В пятницу, 17 декабря, Верховный суд Татарстана приступит к рассмотрению апелляционной жалобы пенсионерки Накии Шарифуллиной. В конце августа её приговорили к условному сроку за организацию деятельности признанной экстремистской организации "Нурджулар". Прокуратура осталась недовольна таким решением, а защита просит полного оправдания.
Первого января жительнице Набережных Челнов Накие Шарифуллиной исполнится 64 года. Женщина — как и её подруги, ученицы и всё окружение — не может понять, что послужило основанием для её осуждения по ч.1 ст.282.2 УК РФ ("Организация деятельности экстремистской организации").
31 августа её приговорили к двум годам условно за организацию деятельности признанной экстремистской организации "Нурджулар". Гособвинение же просило суд приговорить пенсионерку к семи годам реального лишения свободы.
"Нурджулар"
"Нурджулар" — турецкое религиозное сообщество, которое распространяет идеи ислама суннитского направления. Оно образовалось после Первой мировой войны на основе толкования учений турецкого теолога курдского происхождения Саида Нурси (1876-1960 г.г.). В основном сообщество представлено в Турции, но есть последователи и в других странах.
Современники и исследователи позиционировали учение Нурси как толерантное. Он проповедовал идеи братства, милосердия, призывал к сдержанности в соблюдении шариата и выступал против установления в Турции воинствующего атеистического строя.
После прихода к власти Кемаля Ататюрка в Турции запретили любую религиозную деятельность. Запрещено было и учение Саида Нурси, а самого теолога отправили в тюрьму. За несколько десятков лет он несколько раз оказывался под арестом, на него были совершены покушения, но суд его зачастую оправдывал.
До 50-х годов прошлого века труды Нурси изучали подпольно, как и любую другую религиозную литературу в Турции. Однако уже через несколько лет парламент страны легализовал движение последователей теолога. В 1960 году Нурси умер, а его преемником стали считать другого известного проповедника Фетхуллаха Гюлена и его движение "Хизмет".
24 февраля 1993 года Великое национальное Собрание Турции приняло указ: "Вернуть честь и достоинство Бадиуззаману Саиду Нурси, который испытал много издевательств и несправедливости, а также книгам "Рисале-и Нур", и принести от нашего имени и от имени турецкой нации извинения за причиненный вред".
6 ноября 2014 года книги Саида Нурси официально были взяты под защиту Турецкого государства.
В мае 2007 года в Коптевском суде Москвы прокуратура Татарстана добилась признания русских переводов сборника Саида Нурси "Рисале-и Нур" ("Письма света") экстремистскими. Против этого решения выступали не только представители мусульманского сообщества, но и экс-уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. В 2008 году Верховный суд России окончательно признал объединение "Нурджулар" запрещенным.
28 августа 2018 года Европейский суд по правам человека вынес решение, касающееся признания экстремистскими в России сочинений Саида Нурси. Суд отметил, что при запрете книг не были предоставлены никакие свидетельства тому, что их распространение привело к какой-либо религиозной напряженности или другим негативным последствиям, а тем более к насилию.
ЕСПЧ решил, что в российском судопроизводстве были нарушены правила проведения экспертизы, согласно которым эксперты не должны отвечать на юридические вопросы. Европейский суд пришёл к выводу: рассматривая дела о признании книг Нурси экстремистскими и их запрете, российские суды не привели достаточных и относимых к делу оснований.
Накия Шарифуллина начала изучать основы ислама в постсоветское время. Лишенные религиозной литературы в советские времена мусульмане после распада СССР получили доступ к книгам, изданным за границей. В Татарстане появилось много литературы из Турции, в том числе об основах ислама и правилах соблюдения религиозных обрядов.
В 1994 году в Набережных Челнах открылось медресе для девочек "Ихлас". Городская администрация выделила для учёбы две квартиры. Медресе было официально зарегистрировано, был написан устав и программа. В группах под контролем городского управления образования и Духовного управления мусульман Татарстана учились девочки от 5 до 25 лет.
Учитель математики и физики Накия Шарифуллина начала изучать ислам в 1991 году в "Ак мечети" Набережных Челнов. С понедельника по пятницу она работала в школе, а по воскресеньям ходила в мечеть. Через несколько лет опытный педагог уже сама преподавала в медресе "Ихлас", которое закрыли в 2007 году.
Ранее — в 2002-2004 годах — из России начали выдворять граждан Турции: в основном преподавателей спецшкол. Большое количество таких заведений были созданы как раз в Татарстане российско-турецкими фондами и коммерческими организациями. После проверок Минобразования и прокуратуры Татарстана татаро-турецкие лицеи обвинили в идеологической обработке детей — 44 турецких учителя покинули Россию.
В Татарстане было семь таких лицеев; три из них в Казани. Лицеисты изучали сразу четыре языка — русский, татарский, английский и турецкий. Уровень образования в них был одним из лучших в республике, что сразу сделало лицеи самыми престижными учебными заведениями в регионе.
Таким образом, вакуум в образовании, в том числе религиозном, лет на десять был заполнен иностранными кадрами и литературой. Затем начались репрессии против тех, кто учился по этим книгам и общался с преподавателями.
ЗАПРЕТИТЬ И ПОСАДИТЬ
Приговор казанцу Габдрахману Наумову, который окончил факультет исламского права в университете аль-Ахзар в Каире (Египет), а затем продолжил обучение в Российском исламском институте в Казани и работал старшим преподавателем кафедры исламских наук, шокировал исламоведов. Обвинение в организации деятельности "Нурджулар" и её финансировании "строилось лишь на показаниях некоторых свидетелей, один из которых — засекреченный", говорил "Idel.Реалии" адвокат Руслан Нагиев. Все они, по его словам, "говорят о Наумове как о члене "Нурджулар" только со слов других лиц, которых даже не допросили".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Шесть с половиной лет. За что отправили в колонию бывшего имама Габдрахмана Наумова"Напрямую эти свидетели о Наумове, "Нурджулар" и деятельности Саида Нурси никогда не слышали", — констатировал Нагиев и добавил, что обвинение "основано на сплетнях". Габдрахмана Наумова приговорили к шести с половиной годам колонии.
Накия Шарифуллина получила свой первый штраф в 100 тысяч рублей в 2014 году. Тогда суд в Набережных Челнах признал её виновной по ч. 1 ст. 282.2 УК за организацию деятельности "Нурджулар".
— Тогда со мной побеседовали в правоохранительных органах: сказали, "Накия апа, работайте с бабушками, не учите молодых", — вспоминает Шарифуллина.
После этого пожилые женщины продолжали собираться в мечети "Ихлас Нуры", вместе читали Коран и проводили ритуальные обряды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спасет ли новое решение Пленума Верховного суда участников "экстремистских организаций"? Отвечают правозащитникиВ марте 2020 года в доме Шарифуллиной прошли обыски, в ходе которых были изъяты книги Саида Нурси. Позднее на женщину завели уголовное дело. Организация "Нурджулар" была запрещена в России как экстремистская в 2008 году, несмотря на то, что эксперты неоднократно заявляли, что произведения Саида Нурси не содержат экстремистских посылов.
Шарифуллина провела под домашним арестом восемь месяцев, затем ей сменили меру пресечения на подписку о невыезде. Судебные заседания начались в январе 2021 года.
Накие Шарифуллиной предъявили обвинение по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации). На заседании городского суда 31 августа прокурор Набережных Челнов попросил для Шарифуллиной семь лет колонии. Суд вынес решение о двух годах условно.
— Все книги, которые мы читаем — о любви к Всевышнему, о нравственности и порядке. Ни я, ни мои подруги не понимаем, что мы делаем, что может расцениваться как "антигосударственная деятельность", — недоумевает женщина.
Как и все мусульмане, Накия Шарифуллина считает всё происходящее "испытанием от Аллаха" и призывает принимающих решение в отношении себя "не совершать ошибку".
Адвокат женщины Руслан Нагиев сообщил "Idel.Реалии", что 17 декабря Верховный суд Татарстана рассмотрит апелляционную жалобу защиты и апелляционное представление прокуратуры.
— Прокуратура недовольна мягким наказанием, а защита настаивает на полном оправдании, — уточнил адвокат.
Заседание в Верховном суде РТ назначено на девять утра.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.