Минимум одна драка в автобусе, задержки в движении и сотни ссаженных пассажиров — таким итогом завершается в Казани первый день введения QR-кодов в общественном транспорте. Корреспондент "Idel.Реалии" тоже оценил с утра все прелести новой системы — и хотя потасовок и прочих ЧП он на маршруте своего следования благополучно избежал, впечатления остались самые удручающие.
"МИГРАНТАМ ПАСПОРТА ПРЕДЪЯВЛЯЕТ НАРОД"
Время — семь утра, а чат, на который я подписан, уже переполнен гневными сообщениями. Люди описывают, с какими приключениями они добирались до работы.
"Всех проверяют, кондуктор бедненькая женщина, не успевает ничего… И код проверить нужно, и за проезд… Кошмар в автобусах, в трамваях — вообще война: всех, у кого нет кода, просят выйти, водитель дальше не едет", — передаёт одна из участниц чата.
"Татарстан впереди планеты всей", — комментируют это сообщение.
"Нас меньше, товарищи, в разы. Мигрантам паспорта предъявляет народ", — пишет другой участник, ставя в конце смайлик "рукалицо".
"Ещё чуть-чуть, и драка, видимо, начнётся в автобусах, трамваях..." — делится кто-то пессимистичным прогнозом.
"Ничего не начнётся, автобусы полные — и без кода людей единицы", — возражают в ответ.
Позже станет известно, что без драк 22 ноября всё же не обошлось. Пассажир, отказавшийся предъявлять QR-код, распылил струю из газового баллончика в лицо кондуктора.
— Чего ты бьёшь меня? — кричит пассажир на коротком фрагменте видео, попавшем в сеть, — Чё, спецсредство применить?!
До этого действительно раздаются звуки, похожие на шлепки ладоней.
Теперь этого пассажира разыскивает полиция, а Татарстан вновь оказался в центре внимания всей России. Ситуацию в республике прокомментировал даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
— Разумеется, подобные решения не могут реализовываться без определенных проблем на первом этапе, но надеемся, что скоро ситуация выровняется, — цитируют Пескова "Известия".
Руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова — в свою очередь — заявила, что "решение связано с напряжённой эпидемиологической ситуацией; QR-коды введены, чтобы обеспечить безопасность жителей при нахождении в ограниченном пространстве транспортного средства".
"КОЛЛАПС ПОЛНЫЙ..."
Примечательно, что главный санитарный врач Татарстана Марина Патяшина ещё в октябре не видела никакой необходимости введения QR-кодов на общественном транспорте. Об этом она заявляла минимум дважды. Первый раз — на пресс-конференции в ИА "Татар-информ" 11 октября, когда QR-коды стали требовать, в частности при посещении торгово-развлекательных центров, заведений общепита и тренажёрных залов.
— Вы себе как представляете QR-код при общественном транспорте? — поинтересовалась руководитель Управления Роспотребнадзора по РТ у журналиста, задавшего вопрос. — Коллапс полный. Поэтому при общественном транспорте у нас действует масочный режим…
Второй раз, комментируя ситуацию телеканалу "Татарстан-24" 29 октября, Патяшина заявила, что есть люди, у которых есть противопоказания к вакцинации — "и ограничить их право [передвижения]… как-то очень сложно".
Тем не менее режим действия QR-кодов на общественном транспорте был введён. Татарстан традиционно выступил в роли "пилотного региона", за экспериментом в котором наблюдает вся страна. К слову, в Госдуму сейчас внесены законопроекты, которые предусматривают введение режима QR-кодов в масштабах всей страны при посещении массовых мероприятий, магазинов, кафе и ресторанов, а также при пользовании авиационным и железнодорожным транспортом. Удивительно, но депутаты Госдумы, на чьём счету уже немало жестких законов, предпочли не рубить сплеча и перенесли рассмотрение этих документов на середину декабря.
В Татарстане же 7 декабря, как уже сообщало наше издание, продолжится рассмотрение иска жителей республики к Кабмину РТ, в котором они добиваются отмены постановления правительства РТ, вводящего режим QR-кодов при посещении мест массового скопления людей.
"ТЕЛЕФОНЫ БЕСПОНТОВЫЕ, НЕ ФОКУСИРУЮТ..."
Но вернёмся в утро 22 ноября. С 7 до 8 утра я регулярно проверял стоимость услуг "Яндекс-Такси". В качестве отправной точки забивал свой домашний адрес (улица Фучика, микрорайон Горки), в качестве пункта назначения указывал поочередно то площадь Свободы (Кабмин РТ), то ТРЦ "Кольцо". В районе 7 утра стоимость приближалась к 500 рублям. В районе 8 — колебалась в районе 450 рублей, и лишь ближе к 9 утра, на исходе часа пик, снизилась до 421 рубля за поездку.
Для начала я решил сесть в первый же попавшийся автобус, шедший до станции метро "Дубравная". Кондуктора внутри я не обнаружил, на остановках водитель выпускал всех через переднюю дверь. Надпись на перегородке, отделяющей кабину от салона, извещала, что с 22 ноября проезд "без предъявления QR-кодов с подтверждением их принадлежности ЗАПРЕЩЕН".
— А QR-коды вы что же, не проверяете? — поинтересовался я у водителя, приложив карту к валидатору на выходе.
— Почему не проверяем? Проверяем, — буркнул водитель и надвинул маску повыше на лицо.
Дальше была станция метро "Дубравная", где QR-коды проверяли ещё на входе. Делали это работницы в форме казанского метрополитена. Несмотря на то, что они работали трио, заторы из пассажиров, прибывавших на станцию волнами, периодически возникали. Пассажиры, преодолев этот кордон, часто переходили на бег, чтобы успеть на поезд. У некоторых в руках были листы бумаги, бережно обёрнутые в полиэтилен — как я понял, так предъявляли в транспорте свои справки те, кому прививки запрещены по медицинским противопоказаниям. Кого-то, кто не имел в руках ни справки, ни смартфона, периодически разворачивали — но подобных пассажиров было не очень много: по моим прикидкам, один-два на каждые два десятка.
Отсняв в метро, я поднялся наверх и сел в автобус, шедший на "Ферму-2". Кондуктор сетовала пассажирке, что встала в пять утра и уже валится с ног от усталости. Она, как и водитель в первом случае, лишь ограничилась продажей мне билета.
— А QR-коды не проверяете вы? — уточнил я.
— С утра проверяли, а сейчас уже — всё, устала я…
— То есть вас заставляют проверять? Я думал, контролёров каких-то наняли.
— Контролёры тоже стоят, везде. Телефон мне выдали…
— Ладно хоть телефон новый выдали, нет худа без добра.
— Только QR-код проверять — больше там ничего нет, — поспешила заверить кондуктор. — Но у нас-то и свои есть. Чего нам лишнюю тяжесть таскать…
— Телефоны беспонтовые, они не фокусируют, — без обиняков критикует при мне чудо техники в своих руках девушка-кондуктор уже в другом автобусе.
— Пусть вам iPhone одиннадцатый или двенадцатый купят, — комментирует парень, который стоит рядом.
Девушка смеётся и пытается навести резкость на мой QR-код.
— Вот-вот, нам дали, он не фокусирует. Мой-то быстрее срабатывает. Приложение беспонтовое они скачали... Вы переболевший, да? — обращается она ко мне. Соглашаюсь с явным теперь для всех пассажиров в салоне.
— Сначала предъявляем QR-код, потом оплачиваем! — кричит девушка на каждой остановке.
Чем дальше от конечной, тем больше набивается пассажиров. На Мавлютова, где решаю сойти я, автобус набивается совсем уже плотно. Как кондуктор успеет проверить все QR-коды и ещё обилетить каждого, для меня остаётся загадкой.
При этом, при всей своей добросовестности, она тоже, строго говоря, не выполняет предписанную процедуру до конца. Ведь при проверке QR-кода каждый проверяющий должен ещё убедиться, что его предъявляет именно тот, кому он был выдан. Во что превратятся поездки в общественном транспорте, если кондукторы будут подходить к проверке со всей щепетильностью, страшно даже представить.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.