Утром 3 марта стало известно, что Совет директоров ЗАО "Эхо Москвы" большинством голосов принял решение о ликвидации радио и его сайта. Радиостанция работает не только в Москве, но и в других городах — в частности Уфе и Самаре. "Idel.Реалии" поговорили с руководителями этих региональных редакций и узнали, что они думают о происходящих событиях и как намерены работать дальше.
Утром 3 марта главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов сообщил, что Совет директоров компании принял решение о ликвидации радио и его сайта. В пресс-службе холдинга "Газпром-медиа" подтвердили эту информацию.
— Рассмотрев предписание Генеральной прокуратуры РФ об ограничении доступа к средству массовой информации "Эхо Москвы", совет директоров ЗАО "Эхо Москвы" 3 марта принял решение о прекращении действия СМИ — радиоканала "Эхо Москвы" и СМИ — одноименного электронного периодического издания", — сообщили ТАСС в пресс-службе.
Еще 1 марта Генпрокуратура потребовала заблокировать сайт "Эха Москвы" и отключить радиостанцию от эфира. Роскомнадзор в тот же день ограничил доступ к сайту, "Эхо Москвы" сняли с эфира. По мнению Генпрокуратуры, радиостанция размещала информацию "с призывами к экстремистской деятельности, насилию, а также заведомо ложных сведений в отношении действий российских военнослужащих в рамках проведения специальной операции по защите "ДНР" и "ЛНР". Кроме того, в РКН заявили, что "Эхо Москвы" призывало к "массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности".
В редакции "Эха Москвы" после решения совета директоров отметили, что они продолжат работать в YouTube, а также вести аккаунты в Twitter, Facebook, Telegram и Instagram.
Решение совета директоров ЗАО "Эхо Москвы" прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он заявил, что закрытие радиостанции — "это решение акционера, это решение собственника".
— Радиостанция нарушила закон, было использовано право Генпрокуратуры принять соответствующие меры, тем более в ходе специальной операции, которая сейчас осуществляется на Украине, — сказал он.
Алексей Венедиктов после этого заявления подчеркнул: "После выступления пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и ознакомления с письмом Генпрокуратуры мне стало очевидно, что президенту доложили как минимум искаженную и искореженную информацию по поводу "Эха Москвы". Никакого нарушения закона со стороны журналистов Эха не было, журналисты не "поддерживали" высказывания, которые Генпрокуратура сочла экстремистскими. И мы можем это доказать".
"ЭХО МОСКВЫ В УФЕ"
Радиостанция "Эхо Москвы в Уфе" начала вещание в Башкортостане с 2005 года. В нынешнем формате радио работает с августа 2016 года. Первым шеф-редактором радиостанции был оренбургский журналист Максим Курников, впоследствии ставший заместителем главного редактора московской редакции.
Шеф-редактор радиостанции Руслан Валиев, который возглавляет редакцию с мая 2018 года, в беседе с "Idel.Реалии" отметил, что "мы, конечно, видели, куда ветер дует, понимали весь этот тренд, и у нас были подозрения, что и до нас доберутся".
— Вопрос был в том, когда это произойдет и под каким предлогом. Тем не менее какое-то время казалось, что все идет более-менее нормально, и мы как-то весь этот период переживем. Поэтому блокировка вещания и закрытие радиостанции стали лично для меня и, думаю, для многих "эховцев" неожиданными событиями, — признался Валиев.
Он добавил, что его собственное эмоциональное самочувствие в эти дни "было, мягко говоря, не на месте".
— Я испытал полную палитру чувств, какие не испытывал за время работы на радио, и лишь поддержка публики помогает все это пережить, — сказал Валиев.
В то же время он отметил, что надеется на продолжение деятельности "Эха" в других форматах.
— ЗАО "Эхо Москвы", владеющее лицензией СМИ, пока существует. По моим сведениям, трудовой коллектив "Эха" планирует продолжать работу, используя доступные средства — социальные сети, вещание в YouTube-канале. И мы в Уфе также продолжим работу в таких же форматах, тем более, что наш сайт пока не закрыт и не заблокирован. Об увольнении сотрудников речи также пока не идет, — подчеркнул Руслан Валиев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сайту Радио Свобода угрожают блокировкойОн добавил, что если в России будут заблокированы и иностранные социальные сети (Facebook, Instagram, видеохостинг YouTube), то "все же останутся соцсети российские — "ВКонтакте", "Одноклассники", а также видеохостинг Rutube".
Касаясь причин закрытия радиостанции, Валиев заявил, что они несомненно являются "политическими" и "напрямую связаны с освещением военных действий в Украине".
— Я полагаю, что "Эхо Москвы", освещая эти события, работало крайне профессионально, как и раньше. Информацию радиостанция и сайт давали максимально корректно, предоставляя возможность высказаться всем сторонам в одинаковом объеме. Давались версии, заявления как российской, так и украинской стороны, в том числе органов власти. И мы у себя в передачах и на сайте работали точно так же. Но, очевидно, в нынешних условиях ожидать, что такие пропорции освещения событий устроят российскую власть, было бы глупо, — резюмировал шеф-редактор "Эха Москвы в Уфе".
"ЭХО МОСКВЫ В САМАРЕ"
"Эхо Москвы в Самаре" работает в регионе с конца 1990-х годов. Позднее — в октябре-ноябре 2002 года — в связи со сменой регионального собственника концепция канала была пересмотрена — вместо "Эха Москвы" в Самару пришло "Русское радио — 2". В декабре 2002 года "Эхо" выиграло конкурс на вещание в Самаре. 22 августа 2003 года оно начало вещать в Самаре. Около полутора лет назад радиостанция переехала в большую редакцию, коллектив был полностью изменён, а вещание — расширено.
Шеф-редактор "Эха Москвы в Самаре" Сергей Курт-Аджиев в беседе с "Idel.Реалии" отметил, что решение совета директоров "теоретически было ожидаемым": "После того, как ввели наши войска в Украину, я боюсь, что все ожидаемо".
— Мы принимали решение самостоятельно — как будем работать. Мы еще вчера [2 марта] надеялись — до заседания совета директоров — что мы будем работать в YouTube и ожидать решение суда о законности отключения от эфира, но, к сожалению, совет директоров принял такое решение, — сказал Курт-Аджиев.
Он не смог пока ответить на вопрос, продолжит ли работу самарская редакция "Эха".
— Мы не знаем. Мы сейчас ждем каких-то пояснений из Москвы. Существует партнер ЗАО "Эхо Москвы" — самарская организация. Существуют договорные отношения — в рамках договора это все будет решаться. Пока из Москвы никаких пояснений, рекомендаций не давалось. Мы завтра [4 марта] все собираемся, будем решать, как будем дальше жить, — заключил Сергей Курт-Аджиев.
Журналист "Эха Москвы в Самаре" Дарья Литвишко рассказала "Idel.Реалии", что для неё закрытие эфира было неожиданным и очень болезненным. Сообщение о требовании Генпрокуратуры она получила из стороннего Telegram-канала.
— Первая мысль — что это какая-то фигня. Что сейчас — "подожди-подожди, проверим эту информацию", и буквально за двадцать минут от этого сообщения, которое ещё не подтверждено официально, до момента, когда "Эха Москвы" уже нет в эфире. Вот только мы думаем, что заблокируют сайт, или что это только начало, что это длительная история. А нет! Сажусь в машину, включаю волну "Эха", а там — шипение. Это шок. Для меня это очень, очень плохой сигнал, и за всё время мне не было так страшно, как в тот момент. Даже если бы я не работала на "Эхе", думаю, у меня было бы такое же ощущение, — отметила Литвишко.
По её словам, она с Антоном Рубиным обсуждает продолжение утренних эфиров вне "Эха" и думает, как это можно делать эффективно. Но нужно "пару дней, чтобы выдохнуть и идти дальше".
— Отдельно хочу сказать, что и для наших слушателей это было совершенно неожиданно. Когда мы вели утренний эфир в YouTube [после блокировки], нам звонили десятки людей. Они включили волну, а там шипение. Спрашивали: "У вас там что, профилактика?". А мы им каждый раз объясняли: "Нет. Нас отключили. Генпрокуратура запретила "Эхо". "Эха Москвы больше нет". И некоторые звонки были просто до слёз. А некоторые были какими-то очень метафоричными. Одна женщина позвонила и сказала: "Я включила "Эхо", а там шипение. Я посмотрела в окно, а там туман". В общем, пока у нас туман, — заключила Дарья Литвишко.
Журналист и ведущий Антон Рубин в своем аккаунте в Facebook написал, что "Эхо оставалось единственной радиостанцией, на которой можно было услышать правду, на которой можно было поговорить на любую волнующую тему, на которую приглашались гости всего спектра точек зрения и мнений: от Квачкова до Альбац, от Муратова до Матвеева".
— Больше такого места нет. Это трагедия. Трагедия не только, для журналистов, работавших там (хотя и для них — на "Вести ФМ" мы точно не пойдем), но и для всего общество, которое не может обманываться бесконечно долго. Теперь уже очевидно — кончится для этой страны всё плохо. И отсутствие обратной связи, отсутствия честно говорить о существующих проблемах — одна из причин произошедшего. Я пока не знаю, что дальше будет с "Эхом в Самаре" и всей редакцией. Не знаю, что будет с YouTube, не знаю, продолжится ли вещание хоть в каком-нибудь усеченном виде. Никто пока ничего не знает. Но совершенно важным считаю высказать благодарность и поддержку шефу и всем коллегам. Это было интересно, это было живо, это было важно. Спасибо вам. Год прошёл не зря, — написал Рубин.
- Ранним утром 24 февраля российская армия атаковала Украину.
- До этого Владимир Путин объявил, что принял решение о начале спецоперации в Донбассе после просьбы "ДНР" и "ЛНР". Президент призвал украинских военнослужащих сложить оружие и "идти домой".
- Президент Украины Владимир Зеленский объявил о прекращении дипломатических отношений с Россией.
- Открытые письма с призывами остановить войну ранее написали журналисты, врачи и деятели культуры. Петицию, написанную правозащитником Львом Пономаревым (признан СМИ-"иноагентом"), подписали более 1 миллиона человек.
- Было принято решение закрыть воздушное пространство стран-членов Евросоюза для всех российских самолётов, включая частные.
- Страны Большой семерки, а также еще ряд государств вводят новые санкции против России. Наиболее существенной из них, по мнению экспертов, является заморозка зарубежных активов российского Центробанка. Кроме того, введены серьезные ограничения на работу ведущих коммерческих банков, а также на экспорт в Россию высокотехнологичных изделий. Крупные зарубежные компании перестают работать с Россией или приостанавливают свою работу.
- 2 марта Минобороны России впервые с начала военного вторжения на территорию Украины раскрыло данные о потерях среди военнослужащих. По данным ведомства, погибли 498 человек, 1 597 получили ранения. Украинская сторона ранее указывала значительно более высокие цифры — около 9 тысяч погибших российских военных.
- Вечером 3 марта стало известно, что телеканал "Дождь" временно приостанавливает свою работу.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.