Надо меньше врать. В Татарстане диагностирована напряженность

Посещение президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым Межрегионального клинико-диагностического центра. 1 ноября 2021 года

Никогда не знаешь, на каком именно рядовом толчке маятника гирька дойдёт до пола. И тогда — привет, дно. Так, в конце XIX столетия жители России стали громить больницы, избивать и забивать насмерть медиков. А в начале 20-х годов XXI века жители Татарстана призывают сопротивляться противоэпидемической прививке как "бактериологическому оружию против собственного народа" и гордятся "захватом" торгового центра. Что ж, по крайней мере, нынче пока без насилия, отмечает заметный рост цивилизованности сограждан колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич.

Надо сказать, что и 130 лет назад время в России было мрачное: тут тебе и государственный террор против инакомыслящих, и вновь разразившийся большой голод, охвативший около трети населения страны… Но на протест россиян толкнули не политрепрессии и даже не голод — нет, насильственные бунты вызвала эпидемия холеры (часть холерной пандемии), а конкретно — санитарно-эпидемические усилия властей остановить смертельную заразу.

(В итоге она унесла, по разным оценкам, 300-400 тысяч жизней из 122 миллионов, населявших Россию. Масса же населения — малограмотная или вовсе неграмотная, не понимавшая и потому агрессивно не принимавшая противоэпидемических мер, — пребывала в убежденности, что эпидемию придумали врачи-душегубцы да начальство, привыкшее и желающее утеснять народ. И действовала соответственно: препятствовала дезинфекции, отказывалась принимать лекарства, считая их отравой, нападала на больницы и, как писал знаменитый юрист Анатолий Кони, "тогда погибло много самоотверженных врачей и сестер милосердия".)

Вот и в 2021 году давно нарастающее отсутствие доверия к действиям власти вылилось в Татарстане в протест не по поводу падения уровня жизни, или госрепрессий против инакомыслия, или фальсификации выборов — нет, объектом защиты стало священное право непривитых от ковида, несмотря на любые противоэпидемические ограничения, гулять по торговому центру. (И судя по сочувственным комментариям к этой нижнекамской новости, следующим смелым шагом на пути к торжеству прав человека обещает стать отказ от исполнения рекомендации мыть руки после посещения нужника.)

Cводка по распространению коронавируса в регионах Поволжья за октябрь 2021 года

Такой выбор гражданских приоритетов выглядит, как бы это выразиться, странненько. Но уж что выросло, то выросло: когда, с одной стороны, сущностный политический протест не только карается, но и всячески маргинализируется властью в глазах массы обывателей — а с другой стороны, недоверие-то власти растёт и среди этой массы. (Например, по официальному результату сентябрьских выборов в Госдуму, партия власти получила почти 50 процентов голосов, а по свежему опросу официозного ФОМ , отдать голоса за эту партию были готовы 29 процентов — как такое возможно?.. А, опять же, вакцинация: власти доказывают, что от неё никакого вреда, кроме пользы, но ведь на таком же голубом глазу уверяли, что никакого подъёма пенсионного возраста не будет — и как им теперь верить?..)

Есть некоторые намёки на то, что нынешняя эпидемия принесла властям Татарстана не только усиление недоверия снизу, но и ослабление доверия сверху

Словом, в таких вот условиях не стоит удивляться, если накопившаяся протестная эмоция "Не верю!" может прорваться в довольно диковинной форме и даже по поводу тех действий властей, которые в порядке исключения выглядят вполне разумными…

Между тем есть некоторые намёки на то, что нынешняя эпидемия принесла властям Татарстана не только усиление недоверия снизу, но и ослабление доверия сверху. А если на первое им более или менее наплевать, то второе — уже серьёзно и крайне непривычно.

"Эпидпроцесс протекает в регионах несимметрично. Мы видим напряженную ситуацию в Удмуртской Республике, Пермском крае, Оренбургской области, Республике Башкортостан, Ивановской области, Тюменской области и Республике Татарстан", — заявил в октябре министр здравоохранения России Михаил Мурашко. И оставил непосвящённых гадать: в чём же конкретно проявляется эта особая напряженность ситуации у регионов-аутсайдеров и конкретно у Татарстана?

Может быть, в низком уровне достигнутого коллективного иммунитета?

Действительно, по этому показателю (это доля вакцинированных и недавно переболевших ковидом в общем количестве населения) Татарстан со своими 31,6% на конец октября — третий с конца в списке российских регионов; ниже — только Кабардино-Балкария (29,3%) и Дагестан (21,9%)…

Правда, у остальных шести из этого министерского перечня уровень коллективного иммунитета — не из самых низких по России: от 38,9% (Удмуртия) до 53,6% (Тюменская область). Стало быть, не этот показатель был решающим при формировании тревожного списка.

Так не масштабы ли этого медико-статистического чуда привлекли внимание в Москве?

А прирост заболеваемости и уровень смертности от ковида, судя по публикациям официального ресурса Стопкоронавирус.РФ, в Татарстане и вовсе куда ниже большинства российских регионов… Что, учитывая столь низкий уровень коллективного иммунитета, остаётся считать обыкновенным чудом…

Так не масштабы ли этого медико-статистического чуда привлекли внимание в Москве? То есть в федеральном центре, конечно, высоко ценят татарстанских асов счёта и отчёта, особенно — по итогам любых выборов… но могут ли после этого, будучи в здравом уме, доверять другим цифрам, представляемым теми же умельцами?..

А на днях и Росстат опубликовал свежую сводную таблицу о количестве "зарегистрированных умерших с установленным диагнозом коронавирусной инфекции за сентябрь 2021" по субъектам РФ. И тут вновь стало очевидным, что, будучи в здравом уме, доверять отчётам татарстанской власти ну просто неприлично.

Будучи в здравом уме, доверять отчётам татарстанской власти ну просто неприлично.

Потому как это в подавляющем большинстве других регионов эти жертвы ковида умерли "с установленным диагнозом" — в Татарстане же они умерли неизвестно от чего, не компрометируя своей смертью публичные антикоронавирусные успехи Татарстана.

Как подсчитал "Коммерсантъ", в сентябре Минздрав Татарстана официально заявил о 66 случаях смерти от ковида (за сутки — максимум пять объявленных смертей). По данным же Росстата, за тот самый месяц от коронавирусной инфекции в республике в среднем умирали по 50 человек в день. Общая смертность в республике по итогам сентября выросла на 43% к аналогичному месяцу 2020 года и на 65% — за два года, что значительно выше среднероссийских темпов…

А в целом в этом сентябре, утверждает Росстат, коронавирус стал основной причиной смерти 1484 жителей Татарстана!

Республика вошла в первую пятёрку регионов РФ по количеству умерших от ковида

Словом, республика вошла в первую пятёрку регионов РФ по количеству умерших от ковида. Это в абсолютных числах, но масштаб бедствия будет очевидней, если иметь в виду, что первое место заняла Москва с 1978 умершими на всё её население, более чем втрое превышающее население Татарстана…

А теперь — внимание, фокус. Официально татарстанское здравоохранение признало, что в этом сентября "вирус идентифицирован" лишь у 78 из умерших… А 1406 значатся под заголовком "возможно, COVID-19, вирус не идентифицирован".

Примечательно, что и в отчёте за предыдущий месяц — август — в графе "вирус идентифицирован" значится точно то же число — 78. (Хотелось бы понять: они умерших от ковида вообще считают, или с какого-то момента забили на это дело, перенося число из отчета в отчёт?) Правда, официально "не идентифицированных" тогда было поменьше — 1124.

По масштабу статистической иллюзии Татарстан, безусловно, уникален

И этот фокус с многократным занижением количества официально умерших от ковида, судя по таблицам Росстата, в Татарстане исполняется ежемесячно. Из всех остальных российских регионов в сентябре только Чувашия признанных жертв коронавируса (159) указала меньше, чем официально не признанных (263), однако по масштабу статистической иллюзии Татарстан, безусловно, уникален.

А ведь в сентябре 2020-го в Татарстане на 20 "не идентифицированных" республиканским здравоохранением жертв ковида приходилось аж 14 "идентифицированных"… Таким образом, пока в Москве простодушно ставят диагноз "COVID-19" 89% умерших от этой болезни, медицина в Татарстане за год добилась экстраординарного продвижения: научилась официально диагностировать лишь каждого 20-го!

Однако в федеральном Минздраве, похоже, решили, что специалистам, способным поставить правильный диагноз только в пяти случаях из ста, самим явно требуется помощь врачей

Мотивация для достижения такого успеха была, конечно, сильная: то требуется убедить электорат в безопасности скопления в местах конституционного "обнуления Путина" и очередного избрания президента Минниханова, то массовый бег трусцой — наш грозный ответ вирусам-убийцам…

Однако в федеральном Минздраве, похоже, не распознали в таком подходе к диагностике большого государственного потенциала, а решили, что специалистам, способным поставить правильный диагноз только в пяти случаях из ста, самим явно требуется помощь врачей.

Во всяком случае, в своём выступлении по поводу регионов с "напряжённой ситуацией" министр Мурашко сообщил, что туда уже направлены "дополнительные медицинские бригады". И остаётся надеяться, что не психиатрические.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.