"Закон явно лоббистский". В Башкортостане льготы крупному бизнесу одобрили заочно и без обсуждения

Иллюстративное фото

Депутаты Госсобрания Башкортостана заочно проголосовали за льготы крупному бизнесу. Депутат от фракции КПРФ рассказал, что парламентариев известили о необходимости проголосовать ближе к вечеру в минувшую пятницу, направив сообщения в мессенджер WhatsApp. Депутаты одобрили поправки сразу в трёх чтениях. Согласно им, участников инвестиционных проектов на территории республики до конца 2025 года полностью освободят от уплаты налога на имущество. Кроме того, им снизили налоговую ставку на прибыль до 5%, а в некоторых случаях — обнулили её. Бюджет в итоге недополучит 57 млн рублей в год. Опрошенные "Idel.Реалии" эксперты раскритиковали такую инициативу властей Башкортостана.

Депутат Госсобрания Башкортостана от фракции КПРФ Дмитрий Чувилин рассказал "Idel.Реалии", что законопроект был принят вечером в пятницу, 28 января, сразу в трёх чтениях — путем заочного опроса парламентариев.

— Нам сообщили о необходимости проголосовать по законопроекту уже под вечер пятницы по WhatsApp. Бюллетени разослали по электронной почте. И абсолютно непонятно, почему нельзя было подготовить законопроект к четвергу, когда состоялось очное заседание Госсобрания. На нём мы, наша фракция, выступили бы с мотивированными возражениями, — сказал Чувилин.

Госсобрание внесло поправки в республиканские законы "О промышленной политике республики Башкортостан" и "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций". Согласно изменениям, участники инвестиционных проектов на территории республики до конца 2025 года полностью освобождаются от уплаты налога на имущество.

В категорию получивших такие льготы попали "участники специального инвестиционного контракта" — производители автотранспортных средств, производители химических веществ и химических продуктов, готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования), компьютеров, электронных и оптических изделий.

Помимо этого, почти для всех вышеперечисленных производителей — также до конца 2025 года — устанавливается лишь 5-процентная ставка налога на прибыль (обычная действующая в РФ ставка такого налога составляет 20 процентов — "Idel.Реалии"), для производителей же транспортных средств такая ставка будет вовсе нулевой.

В обосновании законопроекта, внесённым правительством республики, указано, что он разработан в целях "повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан".

Выпадающие доходы бюджета республики (то, что недополучит бюджет) оцениваются в 57 миллионов рублей ежегодно. По задумке авторов законопроекта, планируется обеспечить "дополнительными налоговыми поступлениями в связи с запуском крупного, современного и высокотехнологичного производства, выпускающего продукцию с высокой добавленной стоимостью, увеличением загрузки смежных предприятий, выпускающих необходимые комплектующие изделия, а также созданием большого количества новых высокопроизводительных рабочих мест".

Впрочем, в финансово-экономическом обосновании законопроекта уже указано, что выпадающие доходы предполагается компенсировать "дополнительными налоговыми поступлениями по налогу на доходы физических лиц и транспортному налогу".

Спикер Госсобрания Башкортостана Константин Толкачев сообщил, что льготами смогут воспользоваться группа компаний "КАМАЗ", ПАО "НЕФАЗ", АО "Башкирская содовая компания", нефтехимическая компания "СИБУР Холдинг", НПА "Технопарк авиационных технологий", ООО Концерн "Инмаш" и ряд других, планирующих заключить специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом России и правительством республики. Отметим, кстати, что соответствующая новость появилась на сайте Госсобрания лишь 1 февраля; в то же время на сайте отсутствует информация об итогах голосования депутатов за законопроект.

"НЕ ДУМАЮ, ЧТО ВЛАСТИ СУМЕЮТ КОМПЕНСИРОВАТЬ ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ"

Депутат Дмитрий Чувилин рассказал "Idel.Реалии", что фракция КПРФ проголосовала против законопроекта.

— Закон явно лоббистский, отстаивающий интересы крупного бизнеса. Я не в курсе, насколько он пострадал от пандемии коронавируса — мне кажется, предприятия малого и среднего бизнеса пострадали куда больше, и льготы должны предоставляться, скорее, им. Не думаю также, что они, власти, сумеют компенсировать выпадающие доходы, как обещают. Вообще, мы каждый раз буквально по сусекам скребём, чтобы найти деньги — например, для обеспечения жильём детей-сирот, детей-инвалидов, а тут каждый год будем лишаться около 60 миллионов рублей, так необходимых в бюджете, — констатировал Чувилин.

"ЭТО НЕЛОГИЧНО"

Опрошенные эксперты также подвергли принятый закон критике. Экономист Всеволод Спивак подчеркнул, что отмена налогов или резкое их снижение для отдельных предприятий является "допустимой, но крайней мерой".

Эта оправданность обуславливается общей неэффективностью управления экономикой республики

— Возможно, с учётом отставания нашей республики в привлечении инвестиций это является оправданным решением. Но эта оправданность обуславливается общей неэффективностью управления экономикой республики. Несмотря на все заверения и места в рейтингах, Башкортостан по итогам девяти месяцев отставал по динамике привлечения инвестиций от среднероссийских показателей, — напомнил Спивак.

Он также обратил внимание, что республиканские власти легко дают льготы крупному бизнесу и в то же время повышают нагрузку на микро- и малый бизнес.

— Это нелогично. Я полагаю, что именно в развитии малого бизнеса содержится потенциал быстрого роста инвестиций и валового регионального продукта, — сказал Спивак.

"СКОРО ДОПЛАЧИВАТЬ БУДЕМ КРУПНОМУ БИЗНЕСУ, ЧТОБЫ ОН ХОТЬ ЧТО-ТО СДЕЛАЛ"

Экономист Рустем Шайахметов отметил, что за последние годы общая сумма всех налоговых преференций в республике достигла 3,5 миллиарда рублей.

— Превышены уже все разумные пределы. В прошлом году ввели льготы для пивных компаний, добывающим компаниям, в том числе нефтяным. Мы то и дело раздаём эти подарки, а взамен республика ничего получает. Скоро, видимо, доплачивать будем крупному бизнесу, чтобы он хоть что-то сделал, — саркастически заявил эксперт.

Шайахметов добавил, что депутатам Госсобрания не было представлено никаких детальных расчётов компенсации выпадающих доходов, что, по его мнению, противоречит нормам закона РБ "О бюджетном процессе".

Понятно, почему закон приняли заочно — иначе пришлось бы его обсуждать, и это обсуждение было бы бурным

— Понятно, почему закон приняли заочно — иначе пришлось бы его обсуждать, и это обсуждение было бы бурным. Не думаю, что готовившие законопроект министры смогли бы внятно ответить на все вопросы депутатов. В частности, является ли достоверной указанная цифра в 57 миллионов рублей ежегодно. Для крупного бизнеса с хорошей доходностью такая прибавка вовсе не является критичной, — резюмировал Рустем Шайахметов.

"СУММА В 57 МИЛЛИОНОВ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ СМЕШНОЙ"

"Idel.Реалии" попросили прокомментировать обстоятельства принятия закона уполномоченного по защите прав предпринимателей в Башкортостане Флюра Асадуллина.

— Есть определённая разница в том, как воспринимает бюрократия инициативы о тех или иных льготах для различных категорий бизнеса, — пояснил Асадуллин. — Если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то здесь принимаемые льготы адресованы неопределённо широкому, достаточно большому кругу предпринимателей. Да, можно рассчитывать, что в будущем эти льготы вернутся такими плюсами, как увеличение количества предпринимателей и, соответственно, увеличением занятости, увеличением суммы собираемых налогов и так далее. Но эти показатели в случае с малым и средним бизнесом трудно прогнозируемы, не поддаются точным расчетам, и поэтому правительственная бюрократия относится к таким инициативам с опаской.

По мнению Флюра Асадуллина, инициативы о льготах для крупного бизнеса встречают более благоприятное отношения у чиновников, поскольку в данном случае "каждая льгота для каждого предприятия уже заранее просчитана — со всеми её издержками и эффектами".

— Таких предприятий в республике не так много, и все они должны заключить специальный инвестиционный контракт, где все показатели должны быть детально прописаны, — уточнил Асадуллин.

Вместе с тем бизнес-омбудсмен заявил, что у него также есть вопросы по принятому закону.

— Предприятия, которые заключат инвестконтракты, будут осуществлять миллиардные инвестиционные проекты, поэтому обозначенная в 57 миллионов рублей сумма выпадающих доходов для бюджета представляется смешной, — заметил Асадуллин.

Коснувшись вопроса о поддержке в республике малого и среднего предпринимательства, бизнес-омбудсмен был вынужден признать степень такой поддержки "не вполне достаточной".

Предприятия будут осуществлять миллиардные инвестиционные проекты, поэтому обозначенная в 57 миллионов рублей сумма выпадающих доходов для бюджета представляется смешной

— С началом пандемии коронавируса в республике был достаточно быстро принят пакет законов о поддержке предпринимательства, в том числе по уменьшению налоговой нагрузки — например, по упрощённой системе налогообложения (УСН), по налогу на имущество, по спецналогу на кадастровую стоимость. Эти меры коснулись многих предпринимателей. Но, к сожалению, эти льготы действовали лишь до конца 2020 года; на 2021-2022 годы их не продлили, хотя мы выступали с такими предложениями. Сейчас некоторые льготы принимаются точечно, для некоторых категорий бизнеса — например, на днях освобождены на два года от уплаты единого сельскохозяйственного налога сельские производители, установлены льготы для тех, кто впервые начинает предпринимательскую деятельность, но широкую массу бизнесменов это не затрагивает, — отметил Флюр Асадуллин.

Бизнес-омбудсмен также с сожалением констатировал, что в Башкортостане в тех отраслях, где республика может самостоятельно регулировать налоги, "зачастую устанавливается максимальная планка из допустимых".

— Налоговый кодекс позволяет регионам устанавливать ставку по УСН в пределах от 5 до 15 процентов — у нас и сделана ставка в 15 процентов. Либо взять налог на объекты недвижимого имущества, под который подпадают, к примеру, большие торговые комплексы. Регионы могут здесь сделать ставку в размере от 0,5 до 2 процентов. У нас и делается два процента. Здесь я не вижу гибкости, — сказал Асадуллин.

Он также сообщил, что к концу 2020 года в правительство РБ институтом бизнес-омбудсмена была направлена "масса предложений по смягчению налогового бремени и другим мерам поддержки пострадавшего от пандемии бизнеса". "Однако пока никаких решений по этому поводу нет", — резюмировал бизнес-омбудсмен.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.