Политическое крыло РПЦ против православного татарстанца: потребуется ли Татарстану своя Православная церковь?

Марк Шишкин

Эксперт по этнорелигиозным вопросам Харун Сидоров размышляет о причинах травли публициста из Татарстана и о способах решения этой проблемы.

Скандал вокруг травли, устроенной Марку Шишкину шовинистическими изданиями за то, что он попытался объективно взглянуть на историю со спиленным на актанышском кладбище крестом, уже собрал достаточное количество комментариев, чтобы его не требовалось комментировать автору этих строк. Но тут одна из сторон решила подключить "тяжелую артиллерию".

Как стало известно, с просьбой к МВД "дать оценку высказываниям Марка Шишкина" обратился Правозащитный центр Всемирного русского народного собора (ВРНС), который назвал их "возмутительными" и "оскорбляющими миллионы наших граждан". О содержании заявления ВРНС еще поговорим, а пока напомню, что это такое.

А это не просто какая-то общественная организация, а официальное общественное крыло Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП). В свою очередь этот Правозащитный центр является официальной структурой ВРНС, от имени которого, а значит и от имени уполномочившей его на это РПЦ МП в данном случае выступает его директор, небезызвестный Роман Силантьев (СМИ часто его обвиняют в исламофобии — "Idel.Реалии").

ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР

Деятельность этой организациии в основном освещают государственные или окологосударственные консервативные СМИ. Об организации пишут преимущественно в позитивном русле. Между тем она успела выделиться и неоднозначными инициативами. Так, ВРНС призывал принять закон о принудительном лечении от алкоголизма и, таким образом, решить демографические проблемы России.

Возглавляет организацию патриарх Кирилл, а его заместителем, помимо других, является основатель телеканала "Царьград" Константин Малофеев.

Структура существует с 1993 года. В заседаниях участвуют представители власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, представители силовых структур, преподаватели и студенты, деятели науки и культуры, делегаты русских общин зарубежья.

Так, в 2018 году на мероприятии ВРНС выступил даже президент России Владимир Путин.

Что же можно вынести из этой ситуации такого, что еще не было озвучено другими комментаторами?

Показательно, что всех собак на православного русского татарстанца Шишкина (к сожалению, из-за обилия идиотских комментариев на эту тему приходится повторять, что Марк — это его церковное имя) спустили за его попытку поговорить об исторических травмах татарского народа, которые необходимо учитывать русской стороне для выстраивания с ним адекватных общинных отношений. Шишкин прямо озвучил то, с чем согласились многочисленные татарские комментаторы и что в общем-то очевидно любому, кто пытался взглянуть на эту проблему глазами татар — одной из них является травма от насильственной христианизации, в противостоянии которой формировались татарская мусульманская культура и общность в XVIII – XIX веках.

Чем же решила заткнуть Шишкину рот РПЦ МП в лице ее уполномоченных структур? Тем, что "как минимум четверть татар в России исповедует христианство, а из среды этого народа вышли сотни священнослужителей Русской православной церкви".

Конечно, этот тезис можно было бы рассмотреть по существу, но опять же, в данном случае важно даже не то, что говорится, но то, кем говорится, а точнее, сопоставление того и другого. А говорится это тем же самым ВРНС, который принял в 2014 году Декларацию русской идентичности, содержащую в себе и такие утверждения: "...каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры... Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты".

Иначе говоря, от желающего быть русским требуется, если и не быть православным, то признавать православие основой русской культуры. Однако рассуждения Марка Шишкина о том, что "основой татарского культурного кода" исторически является ислам, объявляются оскорбляющими татар христианского вероисповедания. И заявляет такое конкретно ни кто-либо, а Роман Силантьев, который годами ведет борьбу за отлучение от русского народа шельмуемых им русских мусульман, название общности которых он использует исключительно в кавычках, чтобы показать, что не может русский быть мусульманином.

Впрочем, об этих двойных стандартах РПЦ МП для русских и татар уже говорилось. Но не меньше вопросов эта ситуация вызывает в другом контексте, который тоже уже обозначался ранее.

Если идеологи православных татар настаивают на том, что они являются полноценными татарами, то почему от их имени выступает Всемирный русский народный собор?

Не менее показательно в данной ситуации то, что РПЦ в лице ВРНС обрушилась на человека, сознательно выбравшего православную и русскую идентичность и последовательно позиционирующего себя как русского православного татарстанца. Обрушилась фактически за то, что он свою русскую этническую и православную религиозную идентичность не противопоставляет татарстанской республиканской идентичности, а считает, что одно прекрасно может сочетаться с другим и делает все, чтобы это было возможно.

Но как видно, нынешние гегемоны РПЦ хотят поставить православных, (в том числе и русских) татарстанцев перед выбором — либо ты поддерживаешь их политику, направленную против республиканской государственности Татарстана (напомню, что в п.2 ст.5 Конституции России республики в ее составе называются государствами), либо ты превращаешься в их врагов.

Именно такая политика РПЦ МП вопрос, аналогичный тому, почему православных татар представляет Русская церковь, поставила на повестку дня и в Украине, чьим православным надоело, что Московский патриархат эксплуатирует их религиозную принадлежность в своих политических целях, враждебных их государству.

Причем в данном случае, как видно, он возникает как применительно к православным татарам, так и применительно к православным русским Татарстана — не будет ли для них более логичным в будущем иметь свою Православную церковь Татарстана (ПЦТ), ориентированную не на Русскую, а на Вселенскую церковь (Константинопольский патриархат)?

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.