом того, что вас нет в стране?

— Я даже еще не решил, вернусь я или нет. Возможен вариант, что через 3-4 недели я вернусь в Россию. Как сложится... Может быть, смогу получить где-то политическое убежище. Есть разные варианты. Может быть, и вернусь.

— Что должно случиться, чтобы вы вернулись в Россию?

— Ничего не должно случиться. Просто вернусь и все.

— Я видел, что вы в Анталье выступили на митинге. Вы были обернуты в украинский флаг и поприветствовали участников акции лозунгом "Слава Украине". Как вы считаете, сейчас это правильно?

— Я считаю, что Россия должна прекратить эту братоубийственную и безумную войну. Поэтому не мог не выступить. Наша поколение меня поймет — на наш завод КАПО украинцы приезжали целыми группами. Тогда было распределение, много украинцев было знакомых, друзей — они работали в нашем отделе. Я считаю это невозможной войной.

— Но сейчас мы наблюдаем, что люди старшего поколения активно поддерживают войну…

— Есть такие люди, которые смотрят только телевизор. Он же хорошо работает на сознание. Не должно быть этой войны, она должна быть прекращена.

— Ваши коллеги из ВТОЦ остались в России?

— Пока никто не покинул Россию.

— Можно ли говорить, что сейчас деятельность ВТОЦ в России приостановлена?

— Да, в России — да.

— А как ВТОЦ может работать из-за рубежа?

— Я же выступил на митинге в качестве председателя Всетатарского общественного центра — я считаю, что это деятельность ВТОЦ.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.