Хан Кубрат. Почему в Чебоксарах до сих пор не открыт болгарский музей

Бюст основателю Великой Булгарии (Болгарии) хану Кубрату

С приходом НАТО в Болгарию все российско-болгарские проекты были заморожены. Известный скульптор Николай Кондрашкин с 1980-х годов работает свободным художником в разных регионах Среднего Поволжья. Самый крупный его проект находится в Софии — памятники героям Самарского ополчения в Болгарии Ивану Аксакову и Петру Алабину, погибшим в Русско-турецкой войне. Образы общеболгарских национальных героев, высеченные им из камня, ждут своего часа, но уже не в Софии, а в столице Чувашии. "Idel.Реалии" узнали у скульптора, есть ли надежда, что его работы установят на чебоксарской набережной уже в ближайшее время и для чего в столице Чувашии нужен болгарский музей.

Уже более десяти лет чувашская культурная общественность во главе с Николаем Кондрашкиным добивается реализации в Чебоксарах проектов памятников великим сыновьям чувашского народа — прежде всего основоположнику Великой Булгарии Кубрату. Среди чувашских художников и скульпторов Кондрашкин заметно отличается своей гражданской позицией и международными проектами.

Уже много лет его называют "мостом дружбы" между волжскими чувашами и родственными им дунайскими болгарами. Будучи членом Союза чувашских писателей и почетным членом Союза независимых болгарских писателей, академиком Болгарской академии наук и искусств и действительным членом Чувашской национальной академии наук и искусств, он является инициатором культурного и творческого обмена с болгарскими коллегами, способствует изданию совместных книг и установке памятников национальным героям.

ПОЧЕМУ КУБРАТ

— В последнее время вы неугомонно ратуете за установку на набережной в Чебоксарах памятника хану Кубрату — легендарной личности в истории чувашского народа, основателю Великой Булгарии. Местные власти одобрили ваш проект?

— Пока нет. Вместе с коллегами проводим презентации своих проектов, мастер-классы, устраиваем выставки в залах современного изобразительного искусства, в школах и библиотеках Ульяновска и Чебоксар с целью пробуждения самосознания и сохранения исторической памяти нашего булгаро-чувашского народа.

Президент Чувашской национальной академии наук и искусств Евгений Ерагин направил письма главе Чувашии, министру культуры республики, президенту Чувашского национального конгресса, главе администрации Чебоксар с обоснованием важности установки этого памятника в столице Чувашии — ждём ответа.

Помните слова великого Пушкина? "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие". Чуваши вышли из Великой Булгарии, мы потомки Волжской Булгарии— почему надо это скрывать? Болит душа, глядя на то, как национальная культура и самосознание булгаро-чувашского народа постепенно уходят в небытие. Многие из чувашей даже понятия не имеют, кто такой Кубрат, а ведь хан Кубрат — это объединяющий символ болгарских народов.

Причем чуваши, являясь наследниками Великой Булгарии и Волжской Булгарии, — единственный народ, который до сих пор говорит на языке Великого Кубрата. Другие его потомки — казанские татары и дунайские болгары — давно перешли на иные языки.

— И всё же Кубрат далековат от чувашей. Может быть, для Чебоксар лучше подойдёт Котраг, сын Кубрата — основатель Волжской Булгарии?

— Давайте будем последовательными. Кубрат — наш великий предок, а Котраг — его сын, предводитель серебряных булгар, который увёл свой народ на Волгу. У нас говорят: телега наперед коня не бежит. Нам всем, выходцам из Великой Булгарии, важно соблюдать завещание Кубрата потомкам: "Вăй — пĕрлĕхре! " (Сила в единстве). Это единственный залог дружбы и согласия с соседними братскими народами, потомками Кубрата.

Надеюсь, в ближайшее время бюст Кубрата займет достойное место на подступах к Чувашской Республике. В этом вопросе мы находим понимание и поддержку со стороны руководителей и меценатов, которые понимают самоценность этих проектов для подъема национального достоинства и патриотизма подрастающих поколений. А предводитель народа Котраг ждет милости у государственных мужей, руководителей районов и чувашских меценатов, чтобы появиться на коне в стране своих многострадальных потомков в Чувашии.

Скульптура Котрага, сына Кубрата, основателя Волжской Булгарии

На случай отказа установки конной скульптуры Котрага в Чебоксарах есть у меня замысел предложить городскому совету композицию "Уходящая память", где великий потомок рода Дуло без образа и лица сидит на коне с завязанными за спиной руками и смотрит в пустоту, напоминая нам, что жизнь быстротечна и ничто не вечно, все в пространстве меняется, переходит из одного состояния в другое.

Пространство не любит пустоту. Это значит, что если мы сегодня не реализуем свой проект, не поставим памятник Котрагу, там появится что-то другое, но не наше, не чувашское.

— Откуда берутся образы? Есть ли прототипы? Помогает ли ваша дружба с болгарскими коллегами?

— Среда воспитывает человека — у меня много друзей и коллег. Часто рисую своих учителей и наставников, и не только великих сыновей чувашского народа, но и моих современников, близких и родных. Например, портреты прадеда Кондр-батора, историка Василия Димитриева, педагогов Виктора Степанова, Виталия Станьяла, Александра Пешне, друзей-единомышленников Владимира Болгарского, Олега Самана. Есть в том числе и портреты болгарских ученых и писателей: Ангел Христов, Дочо Шипковенски, Николай Христов.

Это истинные потомки Кубрата и Котрага, в их жилах течет кровь великих чувашских предков, их образ подходит для создания любых портретов великих героев народа. Кроме того, любой художник, работая над портретами, идентифицирует себя с будущими образами. Все персонажи — это мои духовные братья, и в этом смысле они похожи на меня. Не зря друзья называют меня волжским булгарином.

НА КОГО ПОХОЖИ ЧУВАШИ

— По какому принципу вы отбираете персонажей из чувашской истории? Кто подсказывает идеи?

— Черпаю сюжеты из глубины веков. В основном опираюсь на графические работы моего друга, народного художника Чувашии Владимира Агеева, его иллюстрации к книгам современных чувашских писателей, например, к сборнику Михаила Юхмы по чувашской мифологии.

Десять лет назад мы вместе с Владимиром Ивановичем создали образ заступника чувашского народа Негея и преподнесли памятник в качестве подарка селу Хоршеваши Красночетайского района Чувашской Республики. Именно там в свое время проходили известные трагические события, связанные с выступлением Емельяна Пугачева против царского гнета.

Таким же образом появились на свет портреты героев и выдающихся людей (Кубрат, Котраг, Петр Дементьев, Николай Ашмарин), которые были инициированы моими коллегами, согласованы Центральным советом чувашских старейшин и Чувашской национальной академией наук и искусств. С ними продвигать чувашские проекты намного проще, поскольку я сам являюсь членом Президиума национальной академии и Совета старейшин.

Скульптор Николай Кондрашкин

— Центральный совет чувашских старейшин задолго до 150-летнего юбилея тюрколога Николая Ашмарина обратился к чувашским властям с просьбой установить памятник ученому в Чебоксарах, сохранить его дом в Ядрине и благоустроить могилу на Арском кладбище в Казани. Вы подготовили скульптурные проекты. Какова их судьба?

— Все верно: проекты давно готовы, а бюсты отформованы и отлиты в полимербетоне под бронзу. Теперь их судьба — это моя судьба. Пока есть силы и энергия, буду творить дальше и устанавливать эти работы.

Недавно, 28 сентября, в чебоксарской школе №3 состоялась встреча культурной общественности Чувашии, проектантов и авторской группы по созданию и установке памятника ученого Николая Ашмарина на улице Ашмарина и бюста космонавта Андрияна Николаева перед зданием аэропорта Чебоксар с участием представителей Минкультуры Чувашии, работников Управления архитектуры и градостроительства администрации Чебоксар.

То, что задумано нами, всё будет реализовано общими усилиями моих друзей, коллег и единомышленников. Не найдутся средства на установку у государства, будем устанавливать своими силами в качестве подарка, как и десяток других памятников. Пусть только не мешают работать.

НЕ РАЗДЕЛЯТЬ НАРОД НА МЕЛКИЕ КЛАНЫ

— В 2013 году вы забили тревогу, что в городе Болгар (Татарстан) древние каменные книги — "Серебряные руны" Волжской Булгарии — оказались под ногами туристов, выброшены на завалинки древних сооружений как лишние экспонаты. Чем закончилась эта история?

— Чистая правда! Равнодушие и вандализм всегда трогают неравнодушные сердца, особенно если речь идет о старинных памятниках истории и культуры родного народа. Но сегодня меня и моих коллег больше тревожит безмолвие наших республиканских руководителей, которые игнорируют проекты по сохранению исторической правды о чувашском этносе и Волжской Булгарии в историко-архитектурном музее-заповеднике города Болгар. От этого мы не находим общего языка с соседями, чтобы отстаивать историческую правду о потомках булгарского народа в Республике Татарстан.

Как получилось, что чувашским документам и артефактам не нашлось в Болгаре достойного места? Коли так, давайте создадим на территории своей республики собственный музей под открытым небом, соблюдая завещание великого предка болгаро-чуваш Кубрата не разделять народ на мелкие кланы, а жить в мире и дружбе.

Памятник космонавту Андрияну Николаеву

— На окраине Ульяновска планируется реализовать этнокультурный архитектурный проект "Чувашская деревня". Прежний председатель культурной автономии Ульяновской области Владимир Сваев обещал, что здесь будут возрождаться народное искусство, обычаи и традиции чувашского народа. Ваши скульптуры там будут?

— Да, все обещают, вступая в новую должность… Это хорошее начало, но для национального музея слишком компактно и тесно. Это, скорее, частный музей, где в основном собираются по Акатуям и другим национальным праздникам, на презентации книг. Конечно, там есть и мои работы — бюсты просветителя Ивана Яковлева, его первого ученика этнографа Алексея Рекеева, математика и просветителя Павла Миронова, поэтессы и педагога Васси Анисси. Это мои подарки музею в качестве экспонатов.

Десять лет подряд я предлагаю создать Аллею чувашских просветителей в Музее-школе И.Я. Яковлева в Ульяновске с установкой бюстов этих персон. Пять лет назад наш проект был одобрен правлением чувашской национально-культурной автономии, и его согласовал сам губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Сегодня реализовать эту крылатую идею в Ульяновске вряд ли получится — стало хлопотно, у новой власти несколько иные задачи, буквы важнее, чем личности.

— 14 сентября в чувашском селе Шемурша открыли памятник Мигулаю Ильбеку, автору знаменитого романа "Черный хлеб". Чья это была идея и как долго шла подготовка?

— Вы точно выразились: подготовка шла долго. В 2017 году болгарские коллеги, профессор Сергей Иванов и Дочо Шипковенски, сообщили мне, что в городе Плиска в Болгарии открылся Музей кириллицы, и там будут устанавливать памятные бюсты выдающихся представителей разных народов, которые писали свои труды на кириллице. Директор музея Карен Алексанян, просмотрев мои проекты, предложил мне изваять пару образов чувашских писателей.

Это были мои любимые писатели Никифор Мранькка, Педер Хузангай и Мигулай Ильбек. Заказчик выбрал Мигулая Ильбека и предложил отлить его в бронзе. Естественно, через год бронзовый бюст был готов к отправке в Болгарию, но наши министры не спешили обеспечивать документацией произведение искусства для отправки за рубеж.

Еще через год с помощью своих московских друзей и коллег при поддержке скульптора Сергея Оссовского договорился отправить бюст в качестве экспоната выставки в Софию через адвоката Владимира Болгарского. Получив бюст, в 2018 году заказчик официально пригласил чувашскую делегацию приехать в качестве почетных гостей в Болгарию с целью торжественного открытия памятного бюста Ильбека в Музее кириллицы в Плиске, но так и не дождался.

Мы с супругой Татьяной Александровной побывали в гостях у дунайских братьев в качестве чувашских народных дипломатов и очень этому рады. Я бывал там уже трижды с докладами в разные годы на научных форумах ООБ и МАБИК (Варна, Перник, София) в качестве чувашского делегата и волжского брата. Всегда принимали хорошо.

— Расскажите про творческое объединение "Серебряный конь", президентом которого вы являетесь. Кто его члены, чем оно занимается?

— Это ядро булгаро-чувашских единомышленников, которые отстаивают проекты по сохранению исторической памяти "серебряного" булгаро-чувашского народа. Логотип "Серебряный конь" был утвержден в качестве фирменного знака нашего творческого объединения, который занесен в реестр Общества объединенных болгар и олицетворяет возрождение Волжской Булгарии сегодня.

За десять лет дружбы мы с дунайскими братьями во многом преуспели. Сообща в разные годы были организованы научные форумы ООБ, МАБИК и ЧНАНИ "Болгариада" в Болгарии и России, где прочитаны доклады по истории и культуре болгарского народа и волжских булгар, написаны книги и созданы памятники Ивану Аксакову и Мигулаю Ильбеку для Болгарии и России.

Общими усилиями дунайских и волжских братьев при поддержке научной и культурной общественности предстоит сделать еще больше. В планах болгарских коллег — установка памятника Великому Кагану Кубрату в Прищепино (Украина), на месте золотого захоронения, и памятника Кубрату с сыновьями в Чувашии, на исконной земле волжских булгар.

Справка
Кондрашкин Николай Григорьевич (род. 28 марта 1949 года) — чувашский художник, скульптор, член Союза чувашских писателей (2008), заслуженный работник культуры Чувашской Республики (2012), почетный член Союза независимых болгарских писателей, академик Болгарской академии наук и искусств и почетный член Общества Тракия (Болгария, 2014), действительный член Чувашской национальной академии наук и искусств, лауреат Международной чувашской литературной премии имени Пайдула Искеева (2009), лауреат общественной премии Мажита Гафури (2015).
Автор более 100 творческих и скульптурных проектов, более 30 книг, среди них "Апофеоз возрожденного булгара", "Кубики булгар", "Купание белого коня", "Слово о чувашских великанах", "Я твой солдат, Россия", "Чувашское дело", "Болгариада" (совместно с Ангелом Христовым, Дочо Шипковенски), "Хождение за три моря", "Явление Кубрата народу" (в соавторстве с Вани Ангеловой, Тоней Борисовой). Последняя работа — творческий альбом-ретроспектива "Волжский болгарин".
Его скульптуры есть в Ульяновской области, Чувашии, Татарстане, Крыму, Казахстане, Латвии и Болгарии.
Уроженец с. Средние Тимерсяны (Вӑта Тимӗрҫен) Цильнинского района Ульяновской области.


P.S. Издание "Азатлык Радиосы" опубликовало интервью с археологом Фаязом Хузиным, в котором он ставит под сомнение некоторые слова Николая Кондрашкина, в частности статус хана Кубрата. Подробнее на татарском языке можно прочитать в статье "Наследники волжских булгар — чуваши или татары?".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.