Ильнар Гарифуллин рассуждает о речи Валерия Тишкова на заседании экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей.
Громом среди ясного неба для Федерального агентства по делам национальностей стала речь Валерия Тишкова на прошедшем на минувшей неделе заседании "экспертного совета" ФАДН.
Существует татаро-башкирский этнокультурный симбиоз, что-то наподобие русско-украинского пограничья
ФАДН было создано в 2015 году после того, как экспертное сообщество и общественность народов России неоднократно требовали воссоздания хоть какого-то подобия министерства по делам национальностей, существовавшего в 1990-е годы. Полноценного министра на выходе не получилось, зато было создано целое федеральное агентство — с небольшим, но всё же штатом чиновников. Экс-министр по делам национальностей РФ своей речью на заседании "экспертного совета" этой организации и последующим постом в Facebook, пожалуй, впервые привлек широкое внимание к деятельности ФАДН, преспокойно работавшего вот уже 6 лет.
Понятно, что речь Валерия Тишкова была встречена с воодушевлением у татарской аудитории и — напротив — с раздражением у тех, в чей адрес была направлена его критика. Что же такого он наговорил?
Именно эти личности насаждали программы "башкиризации" населения северо-западного региона республики, где исторически проживают преимущественно татары
"После заседания секции принял впервые участие в заседании Экспертного совета ФАДН и здесь повел себя не в свойственном мне стиле. В составе совета обнаружил сразу трех представителей Башкирии (и ни одного от Татарстана). Эти трое мне были известны последние годы как проводники крайних проявлений башкирского этнонационализма. Именно эти личности насаждали программы "башкиризации" населения северо-западного региона республики, где исторически проживают преимущественно татары, а точнее — существует татаро-башкирский этнокультурный симбиоз, что-то наподобие русско-украинского пограничья. Именно эти люди, используя статус федеральных экспертов и даже ресурсы президентского гранта для НКО, осуществляли программу сооружения в татарских районах памятных стел с написанием названий мифических башкирских родов, переквалификацию местного татарского языка в "северо-западный диалект башкирского языка" и, наконец, вели отчаянную агитацию среди населения данного региона Башкирии с призывом "запишись башкиром!" в ходе переписи населения. Именно эти действия вызвали, возможно, не всегда адекватную, но все равно в принципе ответную реакцию со стороны Татарстана. Данная ситуация была одной из наиболее напряженных в последние год-два, и ее частичная разрядка была достигнута дополнительными усилиями со стороны условного "центра". И вот они, красавчики, в составе Экспертного совета главного федерального органа исполнительной власти в сфере национальной политики! За какие свершения и по каким соображениям такое подношение довольно сомнительным по своим "заслугам" людям при том, что от большинства российских республик в совете вообще нет представителей? Этот мой вопрос остался пока без ответа. Все это было высказано открыто на заседании и, конечно, стоило мне многих нервных клеток. Но иногда бывает, что "не могу молчать".
О каких представителях РБ идёт речь? Уверен, здесь говорится о Бадранове, Юсупове и Бердине. Азат Бадранов — вице-премьер в правительстве Башкортостана, курирующий национальную политику. Юлдаш Юсупов — начальник Центра социокультурного анализа, Азат Бердин — его подчиненный. Все трое являются друзьями еще с эпохи правления Муртазы Рахимова. Все трое — башкирские националисты (во всех смыслах этого слова) из так называемой тусовки "башкирских традиционалистов".
Их сотрудничество с ФАДН не ограничивается одним лишь присутствием в "совете" его "экспертов". В феврале нынешнего года после многочисленных жалоб от татар ФАДН откомандировала свою делегацию во главе с заместителем руководителя этого агентства Михаилом Мишиным в РБ. Эту небольшую делегацию башкирская сторона встретила весьма "гостеприимно", традиционно свозив к Шульганташу (пещера), от души накормив и напоив... Отмечу, что по возвращении из Уфы в Москву Михаил Мишин был уволен со своей должности без официальных объяснений причин и в конце ноября сидел в этом "экспертном совете" на правах советника Валерия Баринова (председателя ФАДН).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чёрная метка от Путина Хабирову? Или треть татар недовольна нацполитикой УфыПро установку стел с названиями якобы башкирских племен теперь не знает, наверное, только ленивый. Я уже писал об этом проекте Дома дружбы народов Башкортостана: помимо нарушения прав татарского населения, проживающего в западных районах республики здесь налицо было нарушение норм действующего законодательства. Директор Дома дружбы народов Ильгиз Султанмуратов тут же был уволен — также без официальных объяснений...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Не по тендеру стела. Башкиризация татар споткнулась о госзакупкиИменно эти люди осуществляли программу сооружения в татарских районах памятных стел с написанием названий мифических башкирских родов
Что же касается тезиса о "татарских районах", то в условиях Башкортостана уже давно существует укоренившееся подразделение не только по географическому, но и национальному признаку. Причем, не просто исходя из национального состава этих территорий. Укоренение это — в самой государственной системе — еще с 1920-х гг. Неслучайно и сами власти постоянно упоминают термины "башкирский юго-восток" и "башкирское Зауралье", территориям которых всегда уделялось повышенное внимание по части приоритетного финансирования в программах социально-экономического развития. И неслучайно сам Радий Хабиров во время своего послания Госсобранию-Курултаю в январе 2021 года обратился именно к этой части республики, пообещав им — больше, чем другим территориям — финансирование и сказав напоследок на башкирском языке: "ваш край будет цвести". Получается, сама система башкирской власти уже давно сама сегрегировала территорию республики на "башкирскую" и остальные.
Азат Бердин в своем ответном интервью попытался дезавуировать слова Валерия Тишкова, но выглядело это весьма неубедительно хотя бы потому: по существу обвинений Тишкова не было сказано ни слова, что вполне логично, если учесть, что претензии федерального экс-министра были более чем конкретны. Например, Бердин говорил, что якобы от Татарстана в "экспертном совете" уже сидело несколько человек. Но тот же Андрей Большаков — преподаватель из КФУ — не был экспертом "совета", а присутствовал там лишь на правах гостя. Формально от Татарстана в "совете" числится только один из проректоров Российского исламского университета, но и он не присутствовал на данном заседании (да и понятно, что специализироваться он может только на религиозных, а не национальных вопросах). А тут от имени 1,5 млн башкир сидят трое даже не теоретиков, а самых реальных практиков нациестроительства — и опекающий их вице-премьер РБ.
Именно эти люди вели отчаянную агитацию среди населения данного региона Башкирии с призывом "запишись башкиром!" в ходе переписи населения
Мне стало известно, что после случившегося Татарстан направил в этот "совет" двух экспертов. Посмотрим, как теперь отреагирует ФАДН... А вот башкирским "этномиссионерам" послан конкретный сигнал: ваши дела теперь более не скрыты за тенью хабировской администрации и "крышующих" её условных башен красного кремля.
Безусловно, Валерий Тишков — фигура федерального масштаба, и я лично рад, что он таки заявил о проблеме ущемления прав татар Башкортостана. Хотя справедливости ради стоит сказать, что он и раньше в своих высказываниях признавал фальсификацию переписи в Башкортостане в 2002 и 2010 гг. и говорил о переписывании татар башкирами. И вот теперь эта проблема поднята — в публичном плане — на самый высокий уровень.
Да, Тишков является идеологом проекта под названием "российская нация". Этот проект, официально принятый на вооружение Москвой несколько лет назад, был вполне справедливо подвергнут критике и с моей стороны. В случае же с Башкортостаном Тишкова — как экс-министра по делам национальностей —волнует, прежде всего, межнациональная стабильность: чтобы всё было тихо и спокойно. И в данном случае интересы татарского народа и Валерия Тишкова, радеющего за этнополитическую стабильность в государстве, совпадают. Политика — вещь глубоко рациональная, поэтому в случае с вышеописанным кейсом, считаю, что татары могут только поддержать Тишкова — вне зависимости от идеологических разногласий с его основным курсом.
Ведь татарские национальные интересы, совпадающие с конституционными правами любых граждан, должны быть для татар в приоритете.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.