В Центральном окружном военном суде в Екатеринбурге состоялось очередное заседание по "Делу тольяттинских мусульман" Эльмара Мамедова и Радика Хайрутдинова. Мужчин обвиняют в участии в деятельности организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". В 2003 году она была признана террористической на территории РФ, а её деятельность — запрещена. 31 марта суд допросил двух свидетелей обвинения.
31 марта 2022 года суд допрашивал соучастника вменяемых подсудимым преступлений Алексея Ботву и его бывшую жену Елену Ботву. Дело Алексея Ботвы выделили в отдельное производство и рассматривали в особом порядке в 2020 году. 30 ноября 2020 года Приволжский окружной военный суд приговорил Алексея Ботву к пяти годам колонии строгого режима по обвинению в участии в деятельности террористической организации (часть 2 статьи 205.5 УК РФ).
Свидетель обвинения Елена Ботва узнала подсудимых Эльмара Мамедова и Радика Хайрутдинова, которые являются дальними родственниками Алексея Ботвы по материнской линии. По её словам, с мужем они развелись в 2016-2017 году, после того, как Алексей принял ислам. На вопрос, произошло ли принятие ислама мужем под воздействием подсудимых, свидетель обвинения ответить однозначно не смогла, однако заявила, что "не без их участия". Елена также заявила, что Эльмар Мамедов и Радик Хайрутдинов приходили на работу к Алексею Ботве, где разговаривали об исламе, молились, однако со временем они перестали встречаться по требованию Елены.
По словам Елены Ботвы, бывший муж не советовал ей читать какие-либо книги по исламу, насилия по отношению к ней он не применял, и развелись супруги по причине разных взглядов на жизнь.
Вторым свидетелем обвинения, допрошенным в суде 31 марта, был сам Алексей Ботва, который сейчас отбывает наказание в ФКУ Т-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю в городе Енисейск. Алексей Ботва принял ислам в 2015-2016 году по своему личному решению. На допросе Ботва рассказал, что в конце 2016 года познакомился с Азатом Гатауллиным на собрании мусульман, от которого узнал про "Хизб ут-Тахрир". После этого Ботва сам начал искать информацию про запрещенную организацию в интернете, с Азатом они договаривались о дальнейших встречах, на которых затем обсуждали запрещенную литературу. При этом Алексей Ботва на допросе заявил, что в саму запрещенную организацию он не вступал. Ботва утверждал, что на встречах с Азатом подсудимые Мамедов и Хайрутдинов не присутствовали, однако к Азату домой приходили. Позже Алексей Ботва познакомился с Ибрагимом Мавлютовым, с которым он общался до момента задержания. По заявлению свидетеля обвинения, Мамедов и Хайрутдинов общались с Ибрагимом отдельно. На этих встречах, по утверждению Алексея Ботвы, также упоминалась организация "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами".
При этом на допросе Алексей Ботва изначально заявил, что не знает, давали ли Мамедов и Хайрутдинов клятву о вступлении в запрещенную исламскую организацию. Чуть позже были зачитаны предыдущие показания свидетеля, где в одном из протоколов Ботва прямо обвиняет подсудимых в вовлечении. В более раних данных показаниях Алексей Ботва заявлял, что Хайрутдинов давал клятву при вступлении в "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". Свидетель подтвердил предыдущие показания после того, как они были зачитаны на сегодняшнем судебном заседании.
Неопределенность также была в вопросе использования социальных сетей и мессенджеров для связи. Так, на допросе Алексей Ботва заявил, что сам пользовался мессенджером, а был ли он у подсудимых, не знает. В ранних показаниях Ботва говорил, что мессенджер Tremo был установлен у него, Мамедова и Хайрутдинова. После оглашения ранее данных показаний Алексей Ботва сначала заявил, что не помнит, однако, когда судья потребовал определенности, свидетель всё же подтвердил показания.
Допрос свидетелей и экспертов продолжится 7 апреля.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.