Качество воздуха в Башкортостане уже давно оставляет желать лучшего. Промышленные заводы — особенно на юге республики — уже давно в прямом смысле этого слова отравляют людям жизнь. Как найти источник загрязнения и разрешить эту проблему конструктивным и законным путём? Общественники из Стерлитамака, Ишимбая и Салавата делают это сообща. "Idel.Реалии" рассказывают о тех, кто борется за благоприятную окружающую среду в республике.
ОЛЬГА БАЛАНДИНА, САЛАВАТ
Активист и один из основателей движения за чистый воздух "Стерлитамак, дыши!", а в прошлом профессиональный эколог Ольга Баландина живёт в Салавате. Она рассказывает, что жители Стерлитамака, Ишимбая и Салавата уже не один год жалуются на качество воздуха. По её словам, невыносимый, удушающий запах в основном чувствуется вечером и ночью.
Время идёт, технологии развиваются, но здесь никто не заботится вопросом защиты населения от вредных выбросов
— Заводы работают в ущерб людям — так было ещё с советских времен, но, как видим, — всё на том же уровне и осталось. Например, очистные сооружения предприятия "Газпром нефтехим Салават" без изменений действуют с 1954 года. Они принимают стоки со всего нефтехимического комплекса и системы ЖКХ Салавата. Время идёт, технологии развиваются, но здесь — в нашем регионе — никто не заботится вопросом защиты населения от вредных выбросов. В итоге кто-то смирился с гарью и опустил руки, кто-то умирает от онкологии, кто-то просто ждёт милости от государства и ничего не делает. Возможно, мы бы c ребятами тоже как-то пассивно существовали, не зная, что делать, но нас изменил Куштау, — вспоминает Ольга Баландина.
По мнению активистки, жители башкирских городов после событий на Куштау увидели, как реальный и смелый протест способен изменить ситуацию. У активистов появились силы и желание работать дальше. После того, как ситуация с шиханом стабилизировалась, активисты пошли дальше и объединились — чтобы отстаивать интересы уже не одного локального места, но и местного населения.
Your browser doesn’t support HTML5
Юг Башкортостана — место, где сосредоточена крупная промышленность, особенно в Стерлитамакской агломерации, куда входят такие крупные города, как Ишимбай и Салават. Ещё со времён СССР эти города составляют промышленный узел. Выбросы с "Газпром нефтехим Салават" накрывают Ишимбай и Стерлитамак. Поэтому "Стерлитамак, дыши!" борется не только за свой город с 270-тысячным населением, но и за другие населённые пункты Стерлитамакской агломерации — это более чем полмиллиона человек.
Могла дышать только в ванной, включив холодную воду, а дети плакали в комнате
За год деятельности экоактивисты научили жителей сразу же сообщать в диспетчерскую службу о неприятных запахах — пока это единственный адекватный способ донести информацию. Общественники ведут постоянную переписку с надзорными ведомствами. В 2021 году экоактивисты выяснили, что одно из главных загрязняющих веществ БСК ("Башкирская содовая компания") — опасный канцероген винилхлорид — не фиксируется при замерах надзорными органами.
Ольга Баландина уточняет: даже если будет расширен перечень измеряемых веществ, это мало что изменит — ночью надзорные службы не работают. В то же время общественники нашли способ — они выходят на ежедневные ночные замеры воздуха, чтобы выявить реальную картину происходящего.
Недавний случай заставил экологов вновь забить тревогу. 25 января Салават и Стерлитамак плотно окутал едкий смог.
— Я всю жизнь живу в Салавате, но такого, как в тот день, со мной никогда не было, — вспоминает Баландина. — Могла дышать только в ванной, включив холодную воду, а дети плакали в комнате. Мы все не знали, что делать, на улице было страшно, как в фильме ужасов — всё в едком тумане.
Предприятия экономят на очистке воздуха, правительство этот вопрос не заботит, из ведомств одни отписки, а нам что делать?
Баландина два раза звонила в ЕДДС (Единая дежурно-диспетчерская служба), но диспетчер сказал, что по её утренней жалобе превышений не обнаружено. Как уточнила активистка, в МЧС она также обращалась, но ей не ответили. По словам женщины, в чате "Стерлитамак, дыши!" люди также жаловались на удушающий запах хлора и сильный смог.
— Если не превышает нормы, то почему мы задыхаемся? Хуже всего тем людям, у кого астма, хронические заболевания дыхательных путей — для них такой воздух подобен смерти. Предприятия экономят на очистке воздуха, правительство этот вопрос не заботит, из ведомств одни отписки, а нам что делать? — задаётся вопросом Баландина.
Но участники "Стерлитамак, дыши!" нашли выход. После этого случая они запустили среди своих подписчиков акцию "Позвони на завод".
— Мы в постах призываем людей звонить на заводы, для этого указали номера телефонов. Надеемся, что совесть у людей с предприятий проснётся, — поясняет Баландина. Она уточняет, что необходимо звонить в "Газпром нефтехим Салават", Башкирскую содовую компанию, "Синтез-Каучук", Стерлитамакский нефтехимический завод.
— Почему люди пассивны? Когда в семье сразу у нескольких человек целый букет заболеваний — болезнь кровеносной системы, лёгких, невралгия — нет сил, нервов и времени на поиск причины: народ думает лишь о выживании. Думает, как спасти своих детей, заработать им на учёбу в крупном городе, — констатирует член координационного совета при Общественной палате России по экологическому благополучию, член движения "Сохраним шиханы" Карина Горбачёва.
Она отмечает, что согласно официальным данным, которые она получила в Минздраве Башкортостана, ежегодно только в Стерлитамаке онкологические заболевания выявляют примерно у 700-800 взрослых горожан. В среднем каждый пятый случай запущенный: рак обнаруживают на 4 стадии. В результате почти каждый четвертый с таким диагнозом умирает в течение года. Летальность, рассказывает Горбачёва, в среднем составляет 24%, а в последние годы она превышает уже 27%.
В конце января, уже после разговора с корреспондентом "Idel.Реалии", Ольга Баландина написала во "ВКонтакте", что "бежала" из города к родителям мужа в деревню. Причина — отравляющий воздух.
ВАДИМ ИСКАНДАРОВ, СТЕРЛИТАМАК
Протест на Куштау в августе 2020 года привел в стан экозащитников и 37-летнего предпринимателя из Стерлитамака Вадима Искандарова. Вместе с Ольгой Баландиной он стал одним из инициаторов создания движения "Стерлитамак, дыши!".
— Я просто люблю свой город, свою малую родину и хочу, чтобы наш край был чистым, чтобы люди воздухом дышали, а не травились, — объясняет свою позицию Искандаров.
Из-за воздуха страдает не только природа, но и бизнес, говорит активист. Несколько знакомых Искандарова, имевшие финансовые возможности и своё дело, уже уехали из Стерлитамака за пределы Башкортостана в более благоприятные города. Искандаров уезжать не хотел, но и не мог остаться в стороне. Начинал он с малого — освещал в интернете городские экоакции и мероприятия, но когда грянуло Куштау, Искандаров активно включился в дело спасения шихана.
Надзорные органы не могут или не хотят привлечь нарушителей к ответственности, до сих пор это главная проблема
Мужчина рассказывает, что во время протеста были разговоры не только о проблемах Куштау, но и о ситуации в Башкортостане в целом — особенно о том, что в Стерлитамакской агломерации совершенно невозможно жить. Так осенью 2020 года из защитников уникального башкирского шихана сформировалась основа движения "Стерлитамак, дыши!". Активисты запустили два паблика во "ВКонтакте": "Стерлитамак, дыши!" и "Салават, дыши!" — жители стали подписываться и делиться своими наблюдениями об аномалиях воздуха.
— За время работы у нас появились собственные датчики, аппаратура для мониторинга чистоты воздуха. Мы стараемся привлечь внимание именно федерального центра, потому что официальные местные структуры, которые занимаются охраной природы, между собой адекватно не взаимодействуют. Порой у них происходит путаница в полномочиях, поэтому активистов нередко "отфутболивают" от одной инстанции к другой. Надзорные органы не могут или не хотят привлечь нарушителей к ответственности, до сих пор это главная проблема, — рассказывает Вадим Искандаров. — А мы работаем, как и обычно: делаем замеры, пишем о нарушениях в надзорные органы, ведём информационную, разъяснительную работу с населением, выступаем в СМИ.
Вслед за Баландиной Искандаров говорит, что экопроблемы в Башкортостане — вопрос больной, не решается он уже очень давно, поэтому вся надежда сейчас на активную и неравнодушную молодёжь и молодые семьи. Их активность Искандаров увидел, когда в городах Стерлитамакской агломерации шёл сбор подписей за включение Салавата и Стерлитамака в национальный проект "Чистый воздух". Тогда — весной прошлого года — удалось собрать порядка 27 тысяч подписей онлайн и более 18 тысяч бумажных. В итоге руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова взяла этот вопрос на контроль, но реально каких-либо подвижек ранее 2023 года власти не обещают. Салават и Стерлитамак пока находятся в предварительном перечне городов программы.
Если мы войдем в федеральный проект, старые заводы перестанут дымить
— Радий Хабиров (глава Башкортостана — "Idel.Реалии") говорит, что нужно улучшать качество жизни в Башкортостане, и вот как раз включение наших городов в федеральный проект будет содействовать этому. То есть государство выделит субсидии, собственники будут вкладываться в модернизацию производства, соответственно, и жизнь людей изменится к лучшему, — делится своими выводами Вадим Искандаров.
Он утверждает, что "Стерлитамак, дыши!" поддерживают даже "белые воротнички", которые работают на хороших должностях на тех же заводах и фабриках. В то же время публично они выступать боятся — работа дороже. По мнению Искандарова, не надо бояться "зелёных", ведь это цивилизованная общемировая практика — когда народ контролирует заводы, если их владельцы это сделать не в состоянии.
— Если мы войдем в федеральный проект, старые заводы перестанут дымить, новым тоже придётся соответствовать жёстким экологическим требованиям, — резюмирует Искандаров.
РУСТАМ САЛАВАТОВ, СТЕРЛИТАМАК
— Уфа — миллионный город, и проблем с экологией там не меньше, но такого движения, как наше, там нет. Потому что в нашем Стерлитамаке был Куштау, он дал мощнейший толчок экологическому движению, — считает IТ-предприниматель из Стерлитамака Рустам Салаватов.
Куштау дал мощнейший толчок экологическому движению
Большую часть жизни он посвятил перспективному и прибыльному делу — коммерческим веб-разработкам, но в 2020 году не остался в стороне и был на шихане Куштау среди своих земляков, вёл с баррикад 4-часовую прямую трансляцию столкновений с полицейскими, активно рассылал фотографии и видео журналистам. Салаватов стал экологическим активистом именно после этих событий — как и другие, он начал борьбу за чистый воздух в родном Стерлитамаке.
Активист считает, что будущее экологического движения — за передовыми технологиями. Его стримы с места событий собирали до двух тысяч посетителей в моменте. Позже видеокадры и фотоматериалы Рустама распространили знаменитые блогеры: Илья Варламов и Ксения Собчак. Как результат — пристальное внимание к проблеме медийных личностей и полная победа активистов.
— События на горе вдохновили меня. По горячим, так скажем, следам я создал проект bashair.ru с целью мониторинга качества воздуха в центрах химической промышленности Башкирии. Это Стерлитамак, Салават и Ишимбай. Онлайн-платформа даёт горожанам данные о концентрации твердых ультрадисперсных частиц PM10 и PM2.5, которые становятся причинами серьёзных заболеваний, — рассказывает Салаватов. Сейчас для этих же целей он разрабатывает Telegram-бот.
Молодого человека радует то обстоятельство, что против него и его единомышленников из "Стерлитамак, дыши!" полиция и власти не применяют прессинг и иное давление. По его мнению, это связано с тем, что власти после глобального конфликта на Куштау не решаются больше угрожать защитникам природы, опасаясь возможного повторения протестов.
Мы имеем право знать, чем мы дышим. Моим детям я подаю пример, каким нужно быть гражданином.
Салаватов активно подключился к проекту "Стерлитамак, дыши!", его знания в области IT очень пригодились — он ставил необходимые измерительные датчики, выстраивал купленную специальную аппаратуру, делал сайт, группы в соцсетях. Активист говорит, что повестка за последние годы изменилась: если раньше жители жаловались на закрытие предприятий и отсутствие рабочих мест, то теперь речь идёт о выживании. По его словам, не нужно стесняться жаловаться в Единую дежурно-диспетчерскую службу, а в дальнейшем — обращаться к активистам "Стерлитамак, дыши!". Салаватов напоминает, что жители не должны молчать.
— Высылайте нам номер заявки, потом мы её прикрепляем к жалобе и отправляем жалобу в Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Природоохранную прокуратуру. Мы имеем право знать, чем мы дышим. Моим детям я подаю пример, каким нужно быть гражданином, — резюмирует Рустам Салаватов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.