После публикации "Idel.Реалии" и визита в ИК-6 правозащитников в исправительной колонии особого режима Омутнинского района Кировской области началась масштабная проверка Следственного комитета. Об этом ТАСС сообщил источник в правоохранительных органах региона. 17-18 октября в пенитенциарных учреждениях Кировской области побывала комиссия Совета по правам человека при президенте России — Ева Меркачева, Андрей Бабушкин и Игорь Каляпин осмотрели две исправительные колонии и два СИЗО. Во время посещения ИК-6 несколько заключенных пожаловались на пытки — по факту их письменных заявлений о преступлении прокуратура и СК начали свои расследования. Служебную проверку в ИК-6 Кировской области назначил и Центральный аппарат ФСИН России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пытки с молитвой. Заключённые ИК-6 Кировской области сообщили о массовом применении насилияЧлены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Ева Меркачева, Андрей Бабушкин и Игорь Каляпин на прошлой неделе посетили две кировские исправительные колонии и два следственных изолятора: СИЗО-1 и СИЗО-2 в Кирове, ИК-11 в Кирово-Чепецком районе и ИК-6 в Омутнинском районе.
Пожалуй, максимальное внимание было уделено визиту в ИК-6, известной среди заключенных под неформальным названием "Черный дятел". Девятого ноября "Idel.Реалии" опубликовали статью "Пытки с молитвой" — герои публикации рассказали, что в ИК-6 происходят избиения, изнасилования и пытки осужденных. По словам бывших заключенных и их родственников, в этой колонии постоянно применяют пытки: "растяжки", удары током, утопление в баках с водой, зашивание живых крыс в матрасы, окунание человека лицом в фекалии, изнасилование с помощью деревянного фаллоимитатора.
После публикации Кировская областная прокуратура начала проверку. Герои публикации — Петр Чемия и Олег Неумоин — дали сотрудникам надзорного ведомства показания, полностью подтвердив изложенные в публикации факты. Руководитель "Комитета против пыток" и член СПЧ Игорь Каляпин рассказал, что во время посещения ИК-6 двое заключенных написали заявления, что к ним также применялись незаконные методы физического воздействия; ещё четверо дали устные показания.
Все осужденные, заявившие о пытках, по их просьбе были переведены в безопасное место исправительной колонии. По словам Каляпина, во время общения правозащитников с осужденными сотрудники ФСИН пытались оказать противодействие.
"Услышав о моем намерении получить от осужденного письменное объяснение, представители руководства УФСИН резко изменили формат взаимодействия. Мне внезапно было отказано в получении каких-либо письменных объяснений, мне заявили, что общаться с осужденными я буду только в присутствии сотрудника УФСИН и инспектора ИК-6, а, кроме того, все мои разговоры с осужденными будут фиксироваться на видеокамеру и служебный видеорегистратор. Уж не знаю, зачем все это понадобилось сотрудникам кировского управления, но по мне — так все это и к лучшему: лишние средства фиксации, лишние видеозаписи нам в работе только помогают. Лишь бы они их не потеряли потом", — иронично написал Каляпин на своей странице в Facebook.
После посещения ИК-6 и других исправительных учреждений член СПЧ Андрей Бабушкин рассказал "Idel.Реалии", что правозащитное сообщество на протяжении многих лет получает сообщения и жалобы о пытках в ИК-6 Кировской области. Однако ни одно заявление заключенных о пытках, по его словам, пока не удалось довести до суда.
— Впервые московским правозащитникам удалось посетить ИК-6 в Кировской области, — заявил Бабушкин. — По моим впечатлениям, все эти страшные вещи действительно происходят. Я лично получил показания заключённых о том, что к ним применялись пытки. Сейчас эти осужденные переведены в безопасное место, где ожидают этапа в другие исправительные учреждения России. Как мне стало известно, служебную проверку в ИК-6 назначил центральный аппарат ФСИН России. Я очень надеюсь, что будет заведено уголовное дело. Правда, я не до конца понял, что явилось мотивом для применения пыток? Стремление запугать заключенных, чтобы они бесплатно работали? Или это действия по заданию следственных органов, чтобы осужденные писали явки с повинной? Или все это совершается, чтобы оказать давление на представителей криминальных структур? А, может быть, все факторы вместе?
Бабушкин также отметил, что "действия администрации ИК-6 основаны на криминальной субкультуре по понижению статуса осужденного с применением приемов по "опусканию" людей, то есть изнасилованию в той или иной форме". По словам члена СПЧ, изнасилования и другие преступления в ИК-6 в отношении заключенных происходят при молчаливом потворстве со стороны православного священника, председателя Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Кировской области о. Владимира Путинцева.
Последний выразил сомнение в компетентности и непредвзятости членов СПЧ, которые посетили исправительные учреждения в регионе.
"Высказывая претензии к ОНК Кировской области о недостаточном осуществлении общественного контроля, мы видим, как предпочтение отдается голословным обвинениям в адрес сотрудников УФСИН по Кировской области, без фактической и аргументированной проверки по каждому факту обращения. Ни один факт нарушений прав человека не установлен", — заявил о. Владимир Путинцев, опубликовав "отчет о посещении" на сайте ОНК Кировской области.
Путинцев также отметил, что в большинстве случаев жалобы и заявления осужденных об издевательствах, изнасилованиях и пытках не нашли своего подтверждения. К примеру, в кировском СИЗО-2, по его мнению, не подтвердились "ложные сведения о таких нарушениях прав человека, как присвоение женских имен осужденным мужского пола и угрозы их изнасилования". А в ИК-6 Омутнинского района, по словам председателя ОНК Кировской области, оказалась недостоверной информация о применении физической силы со стороны сотрудников ФСИН к осужденным X. и B. Как сказано в отчете, "оба осужденных выдумали эти факты с целью перевода их в те регионы, где они проживали и были осуждены".
Также о. Владимир Путинцев подчеркнул, что "в день посещения фактов пыток и жестокого обращения с осужденными ИК-6 не выявлено".
"Члены ОНК Кировской области посещали, посещают, и продолжат посещать исправительные учреждения региона, осуществляя работу по недопущению фактов унижения человеческого достоинства в местах лишения свободы Кировской области. На фоне скандальных видео и фотоматериалов в сети интернет Общественная наблюдательная комиссии заявляет, что фактов пыток и жестокого обращения с осужденными в ФКУ ИК-11, ИК-6, СИЗО-1, СИЗО-2 в день посещения не выявлено", — сообщил Путинцев.
В то же время, если посмотреть рубрику "Отчеты о посещениях" на сайте ОНК Кировской области, нетрудно заметить, что за последние полгода члены ОНК бывали в местах лишения свободы лишь пару раз. Ещё один раз они посетили колонии и тюрьмы области совместно с комиссией Совета по правам человека из Москвы.
Одновременно с комиссией СПЧ, сотрудниками ОНК, ФСИН и прокуратуры в ИК-6 Омутнинского района побывала правозащитница, эксперт фонда "В защиту прав заключенных" (признан в России НКО-иностранным агентом — "Idel.Реалии") Лариса Захарова.
"Вчера мне удалось встретиться с двумя заключенными этой, считающейся у правозащитников пыточной, колонии. Заключенный из ЕПКТ (единое помещение камерного типа — "Idel.Реалии") рассказал о том, какие ужасы пережил в этом ЕПКТ с 2016 года, как его "встречали" офицеры этой колонии, что физическую силу здесь на заключенных отрабатывают только они. Как ему одевали мешок на голову и душили, от чего он терял сознание, а, очнувшись, обнаруживал, что его совершенно голого распяли под столом, связав ухищренным способом колени, обмотав их мягкой тканью и скотчем, на голове было что-то вроде шлема, а на лице лежала ткань, и на него лили вонючую жидкость, в рот, по всему телу. При этом, как рассказал заключенный, его тело было обмазано какой-то специальной мазью, предположительно согревающей (при попадании на чувствительные места вызывает жгучий эффект — "Idel. Реалии"), когда на него лили жидкость, казалось, что льют кипяток, особенно старались лить на половые органы, по всей вероятности, на самые чувствительные места, чтобы причинить еще большие страдания", — рассказала Захарова на своей странице в Faсеbook.
22 ноября стало известно, что масштабную проверку ИК-6 после публикации "Idel.Реалии" и визита правозащитников начали следователи Следственного комитета по Кировской области. Об этом ТАСС сообщил источник в правоохранительных органах региона.
Эту новость на своей странице в Facebook прокомментировала журналист, член СПЧ Ева Меркачева.
— Господи, спасибо! Справедливость есть!!! — написала она. — Эта колония — самое страшное место, что я видела. Я не спала все эти дни. Осуждённые рассказывали про то, что они перенесли. Даже если 10% правда — это ужас. Когда мы вышли из колонии, я сказала коллегам: "У меня ощущение, что мы вышли из концлагеря". Как мы их оставим там? Больше 1000 человек". Мы сразу отправили сообщение директору ФСИН. На следующий день были на Житной, где рассказали все увиденное и услышанное. Я благодарю руководство ФСИН России. Благодарю за то, что пустили в эту колонию, отлично понимая, что мы точно расскажем правду. И что не стали покрывать. Пусть разбирается теперь следствие.
В ближайшее время Ева Меркачева, Андрей Бабушкин и Игорь Каляпин планируют посетить места лишения свободы в Марий Эл, Мордовии, Рязанской и Саратовской областях. До 7 декабря правозащитники проверят около 20 исправительных колоний, следственных изоляторов и тюремных больниц.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.