"А, может, честно сказать, как мы живём?". О чем новая песня чувашской группы "ЯлАр"

Фестиваль "Итиль". Казань, 2021 год

В 2013 году началась история чувашской группы "ЯлАр". В 2021 году коллектив приступил к записи первого полноценного альбома, а в начале декабря выпустил новую песню "Супер-гуд". Корреспондент "Idel.Реалии" встретился с участниками группы — они рассказали об истории её создания, творческом пути, этнической музыке и ответили на вопрос, есть ли в их новой работе политический подтекст.

История чувашской рок-группы "ЯлАр" началась в конце 2013 года. Тогда два выпускника строительного факультета чувашского госуниверситета — барабанщик Алексей Табаков (покинул коллектив в 2016 году — "Idel.Реалии") и гитарист Роман Михайлов решили, что хотят выступать на сцене в составе музыкальной группы.

Вадим Чернов — бас-гитарист — пришёл в коллектив позже, он и придумал первоначальное название группы "АльВаРо" (из имён трех участников группы — "Idel.Реалии"), которое сопровождало коллектив до сентября 2015 года.

Репетиция группы "ЯлАр"

Официальная дата образования "ЯлАр" — 22 октября 2015 года — в тот день состоялся их первый большой концерт. Изменить название группы предложил баянист Николай Пыркин. Название коллектива "ЯлАр" состоит из двух чувашских слов: "ял" — село, деревня и "ар" — мужчина, мужское начало. Музыканты говорят, что при выборе нового названия они учитывали, что в большинстве своём будут петь чувашские песни; участники группы — в основном выходцы из сельских районов Чувашии.


В 2015-2017 годах "ЯлАр" принял участие в сборных концертах, участвовал в корпоративах. Сами музыканты отмечают выступление в Чебоксарах, в ДК Тракторостроителей, 16 марта 2016 года, где сыграли вживую 24 песни, и концерт в Ульяновске в марте 2017-го — там прозвучали первые собственные песни коллектива — "Шупашкар рок-н-ролл", написанная на слова чувашской поэтессы Альбины Юрату, и "Ырă ту" — песня Вадима Чернова. В марте 2019 года "ЯлАр" получила приглашение выступить на фестивале "Тангыра-2019" в Ижевске — с тех пор группа уже три года неизменно принимает в нём участие.

В репертуаре "ЯлАр" — порядка 15 песен на чувашском языке. Собственного сочинения — "Эх, чун, яш чун!" ("Эх, душа, молода", слова — чувашский народный фольклор, музыка — "ЯлАр"), "Ырă ту" ("Делай добро"), "Пурнӑç лайӑх-иç!" ("Жизнь хороша"). Новая песня — "Супер-гуд", музыка "ЯлАр", слова Алексея Сваева.

СОСТАВ ГРУППЫ

В составе группы семь музыкантов. В "ЯлАР" звучит голос Александра Кокшина.

Александр Кокшин

— Я работаю с артистами эстрады, пишу аранжировки, не только для чувашской сцены. Свой опыт применяю в записи песен "ЯлАр". Сейчас собираем альбом. Процесс записи живых инструментов, их обработка — для меня новое, поэтому одновременно и учимся. С каждым разом нарабатывается опыт. Лично у меня свободного времени вообще нет. Мне бы поспать просто денёк когда-нибудь, — рассказывает Александр Кокшин.

Николай Пыркин играет на баяне, сочиняет тексты, музыку, сопровождая исполнение бэк-вокалом. В своё время он учился на факультете чувашской филологии вместе с Алексеем Московским — звездой чувашской эстрады; совместно был написан хит "Эс ӑҫта?" ("Ты где?").

— Это весёлая танцевальная песня, которая крутится на эстрадных концертах уже долгое время. Молодёжь её знает. Написали мы её с Алексеем Московским, когда были студентами, — вспоминает Николай Пыркин. — Мы подружились, хотели творить… Сели и написали эту песню. Он куплет, я куплет, вдвоём припев — и пошло. Играли на гитаре, делали аранжировку. Показывали её на студвесне. Потом, когда Алексей Московский начал выступать на большой сцене, играли "Эс ӑҫта?" на балалайках, народных инструментах, и песня звучала совсем по-другому.

Николай Пыркин, руководитель "ЯлАр"

Николай Пыркин — руководитель "ЯлАр", вся его деятельность посвящена творчеству. Бас-гитарист Вадим Чернов пишет тексты и музыку, его постоянное место работы — строительная сфера. Благодаря ему в музыкальный коллектив пришёл барабанщик Евгений Родионов. Он работает мастером на заводе, а на барабанах начал играть ещё до службы в армии. Однажды на репетицию "ЯлАр" пришёл гитарист Михаил Шумилов — и остался в коллективе. Он работает юристом в финансовой сфере; до пандемии постоянно жил в Москве, а сейчас работает удалённо и переехал в Чувашию — на родину. За аранжировки и запись в коллективе отвечает гитарист Сергей Мальцев, в "ЯлАр" он пришел в 2017 году.

"А ЕСТЬ ЛИ ОНА — ДЕМОКРАТИЯ?"

Николай Пыркин отмечает, что пандемия коронавируса внесла коррективы в творчество "ЯлАр". По его словам, ещё 16 марта 2020 года у группы был запланирован концерт, но "буквально за неделю всё отменилось".

— В 2020 году только пару концертов было: в "Керосинке" (ночной клуб в Чебоксарах — "Idel.Реалии"), "Тангыра" и онлайн-концерт в Казани. Есть и свои плюсы — в пандемию мы стали чаще собираться на репетиции. Миша приехал из Москвы, теперь постоянно с нами. Концертов не было, но зато были фестивали, — говорит Пыркин.

Третьего декабря 2021 года группа представила свою новую песню "Супер гуд!". На вопрос, о чём она, музыканты отвечают, что каждый человек может найти в словах свою интерпретацию. "Это интересная песня, каждый в ней увидит что-то своё по смыслу", — говорит Михаил Шумилов.

В тексте есть такие слова (в переводе с чувашского языка):

Шаг за шагом
Впереди бездна.
Прыгнем спиной вперёд
Будем лежать отдыхая.

Соберем сухие дрова
Разведём костер
Пусть жизнь будет светлой!
Да здравствует вечный кайф!

"Как ты живешь?"
Когда тебя спросят
Ты скажи:"
Супер, супер-гуд
Живём супер-гуд!"

Согревшись и отдохнув,
Сняв похмелье,
Начнем единогласно
Ре-во-лю-цию!

Флаги сшить бы
Из рваных штанов.
Пусть дрожат от страха
Ка-пи-та-лис-ты.

На вопрос, есть ли в этой песне политический подтекст, Михаил Шумилов отвечает, что "политики никакой нет, но люди разные, могут что-то узреть там — революцию и прочее".

Николай Пыркин считает, что слушатели вправе сами решить: "Я думаю, что слова песни и их трактовка остаётся на усмотрение публики. Каждый, что хотел, то и увидел".

Евгений Родионов

По мнению барабанщика Евгения Родионова, политика "ни в коем случае не ограничивает" творчество. Музыкант говорит, что участники группы "сами шутят иногда, что неплохо было бы написать текст так, а потом уже кто и как поймёт": "Мы не должны ограничиваться этим, но приходится, смотря на эти обстоятельства данного времени".

— Песня "Супер-гуд" была написана в 2000-х годах, — рассказывает Николай Пыркин. — А сейчас ребята решили ее "вытащить". Я наиграл, им понравилось, всё завертелось, и появилась песня.

Евгений Родионов дополняет: "Музыка — это отражение внутреннего состояния или отдельного человека, или коллективов в целом. У нас же все говорят, что мы в демократической стране живём. А есть ли она, — демократия? Нет никакого смысла скрывать своё внутреннее состояние. Я не знаю, почему человек должен молчать. Что имел в виду музыкант? Попробуйте, разгадайте. А, может, честно сказать, как мы живём? Вот такой здесь подтекст".

— На личности никто не переходил, — отмечает Вадим Чернов.

— Революция может быть любой: промышленной, культурной, в конце концов. Или же следует запретить слово "революция", — продолжает Евгений Родионов.

Корреспондент "Idel.Реалии" поинтересовался, звучат ли в творчестве "ЯлАр" социальные вопросы.

Вадим Чернов

— Я являюсь автором песни "Ырӑ ту" ("Делай добро"), — говорит Вадим Чернов. — Но здесь больше про естественные общечеловеческие ценности, моральные устои, которые хотелось бы, чтобы наш народ не потерял — почитание старших, помощь близким и друзьям. Это такие банальные вещи, но как чувствовалось, так и написалось. В припеве песни "Ырӑ ту" я буквально говорю: "Делай добро сегодня, не откладывай на завтра. Есть возможность — помоги". Это актуально и важно для общества всегда.

В 2021 году коллектив приступил к записи первого полноценного альбома. Есть, правда, концертный альбом, но "живая" запись — это другое, говорят музыканты.

О ЛУЧШЕМ И ХУДШЕМ КОНЦЕРТЕ

О концерте в Ижевске барабанщик Евгений Родионов вспоминает с ностальгией — на том выступлении "ЯлАр" исполняла песни на чувашском языке.

— Это пока самый запоминающийся концерт в моей жизни, — делится он. — Было много людей. Компактное заведение, и свет там был классный, и публика тоже. Когда мы в самый первый раз поехали на концерт в Удмуртию, не думал, что так сильно в республиках развит именно этно-рок.

Музыканты вспоминают и "самый худший" концерт.

— Это было начало нашего творческого пути, — рассказывает бас-гитарист Вадим Чернов. — В одном из городов на концерте в честь государственного праздника. Площадка была не очень приспособлена под живой звук — пришлось самим настраивать аппаратуру, и график выступления сбился. Ну, и наш репертуар зрителям не зашел, мягко говоря. Настроение публики накалилось до предела, но это тоже был своеобразный опыт.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЧУВАШИИ И ИГРА НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Михаил Шумилов

В коллективе по-разному отвечают на вопрос, как они оценивают музыкальную культуру в Чувашии. Михаил Шумилов односложно отвечает: "Консерватизм". Алексей Кокшин рассуждает, что "широкая аудитория — это всегда попса": "Много жанров, но для большой части населения всё равно будет в приоритете поп-музыка, как ни крути. Рок в Чувашии непопулярен… пока. Может, в других регионах по-другому. У нас больше слушают популярную музыку. Для любителей рок-музыки на чувашском языке есть группа "ЯлАр" (смеются)". Николай Пыркин в свою очередь считает, что у любого исполнителя найдется свой слушатель.

В планах группы — играть в том числе на национальных чувашских инструментах, говорит Евгений Родионов. Он констатирует, что сейчас редко встретишь исполнителей, кто это делает.

— Сейчас они [инструменты] в основном представлены в музеях или используются в качестве реквизита. Есть мастера, изготавливающие инструменты, которые обладают знаниями, но как совместить с нашей музыкой — пока это все непонятно. Люди уходят и с собой забирают историю, — отмечает Родионов.

Сергей Мальцев

Николай Пыркин дополняет, что "сейчас встретить человека, играющего на гармошке, — уже редкость".

— А говорить о том, чтобы кто-то сыграл на каком-нибудь сӑрнай (чувашский музыкальный инструмент, род дудки с широким раструбом — "Idel.Реалии"), палнай (чувашский народный музыкальный инструмент, похожий на пан-флейту — "Idel.Реалии"), шӑпӑр (чувашская волынка — "Idel.Реалии"), говорить не приходится, — рассуждает Пыркин.

МИССИЯ "ЯЛАР"

Есть у "ЯлАр" и своеобразная миссия. По словам Романа Михайлова, она заключается в том, чтобы "донести до нашего юного поколения, что на гаджетах свет клином не сошёлся".

Роман Михайлов

— Можно взять в руки инструменты, научиться играть на них, как делали наши предки. Живой пример — один из первых концертов состоялся в деревне Тенеево (Аликовский район Чувашии). С трудом даже выбрались оттуда. Зато молодые ребята здесь впервые услышали живой звук инструментов, подержали их в руках. После всех концертов стараемся, чтобы дети, которые есть в зале, подошли и посмотрели, — говорит Михайлов.

Он вспоминает концерт в Канашском центре социальной реабилитации подростков, где "по традиции — после концерта — дети подходили к нам, играли на гитарах, просто смотрели, что и как".

— И один мальчик с нами спел, — продолжает Михайлов. — Мы играли, а он пел. Где-то есть эта запись. После таких концертов появляются прилив сил и бодрости, хорошие эмоции. Это и есть вдохновение "ЯлАр".

— То, что мы делаем — это всё не зря, — дополняет Евгений Родионов.

Ближайшее выступление "ЯлАР" может пройти 23 февраля — при условии, что не будет ограничений из-за пандемии коронавируса — группа ведёт переговоры о проведении концерта в чувашском селе Комсомольское.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.