Благотворители просят Путина вывести их из-под закона об "иноагентах"

К настоящему моменту НКО – "иностранными агентами" в России признаны 217 организаций.

Благотворительные фонды обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой не распространять на них действие закона об "иностранных агентах" . Об этом изданию "Такие дела" сообщил учредитель фонда "Нужна помощь" Дмитрий Алешковский.

Под письмом подписались больше 40 человек, среди них — учредитель фонда "Подари жизнь" Чулпан Хаматова, худрук МХТ имени Чехова и учредитель благотворительного фонда Константин Хабенский, соучредитель "Подсолнуха" Тимур Бекмамбетов, председатель организации "Ночлежка" Григорий Свердлин, президент Русфонда Лев Амбиндер, учредитель фонда "Дом с маяком" Лидия Мониава, попечитель фонда "Дети-бабочки" Ксения Раппопорт.

Благотворительные фонды отмечают, что их деятельность не может считаться политической, следовательно, она не попадает под нормы приведенного федерального закона. "Осуществление же благотворительной организацией деятельности, противоречащей положениям её устава, и так является предметом контроля со стороны Минюста России", — говорится в письме.

Авторы письма отмечают, что сейчас в законе об иноагентах уже есть исключения. Например, он не распространяется на религиозные организации, торгово-промышленные палаты, госкорпорации, государственные и муниципальные учреждения и на международные фонды. Они предлагают добавить в этот перечень и благотворительные фонды.

Законодательство об "иноагентах" в России появилось ещё в 2012 году, вскоре после возвращения Владимира Путина на пост президента. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации "иностранными агентами", если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются "политической деятельностью". Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения и экологии. При этом за девять лет существования закона его несколько раз ужесточали, расширив его действие не только на организации, но и на частных лиц. От "иностранных агентов" требуется соблюдение по сути дискриминационных требований, а отказ наказывается крупными штрафами или в уголовном порядке.

Ранее главные редакторы ряда СМИ, включая "Новую газету" и "Эхо Москвы", призвали скорректировать законодательство. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков этого не исключил. Власти, однако, и ранее говорили о возможности корректировки, однако законодательство лишь ужесточалось.

На прошлой неделе Владимир Путин заявил, что "размытые критерии" закона об иноагентах нуждаются в повторном анализе.

Всего к настоящему моменту НКО – "иностранными агентами" в России признаны 217 организаций. В реестр "СМИ-иноагентов" включены 73 человека и организации.

В январе-мае 2021 года Роскомнадзор составил и направил в суд несколько сотен протоколов о нарушении РСЕ/РС вступившего в силу минувшей осенью приказа Роскомнадзора о жестких правилах маркировки публикаций. ООО "РСЕ/РС" обжалует все без исключения принятые против него судебные решения, однако апелляции неизменно оставляются без удовлетворения Тверским районным судом.

Медиакорпорация РСЕ/РС, соблюдавшая все нормы российского законодательства, отказалась выполнять требования Роскомнадзора, расценивая их как попытку вмешательства в редакционную политику и политической цензуры.

В жалобе отмечается, что принятое в России применение законодательства о так называемых СМИ-"иноагентах" нарушает 10-ю статью Конвенции о правах, гарантирующую право каждого человека свободно выражать своё мнение, а также распространять информацию и идеи без какого-либо ограничения.

Президент РСЕ/РС Джейми Флай заявлял о решимости корпорации продолжать работать в России. "Мы продолжим противостоять попыткам Кремля цензурировать неприятную для российских властей правду", — заявил он.

Представители российских властей считают, что действующее в стране законодательство о "СМИ–иноагентах" является зеркальным отражением действий правительства США "против российских журналистов в Америке". "Мы вынуждены действовать по принципу "око за око", — заявила недавно, выступая на мероприятии в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. По ее мнению, "журналисты, представляющие СМИ–"иноагенты", не сталкиваются [в России] с ограничениями и пользуются теми же правами, что и все остальные работники этой сферы в России". Руководители РСЕ/РС и представители международных журналистских организаций неоднократно опровергали эту точку зрения, называя условия, в которых Радио Свобода действует в России, несопоставимыми с условиями работы телеканала RT и других проектов МИА "Россия сегодня" в США.

Российские власти штрафуют Татаро-башкирскую службу Радио Свободная Европа, в том числе татароязычный проект "Азатлык Радиосы" и русскоязычный портал "Idel.Реалии", а также телеканал Настоящее Время и другие русскоязычные проекты РСЕ/РС за неисполнение отдельных положений законодательства о так называемых СМИ–"иностранных агентах". Общая сумма штрафов по уже вынесенным судебным решениям составляет свыше 100 миллионов рублей. В мае представители РСЕ/РС обратились в связи с этим в Европейский суд по правам человека с жалобой против российских властей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.